Семинарское занятие 1. Сущность процесса обучения и его структура
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Семинарское занятие 1. Сущность процесса обучения и его структура
Примерные вопросы для обсуждения:
· Эволюция понятия «дидактика».
· Основные задачи дидактики в современной педагогической науке и практике.
· Характеристика и анализ основных дидактических понятий.
· Процесс обучения как педагогическая система.
· Структура процесса обучения.
Литература:
1. Гребенюк О.С. Общая дидактика. - Калининград, 1996. - С.67-77.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.115-137.
5. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.119 - 224.
6. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В.А. Сластенина.- М., 2002.
7. Современная дидактика: теория – практика./ Под ред. И.Я. Лернера, И.И. Журавлева. – М., 1994.
8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
Семинарское занятие 2. Закономерности и принципы обучения
Примерные вопросы для обсуждения:
· Взаимосвязь педагогических законов и закономерностей
· Общая характеристика принципов обучения (основные компоненты, связи между ними);
· Мотивы как движущие силы познания, виды учебной мотивации
Рекомендуемая литература:
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991-169.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2000.- 512 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.– М.: Логос, 2000.- 384 с.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2-х книгах. – М., 1999-2001.
5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
6. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2003.- С. 254-260.
7. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В.А. Сластенина.- М., 2002.
8. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.- Гл. 4.
Семинарское занятие 4. Урок в современной школе
Примерные вопросы для обсуждения:
· Формы обучения и их развитие в теории и практике.
· Понятие об уроке. Классификация уроков.
· Типы уроков в традиционной классификации по дидактическим целям и месту урока в их общей системе.
· Основные требования, предъявляемые к современному уроку.
Рекомендуемая литература:
1. Анализ урока: типология, методики, диагностика/авт-сост. Л.В.Голубева, Т.А. Чегодаева.- Волгоград, 2008.
2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Избранные педагогические труды. – М., 1989. – с. 379-415.
3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.- Гл. 1; 2.4; 3.4-3.6; 4.2.
4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика.- М.,2006.
5. Культура современного урока. / Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997
6. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1986.
7. Окунев А.А. Как учить не уча. – СПб, 1996.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок.-Ростов-н/Д, 2001.
9. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.
10. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1995.
Семинарское занятие 5 . Системы обучения. Инновационные образовательные процессы
Примерные вопросы для обсуждения:
· Традиционное обучение и его характеристика
· Дистанционное обучение и его преимущества
· Развивающее обучение и его сущностные характеристики
· Общие тенденции развития инновационных процессов в образовании.
· Содержание и структура инновационной деятельности учителя.
Рекомендуемая литература:
1. Давыдов. В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.- М.: Наука, 1986.
2. Зайцев В.Н. Практическая дидактика.- М.,2006.
3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С.В. Кульневич. –М., 2001.
4. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995.
5. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под ред. В.С. Кукушина. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Ростов н/Д.: Март, 2004. -335 с.
6. Подымова Л.С.. Подготовка учителя к инновационной деятельности.-М., 1995.
7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность .-М., 1999.
8. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология.- , М., 2004..- С.438-493.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. –М.: Народное образование, 1998. – 155 с.
10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. -270 с.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Семинарское занятие 1. Воспитание как система
Примерные вопросы для обсуждения:
· Научные подходы к понятию «воспитании».
· Сущность отношений как предмета воспитания.
· Системный подход к воспитанию.
· Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания.
Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6
Содержание лабораторных занятий
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
1. По каждой теме составить опорный конспект в форме структурно-логической схемы.
2. В педагогический словарь выписать основные понятия темы.
3. К каждой теме подобрать педагогическую задачу и решить ее.
