Новаторы педагогического труда, их педагогические взгляды и идеи.
Иванов Игорь Петрович
Доктор педагогических наук, академик РАО, основоположник «Педагогики сотрудничества», автор методики КТД (коллективной творческой деятельности), инициатор социально-педагогического движения «коммунаров».
Методика коллективной творческой деятельности (КТД) логично вытекала из понимания И.П. Ивановым задачи воспитания как процесса:
1. Целостного, а не «дробного»
2. Творческого, а не односторонне-опекающего
3. Деятельного, а не развлекательного
В своих трудах он актуализировал понятие «педагогических отношений», обратив внимание на роль самого воспитателя. По мнению И.П. Иванова главной задачей воспитателя является не чрезмерная опека над детьми, которая выражается в простой передаче им готовых, «разжеванных» жизненных знаний, а создание «нового, общественно важного опыта». Под термином «общая забота» он понимал ансамбль гуманных методов: побуждения, убеждения и приучения к активному отношению ко всему срезу жизненных вопросов, основанных на уважении личности каждого воспитанника.
Продолжатель идей А.С. Макаренко И. П. Иванов видел воспитательный процесс в организации насыщенной творческой деятельности коллектива, которая должна органично дополнять обучающую функцию образования. Причем, И.П. Ивановым была разработана «щестиэтапный алгоритм» реализации КТД: замысел, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, обсуждение итогов и создание «памятки» для внедрения полученного положительного опыта в практику.
Идеи И.П. Иванова и «коммунарского движения» положили начало демократизации школы, ввели в воспитательную практику новые, более современные технологии и методы, которые по выражению О.П. Газмана обеспечили «потребность и необходимость жить в обстановке альтернативных мнений, смелых дискуссий, смены позиций в самоуправлении, жить в атмосфере демократической культуры.
Газман Олег Семёнович
Педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, один из теоретиков «коммунарского движения», вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Поэт и музыкант, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике. В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО.
Педагогика поддержки возникла в продолжение дискуссии 80-х гг. в широких педагогических кругах о необходимости ограничения авторитарной педагогики в сторону предоставления большей свободы для «самостроительства» личности ребенка. Дискуссия отражала кризис образования, связанный с «застойными» явлениями в обществе тех лет. О.С. Газман стал одним из когорты ведущих педагогов, связывающих утрату тогдашней моделью образования прогностических функций и подавления экспериментальности в обучении с господствовавшей идеологией «обслуживания» государственных установок.
О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. «Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком», - говорил О.С. Газман.
Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов:
- диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы)
- поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности)
- договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях)
- деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие)
- рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта)
Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О.С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания, которое соответствовало бы общественной необходимости в строительстве демократического правового государства. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века.
Монтессори Мария
Итальянский врач и педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе с помощью организации среды активного познания.
Мария Монтессори создала свою систему, наблюдая за детьми с отклонениями в развитии. Будучи первым дипломированным в Италии врачом-психиатром она предположила, что этим детям может помочь применение специальных методов, описанных в трудах Ж. Итара и Э. Сегена.
Развитие их идей привело к Монтессори к педагогическому открытию – при создании определенных условий интенсивное самостоятельное развитие ребенка решает проблему здоровья и успешной социальной адаптации. Роль педагога в наблюдении, помощи только при обращении – «помоги мне это сделать самому» и, главное – организации среды.
При создании среды учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям, связанная с возрастными этапами: строитель (личности), исследователь. Главная задача школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития. Ею служит «монтесорри-материал» - предметы, способствующие навыковому обучению: развитию мелкой моторики руки, тактильной памяти. По Выготскому, этот психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя: манипулируя им, незаметно приобретает умения.
Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. Результаты новой методики оказались настолько успешными, что она распространилась по всему миру.
В России методика Монтессори впервые появилась в 1926 году, затем, спустя 70 лет, в 90-е годы XX века.
Труды М. Монтессори: «Руководство к моему методу», «Свободное трудовое воспитание», «Значение среды в воспитании».
