Вклад С.Т. Шацкого в становлении науки «Лечебная педагогика»
(продолжение)
Основой организации физического воспитания в Первой опытной станции Наркомпроса послужили идеи П.Ф.Лесгафта, активно внедрявшиеся его ученицей Н.О.Массалитиновой, которая вместе с С.Т. и В.Н.Шацкими разработала основы гигиенического режима школьников колонии «Бодрая жизнь». Изучение гигиены ребенка, влияние внешней среды на его здоровье, охрана его здоровья проводилась и в Первой опытной станции Наркомпроса. Сотрудниками станции также были разработаны санитарно-гигиенические требования к ученикам. Дети должны были приходить в школу с чистыми руками, подстриженными ногтями, вычищенной одеждой и обувью; были обязаны соблюдать правила санитарии в классе, чистоту и порядок в доме. Эта работа начиналась с детьми первой группы и продолжалась, постепенно усложняясь, до окончания школы. В первой группе дети получали навыки личной гигиены, во второй – навыки гигиены в семье, в третьей и четвертой группах дети изучали общественную гигиену и принимали непосредственное участие в борьбе за гигиену и санитарию деревни, города.
Педагогика С.Т.Шацкого строилась на воспитании здоровых, честных, трудолюбивых детей, которые должны жить более интересной и содержательной жизнью, чем их отцы и матери.
Работая, в основном, с городскими детьми рабочих окраин Москвы и сельских поселений Калужской и Московской областей, педагог видел очевидные недостатки семейного воспитания детей рабочих и крестьян. Поэтому школа организовывала и контролировала работу по охране здоровья детей не только в семьях, но и окружающей среде: разрабатывала санитарно-гигиенические требования к ученикам; формировала у детей навыки личной гигиены в образовательном учреждении и семье; привлекала школьников к участию в движении за гигиену и санитарию среди населения; проводила различные компании борьбы за здоровый быт человека с целью ликвидации очагов антисанитарии. Кроме этого, учителя организовывали работу детских и взрослых санитарных комиссий по разъяснению санитарно-гигиенических правил среди детского и взрослого населения; использовали свой личный пример в пропаганде гигиенических навыков. Деятельность педагогов-новаторов внесла существенный вклад в оздоровление социальной и образовательной среды в стране.
Вопросы воспитания здорового, физически развитого человека актуализировались по вполне понятным причинам: низкий прожиточный уровень жизни населения в стране как результат войны и неурожайных 1920-1921 гг.; почти полное отсутствие во многих районах страны медицинского персонала, незнание населением элементарных правил санитарии и гигиены приводили к высокому уровню смертности, в первую очередь среди детей. Согласно переписи населения 1926 г. на каждую тысячу жителей СССР умирало 89 человек в возрасте до 14 лет. Это был самый высокий процент детской смертности среди жителей европейских стран. Охрана здоровья школьников строилась на материале, полученном в результате изучения жизни детей как в городе, так и в деревне. Положение было тяжелое. Так, в городском отделении Первой опытной станции сотрудники описывали обстановку по месту жительства учеников, где дети проводили свое досуговое время: «Дворы отличаются большой загрязненностью. Открытые помойные ямы, открытые уборные с полуразвалившимися стенками, часто расположенные под лестницей с шатающимися ступеньками, делают летом дворы зловонными».
Санитарно-гигиеническая работа с детьми и населением, проводившаяся систематически из года в год школами Первой опытной станции, способствовала выработке привычек к чистоте и аккуратности, которые постепенно становились нормой жизни человека. В 1925 году обследованием врачей было установлено заметное улучшение состояние здоровья детей в районе Первой опытной станции. Несомненно, большую роль в этом деле сыграла целенаправленная деятельность коллектива сотрудников станции.
Наряду с санитарно-гигиеническими мероприятиями в школах станции много внимания уделяли закаливанию детского организма, физическим упражнениям, путешествиям по родному краю. Самый образ жизни детей – посильный физический труд, длительное пребывание на свежем воздухе, разумная организация жизни – способствовали развитию здорового организма. Правильному физическому развитию детей помогали и игры, культивировавшиеся в Первой опытной станции. Во время больших перемен, длившихся один час, и в свободное время дети играли в любимые игры «Все охотники», «Караси и щуки» и др. Сотрудники Первой опытной станции признавали огромную ценность детских игр для физического развития ребенка и всячески способствовали их широкому распространению.