Таблица 8
Содержание СРС
Тема (раздел) | Содержание заданий, выносимых на СРС | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Сроки проверки результатов СРС | Примечание |
1.Теория обучения | · Составление опорных схем: «Основные этапы развития теории обучения в ХХ веке». · Заполнение таблиц: «Категории, используемые дидактикой". · Анализ педагогических ситуаций и задач. · Самоконтроль знаний по теме (тестирование, вопросы для самопроверки и пр.). · Анализ разнообразных подходов к классификации методов обучения. · Упражнения в операциях с базовыми понятиями. · Анализ фрагмент урока с использованием учебной игры. · Выполнение творческого задания к теме «Урок в современной школе» · Подготовка к проведению педагогической игры-драматизации «Теремок - открытия урока». | |||
1. Теория воспитания | · Сравнение трактовок понятия «воспитания», представленных в учебниках и учебных пособиях по педагогике (см. список основной литературы учебного курса). · Нахождение соответствия между понятиями. · Подготовка реферата по одной из самостоятельно выбранных концепций воспитания. · Подбор 2-3 педагогических ситуаций (задачи), раскрывающих проблемы нравственного воспитания учащихся и подготовиться к их аудиторному обсуждению. · Анализ взглядов современных учеников (подростков, юношества) и их учителей в отношении основных моральных категорий. · Составление типологии современных общественных детских организаций в нашей стране и за рубежом. · Разработка плана-конспекта внеклассного воспитательного занятия. · Подготовка к аудиторному проигрыванию проблемных ситуаций. · Подготовка мультимедийной презентации по одной из выбранных воспитательных систем. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Раздел 1. Теория обучения
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ 1: Место дидактики в системе педагогических знаний
1.Составьте схему «Основные этапы развития теории обучения в ХХ веке».
2. Заполните таблицу «Категории, используемые дидактикой".
Категории и понятия | Их краткая характеристика | |
Философские | ||
Общенаучные | ||
Частнонаучные |
3. Задание. Письменно ответьте на поставленные вопросы.
(При ответе на вопрос, старайтесь указать годы жизни педагога, написанные им труды, что он конкретно сделал для развития педагогической науки и практики).
1. Что сделал для педагогики (дидактики) Я.А. Коменский?
2. Какие дидактические идеи разработал И.Ф. Гербарт?
3. Расскажите о педагогических взглядах К.Д. Ушинского.
5. Кого из отечественных педагогов вы знаете? Чем они прославились в области дидактики?
Основные источники информации:
1. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград, 1996. - С. 18-21.
2. Гребенюк Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учеб. по-
собие для студ. педагогического факультета. - Калининград, КГУ,
1996. - С.5-16.
3. Дидактика средней школы /Под ред М.А. Данилова и М.Н. Скат-
кина. - М., 1997. - С.129-181.
4. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.339-362.
5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.115-137.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.119-224.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ . «Цели и ценности современного образования и обучения
1. В теории и практике образования сложились два принципиально отличающихся подхода к определению сущности содержания образования: знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный. Отразите их сущность в таблице.
Знаниево-ориентированный подход | Личностно-ориентированный подход |
Ученые по-разному определяют понятие «содержание образования»:
· система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих умений и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф.Харламов)[1];
· сумма знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства (Б.Т.Лихачев);
· педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности (И.Я.Лернер).
В последнем определении понятия содержание образования» по сути отражена его структура. А именно, содержание образования представляет собой единство когнитивного опыта личности, опыта осуществления деятельности, опыта творческой деятельности и опыта отношений личности. При подготовке к занятию обратите внимание на содержание указанных компонентов.
Заполните таблицу.
Когнитивный опыт личности (система знаний). | Опыт осуществления деятельности (практический опыт, (навыки и умения)) | Опыт творческой деятельности (готовность к поиску решений проблем) | Опыт отношений личности |
Виды знаний: | Виды умений: | Конкретные черты | Система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений, его специфика состоит в оценочном отношении к деятельности, к миру, к людям. |
При подготовке к занятию выпишите из учебника источники отбора содержания образования.
Источники отбора содержания образования:
- культура и социальный опыт, а точнее: наука …
Выполните контрольный тест.
Дополните определение.
Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений, навыков, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие личности учащихся – это ______ ______ __ .
2. Преимущественно гуманитарное, «классическое» направление образования отстаивали представители теории:
а) материального образования;
б) дидактического формализма;
в) дидактического прагматизма;
г) структурализма.
