Предметно-практическая деятельность
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.
В ходе обучения предметно-практической деятельности
воспитывается интерес к предметной деятельности, происходит развитие представлений об окружающих предметах, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-топографических представлений, формируются приемы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет применять составленные из картинок расписания, которые облегчают самостоятельное выполнение ребенком серии последовательных действий. Занятия по предметно-практической деятельности проводится преимущественно в индивидуальной форме.
Примерное содержание обучения.
1. Восприятие предметов:
• фиксация взгляда на предмете;
• слежение взглядом за передвижением предмета;
• обследование предмета (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое);
• узнавание предмета по просьбе и самостоятельно (указание на предмет жестом, взглядом);
• соотнесение двух одинаковых предметов (указание на такой же предмет как у педагога среди других предметов).
2. Восприятие изображений (фотографий, картинок, пиктограмм):
• различение изображения и фона: «картинка» и «не картинка» (указание на изображение жестом, взглядом);
• соотнесение изображения с предметом.
3. Действия с материалами:
игра с водой (удерживание рук в воде, плескание и др.); пересыпание (крупы, песка и других сыпучих материалов);
комкание бумаги (газеты);
размазывание (краски, клейстера, пены и др.);
разминание в руках (пластилина, глины, теста).
4. Действия с предметами:
• захват;
• удержание;
• вынимание (из коробки, ящика, шкафа и др.);
• складывание (в коробку, на полку, в ящик и др.);
• поднимание / опускание (с пола / на пол и др.);
• перекладывание (из одной емкости в другую);
• встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или
крупой и др.);
• вставление (стаканчиков, шариков, мозаики и др.);
• нанизывание (колец / шариков на палку (пирамидка),
крупных бусин на нить и др.);
• бросание (мячика, воздушного шара и др.);
• вращение (откручивание / закручивание);
• открывание / закрывание (банки, двери, окна и др.);
• нажимание / надавливание (на кнопку, выключатель
и др.);
• сжимание предмета (двумя руками);
• закапывание / откапывание (в крупе, в песке и др.);
• наполнение предметов (крупой, песком, водой и др.);
• переливание / пересыпание (из одной емкости в другую);
• выдувание мыльных пузырей;
• расстилание (салфетки, скатерти и др.);
• разглаживание (салфетки и др.).
5. Выполнение серии действий с предметами в определенном порядке:
• доставание коробки с предметами;
• выполнение задания с предметами;
• складывание предметов в коробку;
• возвращение коробки с предметами на место.
6. Функциональное использование предметов:
• столовых приборов и посуды;
• предметов мебели;
• материалов (бумага, клей, пластилин, краски и др.);
• игрушек;
• инструментов (карандаш, кисточка, ножницы и др.);
• другие окружающие ребенка предметы.
ЛЕПКА
Данная программа нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластичных материалов (пластилин, глина, тесто). Кроме того, в ходе обучения лепке используются следующие материалы: снег, песок, фольга, репейник, тесто из бумаги или опилок и другие. Умения и навыки, сформированные в ходе освоения различной предметно-практической деятельности являются основой обучения лепке.
На занятиях по лепке дети учатся
лепить знакомые простые предметы, объекты окружающей действительности, передавая их форму, цвет, пространственные отношения. Готовые изделия могут быть плоскостными и объемными, монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными).
В процессе работы дети знакомятся с различными пластичными материалами, их свойствами. В качестве основных задач при обучении лепке выступают:
- формирование умений пользоваться такими инструментами и приспособлениями как: клеенка, стеки деревянные или пластмассовые, нож, скалка, фактурная ткань, формы, штампы, формочки для выдавливания, подкладочная досочка (фанерка, пластиковая подставка), кусочек ткани для вытирания рук, емкость с водой;
- обучение доступным приемам работы с различными пластичными материалами;
- обучение основным правилам работы с пластичными материалами и инструментами (готовить рабочее место, лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки, убирать рабочее место и т. д.).
Примерное содержание обучения.
1. Знакомство с материалами и подготовка к работе:
• согревание пластилина в руке;
• разминание материала;
• отбивание глины;
• раскатывание материала скалкой.