Лысенкова Софья Николаевна
Учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
Авторская методика С.Н. Лысенковой построена на перспективно-опережающем обучении, использовании опорных схем при комментируемом управлении. С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Начало прохождения трудной темы происходит задолго до заданных программой часов и вначале занимает несколько минут на каждом уроке. Затем следует уточнение новых понятий, их обобщение, применение. Изучение темы завершает развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Использование приема «комментируемого управления» обеспечивает обратную связь и позволяет вовлечь в активную работу весь класс: сильный ученик, объясняя свои действия, подтягивает остающих, развивается логика и самостоятельность мышления, ученик переживает момент успеха – сотворчества с педагогом и учениками.
С.Н. Лысенкова широко использует опорные схемы. Они облегчают младшеклассникам переход от конкретного мышления к абстрагированию. Условно-наглядное представление становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Методические приемы С.Н. Лысенковой: в первом классе нет домашних заданий, опрос учеников происходит по мере усвоения им материала, помимо малых перспектив существует «большая перспектива» на весь годовой курс.
С.Н. Лысенкова является автором книг: «Когда учиться легко», «Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить школьника», «Методом опережающего обучения», «Жизнь моя - школа, или Право на творчество» и др.
Щетинин Михаил Петрович
Педагог-новатор, заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, основатель экспериментального лицея в пос. Текос Краснодарского края, автор уникальной системы обучения «методом погружения».
Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А.С. Макаренко.
В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.
В рамках лицея М.П. Щетинина объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: собственно образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая.
Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения» - концентрированного изучения каждого отдельного предмета в течение определенного срока. В течение года ученики совершают до четырех «погружений» в каждый предмет, усваивая знания по усложняющейся схеме: от ориентировочного представления до творческого. «Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд). Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Взаимообучение и коллективная творческая деятельность одна из отличительных черт новой модели образования.
Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира.
Амонашвили Шалва Александрович
Родился 8 марта 1931 года в Грузии. После окончания факультета востоковедения Тбилисского университета трудится на ниве педагогики. Авторская система Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» взята за основу учебного процесса во многих школах России и зарубежья.
Шалва Александрович Амонашвили – один из знаменитой плеяды педагогов-новаторов, во времена господства авторитарной педагогики провозгласивших личностный подход к обучению. Продолжая идеи Сухомлинского, Вернадского, Макаренко Амонашвили призывает в каждом ребенке видеть воплощение высшего замысла творца. В противовес «понукательному» подходу к обучению гуманная педагогика стремится не к насаждению ограниченного объема знаний, а к совместному поиску решения в рамках сотворчества Ученика и Учителя. Отсутствие шаблонов, готовых «рецептов» вдохновляет педагога на постоянный, творческий поиск. Стимулом для ученика становится тонкая оценка педагога, направленная на поощрение его активности и самодеятельности.
Задача педагога, по Амонашвили, это формирование вокруг ребенка особой среды, наполненной уважением к его личности, полным принятием ребенка, дающей опору для развития, взросления, самостоятельного мышления. Поэтому, по его мнению, главной целью реформ школьного образования должна быть не форма организации учебного процесса, а личность самого педагога.
Перу Ш.А. Амонашвили принадлежат книги: «Педагогическая симфония», «Здравствуйте, дети», «В школу с 6 лет», «Как живете, дети?», «Обучение. Оценка. Отметка», «Школа жизни», «Исповедь отца сыну», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Созидание человека» и др. Издательский Дом Амонашвили реализует проект по созданию 100 томов «Антологии гуманной педагогики».
Вернадский Владимир Иванович
Знаменитый русский ученый, естествоиспытатель, историк науки, философ, основоположник теории ноосферы, оказавшей большое влияние на развитие педагогики.
В. И. Вернадского по праву называют блестящим ученым-универсалистом, столь обширен был круг его научных интересов: минералогия, геология, радиология, биогеохимия, культура, образование, история науки и др., и в каждом из этих направлений он сумел оставить заметный след. Его перу принадлежат более 700 томов научного наследия. Придавая огромное значение развитию науки как национального блага, он исходил из принципов социального гуманизма. Идеи Вернадского стали одним из теоретических обоснований гуманной педагогики.