3. Дополните недостающий компонент содержания образования.
когнитивный опыт личности,
_______________ _________,
опыт творческой деятельности,
опыт отношений личности.
Дополните определение.
Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет - это _____________ .
5. Дополните недостающий компонент государственного образовательного стандарта.
Федеральный, национально-региональный, ______________.
6. Из предложенных альтернатив выберите те, которые являются носителями содержания образования.
книги для учителя; указка; | учебное пособие; картина; | график; портфель. |
Оцените выполненную работу, разделив количество верных ответов на 7. Вы усвоили материал на достаточном уровне, если полученный коэффициент превышает 0,7. (Здесь мы опираемся на подход к оценке усвоения материала В.П.Беспалько).
Основные источники информации:
1. Беспалько В.П. Теория учебников. – М., 1988.
2. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2-х книгах. – М., 1999-2001.
4. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2003.- С. 254-260.
5. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989.
6. Каспаржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и Российское образование в эпоху перемен. – М., 1989.
7. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М., 2000.
8. Леднев В.С., Рыжаков М.В., Шишов С.Е. Общая концепция федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. // Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины./ Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. – М., 1998. – с. 3-22.
9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.- Гл. 4.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА»
1. Ответьте на вопросы:
■ какова структура процесса обучения?
■ каковы основные компоненты процесса обучения?
■ какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?
что является основной структурной единицей процесса обучения?
■ что изменяется в процессе обучения?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
■ «основная движущая сила процесса обучения - противоречия между учителем и учеником»;
■ «в процессе обучения происходит передача знаний и умений»;
■ «в процессе обучения учитель воздействует на учащихся»;
■ «результатом процесса обучения является знание, усвоенное учеником».
3. Охарактеризуйте одну из функций обучения (по выбору студента) с привлечением фактов из предмета Вашей специальности.
4. Задания:
Известно, что процесс обучения подчиняется определённым закономерностям, каким?
Установите соотношение закономерностей диалектики закономерностей обучения.
Найдите педагогические ошибки и неточности:
· «недисциплинированность учащихся - это закономерное явление»;
· «если изменить содержание учебного материала, отобранного для урока, то закономерно изменятся цели урока».
5. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.
1). Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
2). Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями, навыками.
3). Обучение – это процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков и подготовку к жизни.
4). Обучение – двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системы знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
5). Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков.
Основные источники информации:
1. Куписевия Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. О.В.Долженко. – М., 1986.
2. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 2004.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2004.
4. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – М., 2005.
Вопросы для взаимопроверки:
Известно, что процесс обучения подчиняется определённым принципам, каким?
Обоснуйте взаимосвязь принципов и закономерностей обучения.
Согласны ли Вы с утверждением: «Чем более учитель опирается в учебной деятельности на общие психологические особенности своих учеников, тем менее необходим индивидуальный подход, и, наоборот, чем менее учитель знает общие особенности школьников, тем больше проявляются индивидуальные различия на уроке»? Своё мнение обоснуйте.
Ответьте на следующие вопросы:
■ какую роль играют принципы обучения в процессе обучения?
■ почему состав принципов расширяется - чем это объясняется?
Найдите педагогические ошибки и неточности:
■ «если учитель использует наглядное пособие, то это значит, что он реализует принцип наглядности»;
■ «принцип обучения - это знание о том, как учитель должен действовать»;
Основные источники информации:
1. Куписевия Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. О.В.Долженко. – М., 1986.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
3. Теоретические основы обучения в советской школе. / Под ред. В.В. Краевского и И.Я. Лернера. – М., 1989.
4. Принципы обучения. // Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. –С. 217-218.
5. Краевский В.В., Скаткин М.Н. Принципы обучения. // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.- Т. 2. – М., 1999. - С. 191-194.
6. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 2004.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
ЗАДАНИЯ:
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система. Многомерность самого понятия “метод обучения” и разнообразие методов, известных современной дидактике объясняют наличие десятков их классификаций. Предпринимаются попытки создания бинарных и полинарных классификаций. В них методы группируются не по одному, а по двум или более признакам. Так, например. М.И.Махмутов предложил построить классификацию методов обучения на сочетании методов преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий) и методов учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый).