2. Деление на части:
• отрывание кусочка материала от целого куска;
• откручивание кусочка материала от целого куска;
• отщипывание маленького кусочка материала от цело
го куска;
• отрезание кусочка материала стекой;
3. Размазывание материала:
• размазывание пластилина по шаблону;
• размазывание пластилина внутри рельефного контура;
• размазывание пластилина внутри контура;
• размазывание по форме глины;
• выкладывание готовых форм внутри контура;
• заливание формы;
4. Придание формы:
• раскатывание материала продольными движениями
ладоней (колбаски) на доске и в руках;
• катание толстых и тонких, длинных и коротких колбасок;
• раскатывание материала вращательными движения
ми (шарики) на доске и в руках;
• катание больших и маленьких шариков;
• вырезание ножом формы по шаблону, по контуру;
• выдавливание формы формочками.
5. Соединение составных частей:
• соединение путем плотного прижатия;
• соединение путем примазывание (пальцами, стекой);
• соединение путем прищипывание.
6. Видоизменение формы:
• сгибание колбаски;
• вдавливание углубления на поверхности шара;
• расплющивание между ладонями пластилина (глины);
• вытягивание столбика из короткого толстого цилиндра;
• округление и заострение концов детали;
• вытягивание небольших деталей крупной формы;
• защипывание края формы кончиками пальцев.
7. Лепка предметов:
• лепка знакомых предметов, объектов из одного кусочка пластилина (глины) (тарелка, овощи и др.);
• лепка знакомых предметов, объектов из двух кусочков
пластилина (глины) (чашка с ручкой, корзина и др.);
• лепка более сложной формы предметов и объектов из
3—5 частей (рыбка, утенок, зайчик, кувшин с ручкой).
8. Оформление изделия:
• нанесение на форму рисунка (пальцем, различными
инструментами);
• дополнение изделия мелкими деталями;
• нанесение на изделие декоративного материала (из
пластичного, природного материала, монеток, круп и т.д.).
9. Сюжетная лепка.
• лепка нескольких предметов объединенных сюжетом.
10. Декоративная лепка.
• нанесение узора на плоские и объемные изделия (пальцем, стекой и другими инструментами)
АППЛИКАЦИЯ
Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. По своему содержанию аппликация делится на предметную (состоит из
отдельных изображений), декоративную (орнаменты, узоры), сюжетную (отображает совокупность действий, событий). По виду выполнения аппликация делится на плоскую (детали наклеиваются на фон) и объемную. При выполнении объемной аппликации отдельные детали наклеиваются на фон частью плоскости, либо на фон наклеивается какая-нибудь объемная деталь (шишка, вата, нитки и т. д.). Различают монохромную (одноцветную) и полихромную (многоцветную) аппликацию. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание (выкалывание, отрывание и др.) отдельных форм и прикрепление их к фону.
Обучение аппликации основано на умениях и навыках сформированных в ходе предметно-практической деятельности и нацелено на освоение детьми приемов изготовления аппликационных работ. Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков (умение изображать предмет той или иной формы).
В процессе обучения аппликации решаются следующие задачи:
- воспитание у детей интереса к выполнению аппликационных работ;
- знакомство с различными материалами и инструментами;
- формирование умений выполнять предметную, декоративную, сюжетную аппликации;
- развитие творческого отношения к работе с аппликационными материалами;
- формирование умений готовить и убирать рабочее место.
Примерное содержание обучения,
1. Представления о материалах и инструментах.
• Знакомство с материалами (цветная бумага различной фактуры, цветной картон, разноцветная фольга и пленка, нитки, вата, различная по текстуре ткань, кожа, мех, обрезки лент и веревок; природные материалы — шишки, семена, трава, мох, соломка, желуди, листья, орехи, ракушки, песок, камушки, сосновые иголки и др., различные крупы, пробки, скорлупа и т. п.) и их свойствами.
• Знакомство с инструментами (шило, ножницы), их на
значением и способом работы с ними.
• Знакомство со скрепляющими материалами (клей,
клейстер, скотч и др.).
2. Навыки работы с материалами и инструментами:
1. Работа с бумагой:
• сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и
приглаживание рукой;
• разрывание бумаги;
• сминание бумаги.
2. Работа с нитью:
• разрезание нити;
• наматывание на палец, руку, клубок.
3. Работа с клеем (клейстером):
• открывание клея;
• закрывание клея;
• намазывание поверхность клеем (кистью, клеевым карандашом).
