Вопрос №26. Организационно-методические основы воспитания.

Воспитание не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и практической деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития.

К проблемам теории и методики воспитательной работы относятся следующие:

• раскрытие сущности воспитания (в узком смысле) как специфического педагогического процесса;

• определение содержания воспитательной работы;

• разработка методических основ воспитания;

• совершенствование системы воспитательной работы по формированию у учащихся личностных качеств.

Содержание отношений, которые необходимо формировать у учащихся, условно можно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют социальные отношения, определяющие общественную направленность и гражданскую позицию личности: гражданственность, мировоззрение и т.д.

Вторая группа включает в себя отношения нравственные: патриотизм, культура межнациональных отношений трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, коллективизм, честность, принципиальность и т.д.

Третья группа отношений связана с эстетической культурой.

Четвертую группу отношений составляют различные стороны санитарно-гигиенической и физической культуры личности.

Таким образом, формирование отношений в школе охватывает воспитание гражданственности, научного мировоззрения и социализацию учащихся, а также нравственное воспитание, эстетическое воспитание и воспитание физическое.

В чем же состоит сущность отношений как предмет воспитания? Отношения можно трактовать как интеллектуально-эмоциональное переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу его потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.

Если отношение повторяется и упрочивается, оно превращается в личностное качество. В этом смысле под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях.

В чем состоит методика процесса формирования у учащихся разнообразных отношений и личностных качеств?

Воспитание и развитие личности происходит только путем включения ее в разнообразные виды деятельности и формирования социальных и духовных отношений. Человек воспитывается и развивается только в деятельности. Естественно, что в процессе этой деятельности у него складываются определенные отношения к ней (активность или пассивность, добросовестность и аккуратность или небрежность и т.д.).

Следовательно, методика формирования у учащихся различных социальных и духовных отношении органически связана с включением их в разнообразные виды деятельности (познавательную, патриотическую, трудовую, нравственно-практическую и т.д.). В то же время содержание и методика организации этой деятельности должны возбуждать у учащихся положительные эмоциональные переживания, способствовать формированию понимания своих обязанностей, гражданского долга, патриотизма, дисциплины, эстетических и других личностных отношений и качеств.

Указанные положения определяют принципиальные методические подходы к воспитанию у учащихся личностных отношений и качеств. Но для практической организации воспитательной работы эту методику нужно представлять более детально.

Чтобы формировать у учащихся личностные качества необходимо знать их социально-психологическую структуру. Составными элементами этой структуры выступают соответствующие потребности личности, знания, чувств и убеждения, поступки и способность к волевым проявлениям. Если взять, к примеру, такое личностное качество как вежливость, то в его структуре можно обнаружить а) потребность личности быть вежливой и развивать у себя это качество; б) знание норм и правил вежливости; в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимость соблюдения этих норм и правил; г) владение умениями навыками вежливого поведения; д) способность к проявлению волевых усилий в соблюдении требований вежливости.

Указанные структурные компоненты присущи и другим личностным качествам: патриотизму, трудолюбию сознательной дисциплине и т.д. Следовательно, в содержательном и методическом отношении процесс воспитания личностных качеств должен включать в себя:

• формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

• включение их в активную познавательную деятельность по осмыслению сущности формируемого качества и способов его проявления, а также выработку соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

• практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемым качеством;

• развитие и укрепление способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих в любых условиях соблюдать необходимые нормы и правила поведения.

Общие методы и средства воспитания

Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них таких компонентов личностных качеств как потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды и убеждения, навыки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования.

К числу общих методов воспитания обычно относят:

-убеждение;

-положительный пример;

-упражнение (приучение);

-одобрение;

-осуждение;

-требование;

-переключение на другие виды деятельности;

-контроль за поведением.

В отличие от методов средства воспитания представляют конкретные формы и виды воспитательной работы, (учебные занятия, различные беседы, экскурсии, вечера, конкурсы, читательские конференции, а также наглядные пособия и т.д.), которые используются в процессе применения того или иного метода.