Анализируя разнообразные подходы к классификации методов обучения, заполните предлагаемую таблицу. Авторы наиболее распространенных классификаций, основания и соответствующие группы уже указаны в таблице. Самостоятельно заполните состав выделенных групп. Вы можете дополнить таблицу другими классификациями.
ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ » УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
ЗАДАНИЯ:
а) раскройте сущность и особенности индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения и спрогнозируйте возможные пути их развития;
б) установите общность и различие известных Вам типологий уроков;
в) постройте одну из моделей урока в условиях личностно-ориентированного обучения;
г) спрогнозируйте пути совершенствования урока.
д) дайте аргументированное обоснование, почему урок признаётся основной формой организации учебно-воспитательного процесса.
е) существует множество классификаций типов урока. Чем они различаются? По каким показателям определяется тип урока? Какую типологию Вы предпочитаете, почему? Какие типы уроков преобладали в период Вашего обучения в школе?
Ж) подготовьтесь к педагогическому анализу видео урока в школе.
Основные источники информации:
1. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися /Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Пановой. – М., 1977.
2. Загрекова Л.В. и др. Теория и технология обучения. – М., 2004.
3. Гребенюк О.С. и др. Теория обучения. – М., 2003.
4. Кульневич С.В. Современный урок. – М., 2004.
7. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2000.
8. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1985.
14. Коллективная учебная познавательная деятельность школьников /Под ред. И.Б. Первина. – М., 1985.
Упражнения в операциях с базовыми понятиями:
1. Информационно-поисковый уровень:
1. Определите правильный ответ:
Форма обучения обусловлена:
1. Содержанием деятельности обучающихся.
2. Профессионализмом обучающего.
3. Содержанием обучения.
2. Установите соответствие между элементами множеств:
Авторские типологии уроков: | Типы урока: |
1. И.Н.Казанцева. | А. Письменный отчет. |
2. С.В. Иванова. | Б. Урок с разнообразными видами занятий. |
3. М.И. Махмутова. | В. Урок межпредметного обобще- ния материала. |
4. Н.П. Гузика. | Г. Урок коррекции знаний. |
5. В.А. Онищука. | Д. Вводный урок. |
2. Конструктивный уровень:
1. Определите правильный ответ:
Доминирующей формой обучения в современной общеобразовательной
школе является:
1. Индивидуальная.
2. Групповая.
3. Индивидуально-групповая.
4. Коллективная.
5. Коллективная в сочетании с индивидуально- групповой.
2. Установите соответствие между элементами множеств:
Содержание деятельности обучающихся: | Тип урока: |
1. Овладение умениями и навыками. | А. Урок-экскурсия. |
2. Конспектирование. | Б. Письменный отчет. |
3. Наблюдение за изменениями в природе. | В. Вводный урок. |
4. Изложение ранее усвоенного учебного материала. | Г. Лабораторная работа. |
Д. Контрольный урок. | |
Е. Практическая работа. |
Литература:
o Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.-, 2010г.
o Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии» Москва, 2006г.
o Л .Г.Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»» Москва 2007г.
o Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. «Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000. » Москва, 2008г.
o Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина. И.В.Зайцева «Что значит «уметь учиться»» Москва, 2008г.
o Т.В.Текнеджян, Л.А.Аверкиева «Методическая работа в школе при освоении дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000. »»
o Л .Г. Петерсон, Ю.В. Агапов «Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000. » Москва, 2009г.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики»
· Когда термин «воспитание» впервые стал использоваться в славянских текстах?
· Проанализировав определение понятия «воспитание», сформулируйте, в чем состоит сущность процесса воспитания. Необходимо дать обоснованный и развернутый ответ.
· Сравнить трактовки понятия «воспитания», представленные в учебниках и учебных пособиях по педагогике (см. список основной литературы учебного курса).