Предпосылки появления науки «Лечебная педагогика» в России (50-90 годы XX в.)
(начало)
Вопросы, решаемые в начале 20 столетия были актуализированы в 50-60 годы и В.А.Сухомлинским. Ученый обоснованно приводил данные, полученные им лично, что для 85% неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являлось плохое состояние здоровья (недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, врача и учителя). Поэтому педагог в своей учебно-воспитательной работе с детьми вплотную подошел к расширительному пониманию лечебной педагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки.
Заметный вклад в развитие отечественной лечебной педагогики внес в 70-е гг. А.А.Дубровский, рассматривавший лечебную педагогику как специальную отрасль педагогики и медицины, объединяющую и разрабатывающую специфические закономерности, содержание, формы и методы медико-педагогических реабилитационных воздействий, направленных на оптимизацию процессов оздоровления, обучения и воспитания детей. Им были сделаны многочисленные рекомендации родителям и педагогам по оздоровлению детей, в том числе с ограниченными возможностями в здоровье.
Однако в 80-х гг. обозначилась тенденция в разрозненности действий субъектов воспитания (семьи и школы), недостаточности просветительских усилий врачей, педагогов, родителей, средств массовой информации о здоровом образе жизни человека, слабое использование в этом направлении возможностей внеклассной и внеучебной работы с учащейся молодежью и др. Это привело к тому, что на детское и молодежное сознание более сильное воздействие, чем семья и образовательное учреждение, стали оказывать такие факторы, как субкультура сверстников, средства массовой коммуникации, контркультурные организации и диссоциальное воспитание, неблагоприятный микросоциум и др. Сами дети, оставшись без педагогической и социально-педагогической поддержки со стороны родителей и специалистов, не до конца понимали опасность и вред наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека. Не случайно в молодежной среде повсеместно наблюдался рост таких явлений, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, ранние и беспорядочные половые связи, которые переходят в социальные заболевания. Вредные привычки становились одним из факторов нездоровья подрастающего поколения.
Предпосылки появления науки «Лечебная педагогика» в России (50-90 годы XX в.)
(продолжение)
В 80-е годы известным отечественным педагогом Б.Т.Лихачевым было предложено такое направление воспитательной работы с детьми, как антиотравляющее воспитание, которое понималось как процесс формирования у детей осознанной опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Содержание данного направления воспитательной работы не должно было сводиться только к «анти-», т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно было строиться на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого. Средствами здорового образа жизни являются методы убеждения и организации учебной, внеучебной и разнообразной досуговой деятельности детей, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых. В связи с этим были разработаны показатели физической воспитанности: развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни. Кроме этого, были сформулированы здравоохранительная, воспитательная и просветительская функции антиотравляющего общественного и индивидуального сознания.
Здравоохранительнаяфункция состоит в формировании у молодых людей убеждения, что употребление алкогольных и наркотических средств наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому маразму, утрате работоспособности, радости человеческого общения, полноценности духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной. Воспитательнаяфункция заключается в развитии у детей полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с людьми. Данная функция не только формирует негативное отношение к пьянству, наркомании, токсикомании, но и развивает стремление ребенка к активной борьбе с этим общественным злом.
Просветительскаяфункция направлена на то, чтобы наиболее полно раскрыть обучающимся губительную сущность отравляющих организм веществ, способствовать их личностному становлению в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни, борцов с наркоманией и пьянством.
К 90-м годам ХХ в. Н.Ф.Масловой было определено место и роль лечебной педагогики в системе социально-педагогической деятельности. Лечебная педагогика понимается как специальная, относительно самостоятельная отрасль социальной педагогики на стыке медицины, психологии и общей педагогики, решающих задачи воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья и из-за социального или экологического неблагополучия условий жизнедеятельности.
Лечебная педагогика как одно из направлений деятельности учителей, социальных работников и социальных педагогов, медицинских работников, родителей по своему содержанию была направлена на поиск оптимальных способов душевно-духовной организации жизни ребенка в связи с конкретными проявлениями его страданий, эмоционально положительного настроя окружающей среды, создание живительной лечебно-профилактической атмосферы в социальном воспитании ребенка в современных стрессовых условиях.
