Уборка помещений и территории

Уборка помещений и территории рассматривается как предмет допрофессиональной подготовки в связи с возможной перспективой приме­нения сформированных у детей на­выков и умений при выполнении работы в качестве дворника или уборщицы. Вместе с тем, задачи и содержание обучения также акту­альны для формирования бытовой деятельности детей.

Обучение детей нацелено на формирование умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на территории. Основные задачи обучения:

- формирование умения определять необходимость: в наведении чистоты и порядка;

- формирование умений обращаться с уборочным инвента­рем: мета?., совок, грабли, вилы, лопата, лом, тачка, вед­ро, щетка, швабра и др.;

- формирование навыков выполнения уборочных работ на улице и в помещении.

Кроме того, в процессе обучения необходимо формиро­вать у детей умение выполнять работу качественно и дово­дить начатое дело до конца, воспитывается потребность со­блюдать чистоту и поддерживать порядок в помещениях и на улице.

Обращение с инвентарем.

• определение необходимого для работы инвентаря;

• подготовка инвентаря к работе;

• приемы работы с различным инвентарем (ведро, тачка,
носилки, метла, швабра, лопата, механизированная
косилка, грабли, вилы, лопаты и скребки для уборки
снега, лом, щетки, водяной шланг, веник, мусорный
совок, распылители для мытья окон и др.);

• соблюдение правил техники безопасности при обраще­нии с инструментом;

• уход и хранение инвентаря.

2. Уборка мусора:

• собирание мусора в ведро, тачку, на носилки;

• вынос мусора в специальный контейнер;

• сжигание мусора:

—определение места для сжигания;

—сортировка мусора (горючий — негорючий);

• Закапывание мусора.

3. Подметание территории:

• определение места и направления для подметания;

• погрузка песка, мусора в тачку лопатой;

• вывоз песка в определенное место (мусорный контей­нер, яма и др.).

4. Кошение травы механизированной косилкой:

• запуск-остановка косилки;

• регулировка функций косилки;

• чистка механизмов косилки.

5. Уборка травы и листьев:

• сгребание скошенной травы в кучи граблями;

• погрузка травы в тачку, носилки вилами;

• вынос травы в определенное место (компостная яма);

• сгребание листьев;

• сметание в кучи;

• погрузка в тачку и определение ее загруженности (по
объему, по тяжести);

• определение места для утилизации листьев (компост­ная яма, контейнер для мусора и др.);

• вывоз листьев.

6. Уборка снега:

• работа со снеговой лопатой:

— определение направления сгребания снега (от цент­ра площадки к обочине, от края тротуара к другому краю, вдоль дорожки и др.);

• удаление слежавшегося снега скребком;

• обкалывание льда ломом;

• посыпание дорожек песком (солью);

• определение мест, нуждающихся в подсыпке (сколь­зкие пандусы, ступени и др.); определение нужного
количества песка, соли для выполнения данного объема работы (посредством условных емкостей: кружка,
кастрюля для соли, ведро, тачка для песка).

7. Помывка автотранспорта:

• определение необходимости и возможности помывки
(грязный — чистый, можно ли мыть в данном месте);

• наполнение емкости (ведро, таз) водой;

• доставка емкости с чистой водой к транспорту;

• определение необходимости споласкивания щетки,
швабры и замены воды;

• мытье из шланга.

8. Подметание пола:

• определение необходимости подметания пола;

• определение места для уборки и направления движения при подметании;

• заметание мусора на совок;

• высыпание мусора в урну.

9. Мытье пола:

• определение необходимости мытья пола;

• наполнение емкости для мытья пола (ведро, таз) водой;

• определение нужного количества моющего средства с
использованием мерки и добавление его в воду;

• перенос емкости с чистой водой в определенное поме­щение (класс, коридор и др.);

• смачивание, отжимание тряпки;

• определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды;

• выливание грязной воды в указанное место;

• просушивание мокрых тряпок.

10. Мытье окон:

• определение загрязненности окон;

• нанесение моющего средства на стекло (с помощью рас­пылителя, влажной тряпки и др.);

• смывание раствора влажной тряпкой;

• протирание стекла сухой тряпкой, газетой;

• использование специальных щеток для мытья окон.

Приложения 1 – 5 смотрите в папке «Приложение 1-5»

Литература

Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и со­циальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефекто­логия, 1997, № 1.

Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагоги­ческой коррекции. Сборник методических работ / Под ред. С.А. Морозова. — М., 2001.

Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2001.

Баряева Л.Б., Бгажнокова ИМ., Бойков Д.И., Зарин А.П. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Про­граммы, методические рекомендации. — Псков: ПОИПКРО, 1999.

Бгажнокова ИМ. Проблемы и перспективы развития коррекци-онной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология, 1994, № 1.

Бгажнокова ИМ. (ред.) Программы для 0 — 4 классов школы VIII вида. М., 1997.

Василевская ВЛ. Педагогическое изучение глубоко отсталых де­тей. — В кн.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960.

Ватажина АА. Трудовое обучение умственно отсталых подрост­ков в детских домах. — В кн.: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960.

Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К. Грачевой «Воспита­ние и обучение глубоко отсталого ребенка» // Основы дефектоло­гии. — СПб., 2003.

Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умс­твенно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. — М., 1991. Грачева Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребен­ка. — М., 1932.

Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н. Исаева Т.Н. Социальная рабо-.та с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностя­ми. — М.: Институт социальной работы, 1996. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Исаева Т.Н., Багаева Т.Н., Ереми­на АЛ. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с вы­раженной умственной отсталостью. // Дефектология, 1994, № 6. Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Обучение и воспитание умственно отсталых детей. М., 1960.

Забрамная С Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен­ного развития детей. — М., «Владос», 1995.

Забрамная С Д.', Исаева Т.Н. Изучаем обучая: рекомендации по
изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта ра­
боты. — М., 2002.

Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, вос­
питания и обучения с древних времен до середины XX века. — М.,
1995.

Колосков СА. Права ребенка в образовании // Народное образо­
вание, 2001, № 9.

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ.
Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. — М., 1990.

Левченко И.Ю., Киселева НА. Психологическое изучение детей с
отклонениями развития. — М., 2005.

Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга
для родителей. — М., 1996.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклоне­
ниями в развитии. — М., 2002

Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно
отсталых детей. — М., 1990.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубе­
жом. — М., 1996.

Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный
возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обуче­
ния детей с особыми проблемами в развитии. — М., Гуманит.
Изд. Центр Владос, 1997.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ. Аутичный ребе­
нок. Пути помощи. — М., 1997.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ. и др. Аутизм:
возрастные особенности и психологическая помощь — М., 2004.

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями
развития: Программы /Андреева СВ., БахареваС.Н., Царев A.M.
и др.; под ред. A.M. Царева. Псков, 2004.

Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умствен­
ными и множественными нарушениями: Из опыта работы
Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Ца­
рева. — Псков, 1999

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в
интеллектуальном развитии / под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. За­
рин, Н.Д. Соколовой. — СПб., 1996.

Питерси М.,Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: про­
грамма ранней педагогической помощи детям с отклонениями в
развитии. — М., 1998.

Реабилитация и образование особого ребенка: обсуждение опыта
и перспектив правовой защиты / под ред. Лариковой И.В. — М.,
2004.

Ремесленные мастерские: от терапии к профессии / Составитель
Ю.В. Липес. — М., 2004.

Наши рекомендации