· Результаты анализа отразить в таблице
Название учебника, автор, год издания | Характеристика понятия «воспитание» | Ключевые слова |
· Ответьте на вопрос: как между собой взаимосвязаны понятия: «воспитание» и «формирование»?
· Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое важное?
Факторы | Суть влияния |
Наследственность | |
Деятельность | |
Географическая среда | |
Социальная среда | |
Общение | |
Воспитание |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Принципы и закономерности воспитания»
1. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания.
2. Заполните таблицу.
Закономерности воспитания | Принципы воспитания |
Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества. | |
Принцип гуманистической направленности воспитания; принцип опоры на положительное в человеке. | |
Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства. |
Ответьте на вопросы:
· Каким педагогическим принципам воспитания и обучения соответствует данное высказывание?
· Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".
· В чем вы видите актуальность идей А.С.Макаренко о принципах воспитания подрастающего поколения?
· Как между собой взаимосвязаны закономерности и принципы воспитания?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Цели и ценности воспитания»
Определите государственные (основные) цели воспитания применительно к общеобразовательной школе в различные исторические периоды. Заполните таблицу.
Годы | Цели воспитания | Источник информации |
1960–1975 | ||
1975–1995 | ||
1995–2000 | ||
2000–до н.в. |
· Докажите на конкретных примерах то, что цели воспитания носят конкретно-исторический характер.
· Как соотносятся между собой цели воспитания и педагогические ценности?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Методы и средства воспитания»
Предлагаемые задания выполняются в процессе целенаправленного наблюдения за деятельностью педагога одной из школ города в одном из классов по выбору студента:
1. Пронаблюдайте за деятельностью учителя в течение учебного
дня, обращая особое внимание на следующие аспекты:
а) целевые установки на уроках и во внеурочное время;
б) особенности воспитательных целей и направления воспитательных действий;
в) особенности методов воспитания, избранных в соответствии с
поставленными целями.
2. По результатам наблюдения составьте:
а) таблицу воспитательных целей, поставленных педагогом на
различных этапах его деятельности в процессе взаимодействия с
детьми;
б) классификационную таблицу общепедагогических и собственно
воспитательных методов, включенных в педагогическую деятельность конкретного учителя в течение дня в соответствии с поставленными им воспитательными целями;
в) структурную схему двух-трех методов, отмеченных в процессе
наблюдения за воспитательной деятельностью.
2. Представьте собственную аргументированную точку зрения на постановку воспитательной работы, избранной педагогом в конкретной ситуации.
Установите соответствие.
Методы | Основные приемы |
1. Методы формирования сознания | А) требование, общественное мнение, постановка перспективы, поощрения |
2. Методы организации деятельности | Б) упражнения, приучения, поручения, игра, игровые ситуации |
3. Методы стимулирования положительного поведения | В) разъяснение, рассказ, беседа, пример, диспут |
1. Какие из перечисленных понятий относятся к понятию «метод воспитания»?
1) пути достижения цели;
2) внешнее выражение процесса воспитания;
3) общие положения, которыми пользуются педагоги при решении воспитательных задач;
4) способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника;
5) способы управления поведением;
6) формирование чувств и эмоций.
2. Что влияет на выбор методов воспитания?
1) возраст воспитанника;
2) цели и задачи воспитания;
3) особенности творческого стиля учителя;
4) психологическое состояние учителя;
5) воспитательная система, в которой работает учитель;
6) индивидуальные особенности воспитанника;
7) пожелания родителей;
8) мнение учителя о воспитаннике и коллективе;
9) время воспитания;
10) уровень сформированности воспитательного коллектива.
Ответ: _____________
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Концепции воспитания».
1. Подготовить реферат по одной из самостоятельно выбранных концепций воспитания. Свой выбор темы реферата обосновать.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Нравственное и эстетическое воспитание школьников»
1. Выпишите и прокомментируйте с точки зрения их актуальности те высказывания известных мыслителей, педагогов о значении нравственного воспитания и его сущности из учебника И.Ф.Харламова «Педагогика» выписать рекомендации по формированию моральных отношений (Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.)