При этом были сформулированы задачии принципылечебной педагогики:
Задачи: социо-психолого-педагогическая профилактика укрепления и охраны здоровья; реализация прав ребенка на здоровье, закрепленных в международной Конвенции о правах ребенка, средствами психотерапии искусства и природы; повышение общего тонуса и щадящая корректировка индивидуальных отношений личности.
Принципы:профессионально-этическая ответственность воспитателя во взаимодействии с личностью, обеспокоенность профилактикой и охраной ее физического, психологического, социального здоровья;
гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и индивидуально бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, отношения к жизни, учебе и здоровью;
способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;
предупреждение дидактогенных (школьных) неврозов и устранение социопсихологопедагогическими средствами причин, их вызывающих, на основе создания живительной лечебно-профилактической атмосферы, с предельным использованием эмоционально-положительного настроя среды развития и социального воспитания детей;
системное педагогическое ранжирование средств психогигиены, психопрофилактики, социопсихотерапии в учебно-образовательной деятельности школ с опорой на данные диагностики состояний и отношений детей к себе, школе, семье, миру вокруг;
позитивная педагогическая позиция к личностному росту самооценки человека, чувству самоуважения и самоотношения, целенаправленность поощрения в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности, общения и взаимоотношений детей и взрослых в условиях определенной экологической ситуации; сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в достижении положительных результатов в становлении физического, психического, социального здоровья личности.
Специалистами (Б.Ц.Урланис, С.Л.Соломонов, Ю.П.Лисицын и др.) установлено, что первое место по значению для здоровья человека заняла сфера, связанная с образом его жизни, удельный вес которой составляет примерно 49-53% в здоровье человека. При этом сформулированы следующие группы признаков нездорового образа жизни: курение, употребление табака; несбалансированное, неправильное питание, употребление алкоголя; вредные условия труда; стрессовые ситуации (дистрессы); адинамия, гиподинамия; плохие материально-бытовые условия; потребление наркотиков, злоупотребление алкоголем; непрочность семьи, одиночество; низкий образовательный и культурный уровни; чрезмерно высокий уровень урбанизации.
Именно семья в формировании безопасного для ребенка образа жизни занимает лидирующую и определяющую позицию. Учеными (Самородова О.А. и др.) предложена типология семей по критерию их социальной мобильности. Данный критерий позволяет выделить три группы респондентов: семьи, сломленные жизненными обстоятельствами; социально пассивные и социально активные семьи. Критерий социальной мобильности также позволяет выявить степень педагогической готовности родителей к организации здорового образа жизни детей в семье. Одним из актуальных направлений курсовой подготовки родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности должна стать лечебно-педагогическая работа с детьми.
Огромную роль в данном направлении воспитания ребенка играет владение родителями совокупностью психолого-педагогических, медицинских, правовых, социологических и других знаний, а также их эрудиция, умение стать для ребенка авторитетным и надежным проводником здоровье-сохраняющей жизни. Среди способностей родителей, определяющих их успешность в лечебно-педагогической деятельности в семье, необходимо выделить: чувствительность к растущему ребенку как формирующейся личности; коммуникативные, перцептивные, диагностические, прогностические способности; способность к эмпатии; к социально-педагогической здоровьесодержащей режиссуре и др. Данные способности предполагают взаимодействие между родителями и детьми, базирующееся на принципах гуманистической педагогики: максимальное стремление оказать лечебно-педагогическую поддержку больному ребенку (протяни руку помощи); следование за эмоциями больного ребенка (не опережай эмоциональный опыт самого ребенка и его способности к реагированию); самотождественность (соответствуй в своем поведении нормам здорового образа жизни, собственным переживаниям, своей родительской человеколюбивой сущности); безоценочное отношение к ребенку (прими ребенка таким, какой он есть); стремление почувствовать то же, что чувствует ребенок (пойми его).