Человек, по Вернадскому, часть огромной живой Вселенной, естественное и гармоничное продолжение творящей природы. Более того, творение – одна из главных жизненных целей человека, именно поэтому нельзя ограничивать свободу личности в угоду коллективным и, тем более, партийным интересам. Только яркая индивидуальность может продвинуть развитие науки, в созидательную роль которой Вернадский горячо верил.
Реформа должна коснуться всех этапов образования, считал Вернадский. Уже в те времена ученый ставил вопрос о качестве образования, проблеме обновления знаний, справедливо отмечая, что косность, застой, замшелые догмы становятся препятствием для развития свободной мысли. Для формирования научного мышления он предлагал преподавать историю научных знаний применительно к изучаемой эпохе. Главной задачей образования он видел воспитание творцов культуры в самом широком значении этого слова.
Гуманизм В.И. Вернадского, его оптимистичное видение перспектив развития общества оказали и продолжают оказывать большое влияние на различные научные школы во всем мире.
Шаталов Виктор Федорович
Народный учитель СССР и Украины, почётный доктор Академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины, профессор Открытого университета г. Донецка. Автор системы интенсивного обучения, позволяющей максимально раскрыть и развить способности каждого ученика.
В.Ф. Шаталов отдал школе 60 лет своей жизни. Результатом более чем полувекового труда стало появление уникальной авторской системы, 56 изданных трудов по педагогике, более 90 кандидатских и докторских диссертаций, написанных его учениками, и поистине народная слава педагога-новатора.
В чем суть методики Шаталова? Он создал систему обучения, позволяющую решить труднейшую педагогическую проблему – приобщение каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитание познавательной активности как качества личности, укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Для этого он использует метод ассоциации («опорные сигналы») в сочетании с крупноблочной подачей учебного материала высокой сложности. Новаторство Шаталова заключается в том, что он не только предоставил учащимся глубоко проработанную передовую учебную технологию (кодировка-декодировка «опорных» конспектов по учебному материалу, проговаривание, заучивание конспекта наизусть, ответы на опросах), но и со своей стороны обеспечил максимальную интенсивность педагогического наблюдения: обязательный поэтапный контроль, гласность успехов каждого, открытая возможность исправления любой отметки за любой период, гуманно-личностный подход.
Применение методики Шаталова обеспечивает полную и всеобщую активность учащихся на уроке, а схемные и знаковые модели развивают мышление, облегчают систематизацию и обобщение учебного материала. Поэтому курс полной средней школы шаталовские ученики проходят за 9 лет.
Помимо этого Виктор Федорович использует широкий набор методических приемов: решение задач по выбору, решение в 4 руки, шестой балл, поощрение подсказки, удар «по мозгам», релейные контрольные работы, приемы для снятия напряжения (паузы, музыка, свет) и др.
В.Ф. Шаталов – автор книг «Куда и как исчезли тройки», «Опорные конспекты по кинематике и динамике», «Опорные сигналы в физике. 6 класс, 7 класс», «Педагогическая проза», «Психологические контакты», «Точка опоры», «Эксперимент продолжается» и др.
Ильин Евгений Николаевич
Педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности.
По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни», а анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.
Обсуждение прочитанного выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем».
Одна узловая деталь стать точкой «развертывания» всего произведения, а ответ на вопрос, обращенный к данному конкретному классу и даже конкретной личности, требует досконального знания произведения, критических материалов, биографии писателя.
Уроки Е.Н. Ильина – это «художественный анализ художественного произведения». Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник.
Е.Н. Ильин – автор книг «Урок продолжается», «Искусство общения», «Как увлечь книгой», «Давайте соберемся», «Шаги навстречу», «Рождение урока», «Из блокнота словесника», «Путь к ученику» и др.
37.Современные образовательные технологии в начальной школе
Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей само актуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», т.к. он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса
3. Использование ИКТ в начальной школе
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
• использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.
• использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
• рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
• использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.
• использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
• организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
• использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
• интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.