2. Подобрать 2-3 педагогические ситуации (задачи), раскрывающие проблемы нравственного воспитания учащихся и подготовиться к их аудиторному обсуждению.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Гражданское воспитание школьников»
1. Подберите яркие примеры образцов стойкости и непреклонности в своей вере, которые можно рекомендовать для использования в воспитательной работе с учащимися ( возраст учащихся студент определяет самостоятельно).
2. Проанализируйте взгляды современных учеников (подростков, юношества) и их учителей в отношении основных моральных категорий и установите сходство и различие. Выскажите свою точку зрения на причину расхождений по основным позициям.
3. Выскажите свою точку зрения в отношении проблемы идеала личности, опираясь на высказывание С. Л. Рубинштейна: «Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть».(Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 119.)
4. Продумайте технологию использования методических приемов, средств в формировании научного мировоззрения учащихся.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Физическое и трудовое воспитание школьников»
1. Вопросы для взаимопроверки:
· Какова структура трудолюбия как личностного качества?
· Перечислите методы, приемы и средства воспитания трудолюбия?
· При каких условиях трудовая деятельность будет развивать у учащихся их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности»
1.Составьте лекцию на одну из близких вашим воспитательным взглядам тем (например, лекцию для родителей младших школьников по одной из актуальных тем).
3. Опираясь на данные педагогической периодики, составьте типологию современных общественных детских организаций в нашей стране и за рубежом.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Технология воспитательной работы классного руководителя
Разработать план-конспект внеклассного воспитательного занятия.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития»
1. На основе анализа основной литературы выписать характеристики основных понятий, раскрывающих сущность педагогического требования как метода по руководству коллективом:
– скрытая педагогическая позиция,
– сопротивление воспитанию,
– инструментовка,
– механизмы привычки,
– форсирование развития,
– педагогическое равенство.
2. На основе наблюдений за характером взаимодействия классного руководителя конкретного ученического класса дате оценку сформированности ряда ключевых педагогических умений:
– распределять внимание в работе с группой и коллективом,
– использовать нормы этикета для оформления требования,
– детализировать выдвигаемое требование,
– акцентировать внимание на положительной программе действий,
– производить положительное подкрепление,
– терпеливо ожидать результативности деятельности.
3. Подготовиться к аудиторному проигрыванию проблемных ситуации:
· педагог перед обедом предлагает детям вымыть руки.
· попросить пересесть поближе к столу, за которым дети собираются работать над стенной газетой и т. п.
· Продумать развитие ситуации в ученическом коллективе , в которой необходимо предъявить педагогическое требование.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ « Воспитательные системы школы»
1. Подготовить презентацию- «Исторический обзор воспитательной системы школы».
2. Выберите и изучите одну из зарубежных или отечественных воспитательных систем (смотрите, например: Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина: В двух частях. Часть 2. – М., 2003. – С.123-142). На основе анализа изученной системы представьте подробную ее характеристику. Определите достоинства и недостатки выбранной воспитательной системы.
Компоненты воспитательной системы (название) | Характеристика компонента | Достоинства воспитательной системы | Недостатки воспитательной системы |
1. |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Оценка эффективности воспитательной системы школы»
1. В чем заключается различие между понятиями «воспитательная система школы» и «воспитательная работа»? Заполните таблицу.
Воспитательная система школы и воспитательная работа | |
Общее | Различия |
2. Подготовить мультимедийную презентацию одну из выбранных воспитательных систем.
3. Определить основные компоненты воспитательной системы.
4. Обосновать эффективность конкретной воспитательной системы, используя материалы теоретического анализа литературы.
Схема самоанализа урока.
· Записать общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.
· Записать тему урока и выяснить его место в общей системе уроков по теме.
· Записать цель урока (выясняется у учителя перед уроком).
· Отметить готовность к уроку:
· санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты;
· наглядные пособия, ТСО;
· состояние рабочих мест учащихся;
· психологическая готовность учащихся к уроку.
· Вести протокольную запись урока. Она может быть представлена в виде схемы. Например:
Этап урока (время) | Взаимодействие | Оценка урока |
Деятельность учителя | Деятельность у |