4. Работа с другими скрепляющими материалами
(скотч, степлер и др):
5. Работа шилом:
• выкалывание шилом (по шаблону, по трафарету, по линии).
6. Работа ножницами:
• правильно держать в руках ножницы;
• выполнение надреза, серии надрезов;
• разрезание поперек, вдоль бумагу;
• выполнение косых срезов;
• разрезание ножницами по линии;
• вырезание по контуру;
• вырезание симметричных форм из бумаги сложенной
вдвое.
3. Сборка и наклеивание.
1. Составление и приклеивание предметной аппликации из готовых или вырезанных форм.
• накладывание и приклеивание детали к фону;
• накладывание и приклеивание детали на трафарет
(окошко на домик);
• накладывание и приклеивание одной детали к другой
(приклеивание шляпки к готовой ножке гриба);
• наклеивание на поверхность кожи, ткани, природного
материала и т. д.;
• составление и приклеивание изображения из 2-ух и бо
лее частей;
• составление и приклеивание изображения из деталей
одинакового цвета, формы и величины;
• составление и приклеивание изображения из деталей
разного цвета, формы и величины.
2. Составление и наклеивание декоративной аппликации из готовых или вырезанных форм:
• составление узора по заданной схеме и/или самостоятельно из геометрических или растительных форм, чередуя их по цвету, форме, величине:
—на полосе,
—в квадрате,
—в круге.
3. Составление и приклеивание сюжетной аппликации из готовых или вырезанных форм:
• расположение частей сюжета на поверхности листа
(право, лево, верх, низ, середина, угол и др.);
• дополнение заданного сюжета отдельными деталями;
• выбор одного из предложенных сюжетов;
изготовление сюжетной аппликации по замыслу.
РИСОВАНИЕ
Обучение рисованию нацелено на освоение детьми доступных приемов изобразительной деятельности. Базовыми для обучения рисованию являются сформированные предметно—практические действия. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами с помощью которых дети учатся получать простейшие изображения; освоение приемов предметного рисования; обучение выполнению сюжетных и декоративных рисунков. Важной задачей является обучение детей готовить и убирать рабочее место.
Программа предусматривает два этапа обучения: подготовительный и изобразительный. Сначала с помощью учителя, затем по подражанию и образцу дети учатся проводить различные линии, закрашивать в контуре, изображать знакомые предметы и объекты, передавая их внешние признаки (форма, величина, цвет), создавать декоративные рисунки, создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений, впечатлений, действий, опыта. Процесс рисования интересен и увлекателен для детей. Яркость и разнообразие материалов является сильным мо-тивационным моментом, а возможность самому краской оставить след пальца, руки или нарисовать что-либо лишь усиливает желание творить. Мазками, штрихами ребенок учится передавать явления окружающего мира, знакомые предметы, создает новые образы и ищет средства для их воплощения.
Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки.
Подготовительный этап.
• развитие интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
• знакомство с инструментами и материалами для рисования, в том числе неспецифическими (кусочки паралона, ваты, стеклянные шарики, коктейльные трубочки и др.) и способами их использования:
—правильно держать карандаш, кисть и др. инструменты;
—пользоваться кистью (обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску и воду о края баночки, промывать кисть в воде);
— оставлять графический след на бумаге, стекле, доске и др., с помощью пальца, других частей тела,
карандаша, фломастера, кисти, мела и др.
• обследование предмета перед рисованием, используя тактильные, зрительные и кинестетические анализаторы.
Изобразительный этап.
1. Обучениеприемам предметного рисования.
1. Приемы работы с карандашом и кистью.
• приемы рисования карандашом;
• приемы работы кистью (примакивание, прием тычка,
касание кончиком кисти).
2. Обучение рисованию основных элементов.
• проведение произвольных мазков (длинные — короткие, толстые — тонкие)
• рисование точек;
• рисование линий:
— прямая (вертикальная, горизонтальная, наклонная);
— незамкнутая кривая (волнистая);
— замкнутая кривая;
— рисование ряда линий (одинаковых, сочетания различных линий);
• штриховка.
3. Выполнение работы в контуре.
• раскрашивание контурного изображения с использованием трафарета, шаблона, тактильного контура;
• раскрашивание нарисованного контурного изображения;
• заполнение контурного изображения точками, линиями.