В указанных выше методах и воплощены гуманистические идеи воспитания: уважительное и гуманное отношение к детям; развитие их сознания, активности, творческих способностей; укрепление их свободы и личного достоинства. Именно с этих позиций и раскрывается в научной педагогике сущностная сторона методов воспитания. П.П.Блонский и С.Т.Шацкий считали, что воспитание не может быть продуктивным, если оно основывается на различных мерах понуждения, и выдвигали идею о необходимости внутреннего стимулирования детей к активной деятельности и личностному саморазвитию.

Однако названные общие методы воспитания в педагогическом процессе имеют специфический характер. Одни из них в известной мере играют определяющую роль в развитии и формировании личности, как, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную, роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля.

Метод убеждения. Это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений формируемой личности и в побуждении ее к активной работе по совершенствованию своих свойств и качеств.

Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов поведения, которые учащиеся осмысливают и усваивают в процессе использования педагогами различных средств убеждения.

К важнейшим средствам метода убеждения относятся: различные формы и содержание учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, школьные вечера, конференции, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д.

Метод положительного примера. Развитие личности происходит не только под влиянием слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования у учащихся отношений и личностных качеств большую роль играет метод положительного примера. Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния этого метода на воспитание детей является их подражательность. Раскрывая характер подражательной деятельности ребенка, французский психолог А.Валлон писал: «Подражание - вызывание действия внешней моделью». Указывая на воспитательную роль подражательности, Я.А.Коменский отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать». Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая более совершенные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнями развития, и на этой основе у них появляется потребность в улучшении своих личностных черт и качеств.

Метод упражнений (приучения). Как уже отмечалось, в структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формирование осуществляется с помощью метода упражнений (приучения). В чем состоит его сущность?

Известный исследователь нравственного воспитания Н.И.Болдырев писал, что под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования у них необходимых навыков и привычек поведения. К этому определению, однако, следует добавить, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которые определяют поведение и развитие личности.

Впоследствии проблема формирования у учащихся умений, навыков и привычек поведения путем упражнений и приучения получила широкое признание не только в педагогике, но и в других науках. Психолог Л.И.Божович отмечала: «Качество личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка также, как мы учим его русскому языку и арифметике».

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т.д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в школах, зачастую являются следствием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.

Организация упражнений по формированию у учащихся личностных качеств включает в себя следующие приемы:

• постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения;

• разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве;

• практический показ этих способов (действий);

• побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий);

• последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения (действий);

• предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведения;

• напоминание и контроль за поведением.

Убеждение, положительные примеры и упражнение (приучение) выступают как основные методы воспитания у учащихся социальных и духовных отношений. Одобрение, осуждение, требование и другие названные выше методы выполняют вспомогательные функции и используются для коррекции и регулирования поведения и деятельности учащихся в процессе формирования у них личностных свойств и качеств. С этим и связана их сущность.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении, порицании и отрицательной оценке неблаговидных действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам поведения.

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Одобрение, как правило, вызывает чувство удовлетворения (радости), прилив бодрости и энергии, что стимулирует учащихся к дальнейшему совершенствованию своего поведения и деятельности. Осуждение же возбуждает внутренние противоречия, чувство раскаяния и стремление к преодолению допущенных недостатков, к выработке умения сопротивляться нездоровым соблазнам и тормозить неблаговидные действия и поступки. Использование каждого из этих методов воспитания требует от учителя такта, уважительного отношения к учащимся и определенного педагогического искусства.

Средствами метода одобрения являются следующие виды или меры поощрения: личная похвала учителя, устная благодарность, благодарность в приказе по школе, награждение ценными подарками, похвальными грамотами, медалями при окончании школы. Средствами (мерами) осуждения выступают: замечание педагога, устный выговор, предложение учащемуся встать у парты (стола), выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в другой параллельный класс или школу по согласованию с местными органами образования, направление в школу для трудновоспитуемых.