Кроме этого, родителям необходимо овладевать приемами, технологиями, с помощью которых родители смогут конструировать лечебно-педагогическое взаимодействие с ребенком: выполнение режима дня, технологии организации оздоравливающего досуга, нормы здорового питания и др. Однако лечебно-педагогические технологии в семейном воспитании часто связаны с преодолением детского непонимания, нежелания. Поэтому для преодоления существующих барьеров непонимания ценностей лечебной педагогики, разных подходов и взглядов на нормы жизнедеятельности родителей и детей необходимо постепенно подвести ребенка к резонансу в общении, при котором слова взрослого начинают вызывать у ребенка нужные реакции. Этому помогает методика контактного взаимодействия, предложенная Д.Б.Филоновым и которая включает в себя следующие позиции:
1. Доверительное общение между родителями и детьми должно возникнуть как естественное желание поделиться друг с другом ценной информацией о здоровье, здоровом образе жизни.
2. Взаимодействие родителей и детей может быть динамично развивающимся и содержать в себе несколько этапов. Преждевременная и необоснованная попытка перейти с этапа на этап может стать разрушительной для самого процесса взаимодействия.
3. Процесс взаимодействия должен развиваться логично и последовательно, а динамичный переход с более низкой ступени взаимодействия на более высокую возможен только при получении реальных положительных результатов на первой ступени.
Целесообразно выделить следующие стадии контактного взаимодействия:
1. Накопление согласия. Задача первого этапа – нейтрализация настороженности, тревожности партнера, разведывательный поиск общих тем для разговора. На этой стадии добиваются первичного созвучия, совпадения в суждениях и выводах. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями.
2. Поиск совпадающих интересов.На этой стадии важно выявить все, что указывает на сходство позиций. Взрослый как бы становится на один уровень с ребенком и доказывает ему, что они могут прийти к взаимопониманию. Важно проявить склонность к уступкам (ребенок должен понять, что взрослый хочет и может пойти ему навстречу, если убедиться в его правоте), показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.
3. Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов.К этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску и можно начинать искать более прочную и широкую основу для углубления отношений. Здесь взрослому необходимо показать, что независимо от фактического состояния дел он безоговорочно принимает те положительные качества, которые ребенок себе приписывает, и подвести собеседника к выводу, что их связывают как общие интересы, так и сходство взглядов, характеров.
4. Выявление качеств, опасных для взаимодействия.Благодаря пройденным стадиям настороженность ребенка снимается настолько, что он уже может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств, заняться самокритикой, причем не только в прямой форме, но и косвенно, говоря будто бы о ком-то другом. У него появляется потребность полностью раскрыться.
5. Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации.На этой стадии психологический фундамент общения уже настолько прочен, что можно приступать к той исходной цели, которую ставил перед собой взрослый как инициатор общения. Теперь он уже может открыто говорить о том, какие изменения хочет видеть в ребенке.
6. Согласованное взаимодействие. Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие установлено, ребенок начинает прислушиваться к доводам и доказательствам без недоверия и психологических барьеров.
Второй аспект технологии лечебно-педагогического взаимодействия с ребенком состоит в овладении приемами и средствами самореализации, включающими овладение своим организмом, мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие избыточного психического напряжения, создание определенного эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.
При этом возможно широкое толкование термина лечебно-педагогическая работа родителей с детьми в семье: систематическая и содержательная программа, цель которой состоит в распространении информации, знаний и навыков в различных лечебно-педагогических аспектах деятельности родителей (лечебном питании, игротерапии, музыкотерапии, ритмотерапии, фитотерапии, библиотерапии и др.); формальная попытка повысить уровень знаний родителей в сфере лечебно-педагогической работы с ребенком в семье; воспитание родителей как субъектов лечебно-педагогической работы с ребенком в семье.
Таким образом, существующая в настоящее время политическая и социокультурная ситуация в стране требует корректировки ценностных ориентаций в воспитании детей и молодежи в соответствии с необходимостью создания оптимальных условий для здорового образа жизни ребенка в семье, образовательном учреждении и социуме. Семья как ведущий институт социализации ребенка имеет все основания для организации в домашних условиях оздоравливающей технологии как основы подготовки детей к самосохранению и развитию своего здоровья. Организация при образовательных учреждениях целевых курсов для родителей по реализации лечебно-педагогического взаимодействия с детьми в семье может стать основным звеном в андрагогическом процессе обучения, воспитания, развития психолого-педагогической, лечебно-педагогической культуры родителей.