4. Ориентировка на листе бумаги.
• расположение изображения на поверхности листа (право, лево, верх, низ, середина, угол).
5. Использование цвета в процессе изобразительной деятельности.
• применение основных цветов (красный, желтый, синий), а также белый, черный, зеленый, коричневый;
• получение разных цветов путем смешивания красок
(красный + желтый = оранжевый, синий + желтый =
зеленый, синий + красный = фиолетовый, синий + белый = голубой, красный + белый = розовый);
• применение сочетаний различных цветов и оттенков
для изображения окружающих объектов.
6. Рисование предмета:
• с помощью шаблона;
• с помощью трафарета;
• по готовым контурным линиям (обведение светлого
контура темным карандашом);
• с использованием опорных точек;
• с использованием осевой симметрии;
• с помощью рисунка-образца.
2. Обучение элементам декоративного рисования с использованием штампов, простых геометрических (круг, квадрат, треугольник и т. д.), растительных форм на листе и на объемных предметах (ваза, тарелка, поднос и др.).
• по готовому образцу;
• по заданной схеме;
• из данных элементов;
• самостоятельное составление узора / орнамента.
3. Обучение сюжетному рисунку, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения:
• дополнение заданного сюжета собственными рисунками;
• рисование по непосредственному наблюдению;
• рисование по замыслу.
ВЕДЕНИЕ
ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
УХОД ЗА ВЕЩАМИ
Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, умения ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений учащихся об окружающем мире, обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни.
Примерное содержание обучения.
Обучение стирке.
Ручная стирка
знакомство с многообразием емкостей для ручной стирки; знакомство с моющими средствами (порошок, мыло, паста);
наполнение емкости для стирки водой (определение количества и температуры воды);
определение количества моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и растворение его в воде; опускание белья в воду, замачивание;
намыливание белья (в случае использования мыла);
движения рук при стирке;
полоскание белья;
отжим белья различными способами (выкручивание,
сжатие в руке);
• встряхивание белья;
• вывешивание белья на просушку (используя сушилку
или веревку с прищепками).
2. Машинная стирка
• знакомство со стиральными машинами разного типа
(машина-автомат, машина активаторного типа);
• сортировка белья на цветное и белое перед стиркой;
• закладывание и вытаскивание белья из машины;
• закрывание и открывание дверцы машины;
• установка регулятора машины на определенную про
грамму и температурный режим работы (по меткам);
• запуск машины (нажатие на пусковую кнопку).
2. Глажение утюгом
• установка гладильной доски;
• подключение утюга к сети;
• определение готовности утюга к работе;
• раскладывание белья на гладильной доске;
• смачивание белья водой (использование клавиши на
утюге или пульвелизатора);
• движения руки с утюгом при глажении.
3. Различение белья и одежды по принадлежности:
1. Белье:
• постельное: простыня, пододеяльник, наволочка;
• нижнее: трусы, майка, футболка, бюстгальтер, ночная
рубашка, пижама;
• для гигиенических целей: полотенце для рук и лица,
полотенце банное, нагрудник;
• для кухни: полотенце, варежка, прихватка.
2. Одежда:
• носильные вещи: сарафан, платье, блузка, юбка, топ,
рубашка, футболка, шорты, брюки, кофта, свитер;
• верхняя: куртка, ветровка, плащ, пальто, шуба;
• головные уборы: панама, косынка, платок, шарф, шапка, кепка, бейсболка, шляпа;
• одежда по назначению: праздничная, повседневная,
рабочая, спортивная.
4. Складывание белья и одежды:
• сворачивание белья;
• выворачивание одежды на лицевую сторону;
• сворачивание одежды;
• вывешивание на «плечики»;
• сортировка по полкам в шкафу.
5. Чистка одежды:
• знакомство с разнообразием щеток для чистки;
• движение руки со щеткой по загрязненной одежде (чистка);
• стряхивание загрязнений с одежды .
6. Мелкий ремонт одежды:
• пришивание пуговиц:
—вдевание нити в иглу;
—уравнивание концов нити;
—завязывание узелка;
—прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы;
—подшивание нижнего края одежды швом «вперед
иголка»;
• зашивание дырки швом «через край».