Одобрение и осуждение только тогда достигают цели, когда при их использовании учитываются особенности характера учащегося, общественное мнение класса и осуществляется тактичный анализ поступков и деятельности школьников. Нельзя также слишком часто прибегать к применению этих методов воспитания, иначе они станут привычными и перестанут оказывать влияние на учащихся.

Требование как метод воспитания выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины. Средствами применения этого метода являются просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания, если они используются в духе благожелательности, уважительности, гуманности.

Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремлений учащихся на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения, и таким образом создаются положительные психические переживания и установки.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения, а также к выполнению предъявляемых требований. Средствами осуществления контроля являются наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины, отчеты учащихся на классных собраниях о своем поведении и др.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом. А.С.Макаренко писал: «...Никакое средство нельзя рассматривать отдельно, вне системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний». Это ставит перед учителем задачу овладеть искусством комплексного использования всех методов и средств воспитания в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

27 Раскрыть сущность гуманизации и гуманитарицации образования.

Начало XXI века стало взлётом образованности. Непрерывное образование с малых лет и чуть ли не до старости становится обычным и уже никого не удивляет, как два века назад. Динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили проблему, с которой ранее образование не сталкивалось в таких масштабах — образование взрослых. В наше время нельзя быть специалистом, не пополняя постоянно своих знаний. Но это очень трудно сделать без соответствующей материальной базы, без методического и кадрового обеспечения образования, без специальных усилий государственных и общественных организаций, направленных на совершенствование образования. Поэтому во всем мире, и особенно в развитых странах, опережающими темпами наращиваются услуги по повышению квалификации и образованию взрослых.

В настоящее время появилась необходимость разработки системы непрерывного образования, которое сопровождало бы человека всю жизнь и стало бы неотъемлемой компонентой его образа жизни. Если в экономически отсталых странах идет интенсивная борьба с безграмотностью, то индустриально развитые страны все в большей степени укрепляют систему непрерывного

образования. Реализация прав человека на образование, удовлетворение его потребностей в этой области становятся главными задачами и государства, и общества.

Можно выделить основные направления современных реформ в сфере образования. Это — демократизация, гуманитаризация, гуманизация, фундаментализация, компьютеризация, интеграция. В данной контрольной работе мы заострим внимание на гуманитаризации и гуманизации.

Как известно, само слово “гуманизм” (от лат. Numanus – человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Что касается терминов “гуманитаризация” и “гуманизация”, то, безусловно, они соотносятся с термином “гуманизм”, а, следовательно, по содержанию во многом совпадают или даже отождествляются. Исходя из этого, под гуманитаризацией образования понимают прежде всего его “очеловечивание” как путем внедрения большего числа новых социальных и культурологических дисциплин, так и путем усиления социальной направленности уже преподаваемых(математики, физики, химии, истории, литературы и других). [Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования с. 11] Гуманитаризация образования требует создания нового поколения учебников и учебно-методических пособий, отказа от прежней их установки на описание, ориентированность в первую очередь на развитие творческого, критического гуманитарного мышления личности. Гуманитаризация требует осуществить поворот образования к целостной картине мира, мира культуры, мира человека: требует формирования гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. Хищническое отношение к природе– это один из результатов близорукого и бездуховного технократического мышления. Гуманитаризация образования предполагает развитие планетарного сознания, отношения к планете как общему дому. Вместе с тем, в истории культуры имеется и другое понимание термина “гуманизм”. Так, римские писатели и мыслители Цицерон и Варрон употребляли существительное “Numanitas” и прилагательное “Numanus” для обозначения высокой образованности и учености. А в период поздней античности под гуманизмом понималось прежде всего духовно-интеллектуальное направление развития общества. И если мы будем исходить из этого толкования, то гуманизация общества есть “приобщение” его членов к общечеловеческой культуре, есть духовная связь между существующим и прошлыми поколениями. Что касается содержания понятия “гуманизация образования”, то это есть развитие активно-творческих возможностей человека; это максимальная индивидуализация и дифференциация образования, то есть преодоление основного порока старой школы– ее обезличенности; это создание определенной “культурной ауры” и придание каждому учебному занятию высоконравственного благоговения перед жизнью, красотой, порядочностью, достоинством человека и личности; это постоянное обращение к первоисточникам научной мысли, к творческой лаборатории ученого; это философское осмысление предмета изучения, выход на эмоциональную сторону души человека и психологический комфорт. [Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования с. 12]

