Уборка помещений и территории
Уборка помещений и территории рассматривается как предмет допрофессиональной подготовки в связи с возможной перспективой применения сформированных у детей навыков и умений при выполнении работы в качестве дворника или уборщицы. Вместе с тем, задачи и содержание обучения также актуальны для формирования бытовой деятельности детей.
Обучение детей нацелено на формирование умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на территории. Основные задачи обучения:
- формирование умения определять необходимость: в наведении чистоты и порядка;
- формирование умений обращаться с уборочным инвентарем: мета?., совок, грабли, вилы, лопата, лом, тачка, ведро, щетка, швабра и др.;
- формирование навыков выполнения уборочных работ на улице и в помещении.
Кроме того, в процессе обучения необходимо формировать у детей умение выполнять работу качественно и доводить начатое дело до конца, воспитывается потребность соблюдать чистоту и поддерживать порядок в помещениях и на улице.
Обращение с инвентарем.
• определение необходимого для работы инвентаря;
• подготовка инвентаря к работе;
• приемы работы с различным инвентарем (ведро, тачка,
носилки, метла, швабра, лопата, механизированная
косилка, грабли, вилы, лопаты и скребки для уборки
снега, лом, щетки, водяной шланг, веник, мусорный
совок, распылители для мытья окон и др.);
• соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментом;
• уход и хранение инвентаря.
2. Уборка мусора:
• собирание мусора в ведро, тачку, на носилки;
• вынос мусора в специальный контейнер;
• сжигание мусора:
—определение места для сжигания;
—сортировка мусора (горючий — негорючий);
• Закапывание мусора.
3. Подметание территории:
• определение места и направления для подметания;
• погрузка песка, мусора в тачку лопатой;
• вывоз песка в определенное место (мусорный контейнер, яма и др.).
4. Кошение травы механизированной косилкой:
• запуск-остановка косилки;
• регулировка функций косилки;
• чистка механизмов косилки.
5. Уборка травы и листьев:
• сгребание скошенной травы в кучи граблями;
• погрузка травы в тачку, носилки вилами;
• вынос травы в определенное место (компостная яма);
• сгребание листьев;
• сметание в кучи;
• погрузка в тачку и определение ее загруженности (по
объему, по тяжести);
• определение места для утилизации листьев (компостная яма, контейнер для мусора и др.);
• вывоз листьев.
6. Уборка снега:
• работа со снеговой лопатой:
— определение направления сгребания снега (от центра площадки к обочине, от края тротуара к другому краю, вдоль дорожки и др.);
• удаление слежавшегося снега скребком;
• обкалывание льда ломом;
• посыпание дорожек песком (солью);
• определение мест, нуждающихся в подсыпке (скользкие пандусы, ступени и др.); определение нужного
количества песка, соли для выполнения данного объема работы (посредством условных емкостей: кружка,
кастрюля для соли, ведро, тачка для песка).
7. Помывка автотранспорта:
• определение необходимости и возможности помывки
(грязный — чистый, можно ли мыть в данном месте);
• наполнение емкости (ведро, таз) водой;
• доставка емкости с чистой водой к транспорту;
• определение необходимости споласкивания щетки,
швабры и замены воды;
• мытье из шланга.
8. Подметание пола:
• определение необходимости подметания пола;
• определение места для уборки и направления движения при подметании;
• заметание мусора на совок;
• высыпание мусора в урну.
9. Мытье пола:
• определение необходимости мытья пола;
• наполнение емкости для мытья пола (ведро, таз) водой;
• определение нужного количества моющего средства с
использованием мерки и добавление его в воду;
• перенос емкости с чистой водой в определенное помещение (класс, коридор и др.);
• смачивание, отжимание тряпки;
• определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды;
• выливание грязной воды в указанное место;
• просушивание мокрых тряпок.
10. Мытье окон:
• определение загрязненности окон;
• нанесение моющего средства на стекло (с помощью распылителя, влажной тряпки и др.);
• смывание раствора влажной тряпкой;
• протирание стекла сухой тряпкой, газетой;
• использование специальных щеток для мытья окон.
Приложения 1 – 5 смотрите в папке «Приложение 1-5»
Литература
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология, 1997, № 1.
Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических работ / Под ред. С.А. Морозова. — М., 2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2001.
Баряева Л.Б., Бгажнокова ИМ., Бойков Д.И., Зарин А.П. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации. — Псков: ПОИПКРО, 1999.
Бгажнокова ИМ. Проблемы и перспективы развития коррекци-онной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология, 1994, № 1.
Бгажнокова ИМ. (ред.) Программы для 0 — 4 классов школы VIII вида. М., 1997.
Василевская ВЛ. Педагогическое изучение глубоко отсталых детей. — В кн.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960.
Ватажина АА. Трудовое обучение умственно отсталых подростков в детских домах. — В кн.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960.
Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К. Грачевой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка» // Основы дефектологии. — СПб., 2003.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. — М., 1991. Грачева Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка. — М., 1932.
Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н. Исаева Т.Н. Социальная рабо-.та с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. — М.: Институт социальной работы, 1996. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Исаева Т.Н., Багаева Т.Н., Еремина АЛ. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. // Дефектология, 1994, № 6. Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Обучение и воспитание умственно отсталых детей. М., 1960.
Забрамная С Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., «Владос», 1995.
Забрамная С Д.', Исаева Т.Н. Изучаем обучая: рекомендации по
изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта ра
боты. — М., 2002.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, вос
питания и обучения с древних времен до середины XX века. — М.,
1995.
Колосков СА. Права ребенка в образовании // Народное образо
вание, 2001, № 9.
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ.
Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. — М., 1990.
Левченко И.Ю., Киселева НА. Психологическое изучение детей с
отклонениями развития. — М., 2005.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга
для родителей. — М., 1996.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклоне
ниями в развитии. — М., 2002
Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно
отсталых детей. — М., 1990.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубе
жом. — М., 1996.
Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный
возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обуче
ния детей с особыми проблемами в развитии. — М., Гуманит.
Изд. Центр Владос, 1997.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ. Аутичный ребе
нок. Пути помощи. — М., 1997.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ. и др. Аутизм:
возрастные особенности и психологическая помощь — М., 2004.
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями
развития: Программы /Андреева СВ., БахареваС.Н., Царев A.M.
и др.; под ред. A.M. Царева. Псков, 2004.
Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умствен
ными и множественными нарушениями: Из опыта работы
Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Ца
рева. — Псков, 1999
Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в
интеллектуальном развитии / под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. За
рин, Н.Д. Соколовой. — СПб., 1996.
Питерси М.,Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: про
грамма ранней педагогической помощи детям с отклонениями в
развитии. — М., 1998.
Реабилитация и образование особого ребенка: обсуждение опыта
и перспектив правовой защиты / под ред. Лариковой И.В. — М.,
2004.
Ремесленные мастерские: от терапии к профессии / Составитель
Ю.В. Липес. — М., 2004.