7. Уход за обувью:
• хранение обуви в специальнопредназначенном месте;
• мытье обуви;
• просушивание обуви (около обогревательныхсистем,
специальными приборами);
• чистка обуви:
—знакомство с назначением щеток и средств для чис
тки обуви;
—движение руки со щеткой по обуви.
КУЛИНАРИЯ
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности. Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями выполнять доступные операции по приготовлению пищи.
В ходе обучения решаются следующие задачи:
- соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи;
- обращение с кухонной посудой;
- пользование бытовыми электроприборами для приготовления пищи;
- пользование газовой плитой;
- использование мерной посуды;
- соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи;
- хранение продуктов;
- сервировка стола.
В ходе проведения занятий по кулинарии решаются воспитательные задачи: формирование у детей интереса к приготовлению пищи, воспитание привычки к личной гигиене, привитие навыков культурного поведения за столом.
Занятия по кулинарии проводятся в групповой форме на основе практической деятельности. Все предметы для кулинарии располагаются в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Этому могут способствовать также специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми дети знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.
Все виды работ по кулинарии должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности.
Примерное содержание обучения.
1. Соблюдение правил гигиены и техники безопасности
при приготовлении пищи:
• приготовление пищи в специально отведенном месте;
• мытье рук перед началом работы;
• использование чистой посуды;
• использование специальной одежды (фартук, косынка);
• поддержание чистоты рабочего места (кухонный стол,
раковина, плита и т. д.).
2. Обращение с кухонной посудой:
• функциональное использование;
• различение чистой и грязной посуды;
• мытье и чистка (использовать моющие средства, ополаскивать);
• хранение в определенном месте.
3. Использование бытовых приборов для приготовления пищи (тостер, миксер, вафельница, электрический чайник, электрическая плита, духовка, микро
волновая печь):
• определение назначения прибора;
• включение / выключение;
• пользование регуляторами температуры, скорости;
• установка времени готовки;
• мытье;
• хранение.
4. Пользование газовой плитой:
• зажигание газа (спичками, газовой зажигалкой);
• пользование регуляторами пламени.
5. Использование мерной посуды (ложка, кружка, стакан, мерный стакан):
• подбор подходящей мерной посуды;
• наливание / насыпание продукта до метки.
6. Соблюдение операционной последовательности при
приготовлении пищи (холодные закуски, горячая еда,
пища из полуфабрикатов, салаты, десерты, горячие и
холодные напитки):
1. Выбор блюда для приготовления;
2. Выбор продуктов, необходимых для приготовления
блюда;
3. Распознавание продуктов (по этикетке, упаковке,
внешнему виду, запаху, вкусу);
4. Выбор посуды и кухонных приборов;
5. Обработка и приготовление продуктов:
• мытье;
• нарезание;
• очистка;
• натирание;
• перемешивание;
• варка;
• жарка;
, • тушение.
6. Определение готовности блюда к употреблению (по
времени (таймеру, часам), внешнему виду, вкусу).
7. Правильное хранение продуктов:
• вопределенном месте и упаковке (холодильнике, банке, пакете и т. д.);
• определение срока хранения (распознавать и выбрасывать испорченные продукты).
8. Сервировка стола:
• выбор посуды и приборов, подходящих к блюду инапиткам (для супа — глубокая тарелка; для чая — кружка, для салата — салатница и т. д.);
• расставление посуды и раскладывание приборов на столе.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
КЕРАМИКА
Обучение изготовлению керамических изделий является логическим продолжением занятий лепкой. Здесь используются все те базовые навыки, которые дети приобрели на занятиях по предметно-практической деятельности, художественному творчеству, работая с пластилином, глиной и другими пластичнымиматериалами. Глина обладает целым рядом свойств, делающих ее очень удобной для работы с детьми с различного рода нарушениями.
Необходимо помнить, что в занятиях керамикой выделяются два аспекта: творческий и технический. При работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями важными являются оба. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (и тогда главной становится задача целостного воздействия на личность ребенка), так и на технической стороне, с помощью которой можно развивать самые разные умения.