Скажем, через художественную культуру– поэзию, литературу, музыку, живопись. Гуманизация образования предполагает выявление связей и взаимодействий изучаемых дисциплин с общечеловеческой культурой; отказ от универсальных педагогических технологий, их вариативность в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, а также предпочитаемых им способов переработки учебного материала.

Воспитывать в духе гуманизма– это значит приводить учащихся к осознанию высокой ценности человеческой личности, прививать им уважение к правам и достоинству каждого человека. Причем, воспитание (как целенаправленное управление процессом развития личности) осуществляется через образование(хотя есть и противоположный подход: образование через воспитание, то есть понятие “воспитание” по объему больше, чем понятие “образование”), образование ума и образование нравственности. Образование же включает в себя обучение, имеющее систематический характер, и просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры, которое предполагает определенный уровень избирательности человека в отборе и усвоении тех или иных знаний. Гуманизация образования– это и изменение мышления самого учителя, реорганизация его педагогической деятельности; это особая педагогическая философия (философия образования), неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. Это значит, что гуманизация определяет цель как общего, так и профессионального, в том числе и педагогического образования. Говоря о гуманизации профессионально-педагогического образования, необходимо иметь ввиду три ее аспекта. Первый характеризуется направленностью процесса подготовки будущего учителя на развитие его личности как субъекта творческого труда, познания и общения. Второй связан с установлением особого стиля отношений преподавателей и студентов в педагогическом процессе. Третий представляет собой характеристику нового педагогического мышления, главной чертой которого является видение преподавателей и студентов – будущих учителей – субъектами профессионального развития и творчества. Каковы основные установки учителя по гуманизации образования?

Это:

• Истинность и открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям,

• способность открыть, транслировать их на учащихся.

• Уверенность учителя в возможностях и способностях учащихся принять, понять

• позицию учителя.

• Видение учителем внутреннего мира учащихся и понимание поведения каждого из

• них с его позиции.

• Потребность и готовность учителя к творческому общению с учащимися.

• Понимание общения как симметрического процесса(система“Учитель ↔ ученик”),

• в котором учитель и учащиеся равны как свободные уникальные личности и ценны

• друг другу как субъекты.

• Потребность учителя в личностном саморазвитии и готовность учиться у своих учеников.

Следует иметь ввиду и следующее обстоятельство. При рассмотрении проблемы гуманизации образования мы сталкиваемся с явным противоречием. С одной стороны, гуманизация образования предполагает смягчение рационально-нормативного подхода к его организации и ориентацию на социально-культурные ценности. Здесь необходимо соотнести цели, содержание и нормы образования как социального института с ценностями других институтов, включая религию и церковь. С другой стороны, характерной особенностью современного этапа исторического развития является дискредитация различных форм традиционной авторитарной культуры, отторжение широкими слоями общества, прежде всего молодежью, того, что можно охарактеризовать как “репрессивную культуру”. Отсюда вытекает требование устранить авторитаризм и диктат по отношению к личности, в том числе и в сфере образования. По любому вопросу личность хочет “сметь свое суждение иметь”. Иными словами научные знания, в особенности это относится к нравственным принципам и философско-мировоззренческим установкам, должны формироваться в процессе познания. Безусловно, здесь важна роль личных убеждений, которые вырабатываются собственными усилиями за счет напряженной “работы души”, что связано с сопоставлением различных возможностей, альтернатив, столкновением различных идейных позиций.

Воспитание детей в семье.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

о Принимать активное участие в жизни семьи;

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

о Уважать право ребенка на собственное мнение;

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Наши рекомендации