Целью обучения керамике, как предмету допрофессиональной подготовки является формирование умений изготавливать керамические изделия. Дети осваивают приемы изготовления керамических изделий, развивается интерес Учащихся к процессу их изготовления, обучаются создавать художественные творческие работы. Возможные керамические изделия: подсвечники, изразцы, подвески, цветочные горшки, вазы и другие работы. Продукты труда учащихся Могут использоваться в качестве декоративных элементов Для украшения помещений, выставочных экспонатов, сувениров для продажи. Конечный результат доставляет радость детям, способствует развитию уверенности в себе, повышав! интерес к труду.
1. Подготовка глины к работе:
• отщипывание кусочка от большого куска;
• разминание пальцами;
• отбивание.
2. Изготовление заготовок для изделий:
• катание колбаски;
• катание шарика;
• раскатывание скалкой;
• вырезание по контуру шилом заданную фигуру;
• выдавливание формой;
• заполнение формы изнутри;
• обработка (сглаживание) обрезанного края пальцем,
смоченным водой.
3. Нанесение декоративных деталей:
• нанесение рисунка пальцем;
• нанесение рисунка стекой;
• нанесение рисунка штампом;
• приклеивание мелких деталей на изделие.
4. Работа с глазурью:
• подбор цвета глазури;
• покрытие изделия глазурью методом погружения;
• покрытие изделия глазурью с помощью кисти.
5. Определение степени готовности изделия к обжигу
(просохло \не просохло).
6. Обжиг:
• установка в печь;
• вынимание из печи.
БАТИК
Батиком называется техника росписи ткани. Способов росписи ткани существует множество. Рассмотрим один из них, так как он является очень простым, доступным для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
При изготовлении батика учащиеся работают с необычными для них материалами (воск, красители), да и само рисование по ткани является, необычным для большинства детей.
Целью занятий является обучение изготовлению батика. В ходе обучения решается ряд актуальных для ребенка
задач. Дети учатся соблюдать последовательность операций при изготовлении батика; знакомятся со свойствами материалов (ткань, воск, краски, красители); учатся соблюдать технику безопасности при работе с воском и глажении; учатся готовить рабочее место и убирать его; развивают творческое отношение к работе.
Изготовление работ в технике «батик» представляет собою определенную последовательность отдельных операций. Ход обучения, соответственно, следует технологическому процессу. То есть ребенок осваивает весь цикл от начала до конца, но с разной степенью самостоятельного участия в выполнении операций. Первый круг является больше наблюдательным для ученика, степень его участия в каждой операции незначительна. С каждым следующим кругом степень участия взрослого уменьшается, а самостоятельность ученика возрастает.
Обучение техническим приемам изготовления батика идет параллельно с решением другой важной задачи: развитием у учащихся творческого отношения к работе. Ученики максимально вовлекаются в процесс обсуждения будущего Рисунка: что рисуем, какими цветами, каков размер рисунка, ученик сам выбирает цвет красителя.
Важным фактором, повышающим интерес детей, является то, что все работы изготавливаются либо для подарков, либо для продажи, либо для украшения помещения. Для эмоционального, социального развития учащихся значимо знание, для чего и для кого они делают ту или иную работу и получают удовлетворение от того, что доставят радость другому человеку.
Виды работ зависят от возможностей школы и от фантазии детей и педагога. Это могут быть открытки к различным праздникам (1 сентября, Новый Год, 8 Марта, Пасха, день рождения и др.), картины на самую разную тематику, это может быть декоративное оформление матерчатых сумок, салфеток, скатертей, элементов одежды.
Примерное содержание обучения.
1. Освоение последовательности операций при изготовлении батика:
1. Натягивание ткани на рамку (закрепление кнопками);
2. Раскрашивание красками внутри контура или отпечатывание штампов:
• подбор краски нужного цвета;
• смешивание их;
• нанесение нужного количества краски на ткань;
• нанесение ее на штамп;
• отпечатывание штампа.
3. Подготовка воска к работе:
• измельчение свечи ножом;
• растапливание воска;
• определение готовности его к использованию.
4. Покрывание ткани воском:
• нанесение горячего воска кисточкой на ткань;
5. Сминание ткани, покрытой воском;
6. Разведение красителя в воде:
• подбор цвета красителя;
• наливание определенного количества воды в емкость
• (ведро, бак, таз);
• размешивание порошка в воде.
7. Окрашивание ткани:
• опускание ее в краситель;
• выдерживание ее в красителе определенное время;
• доставание ее из красителя;
• ополаскивание ее в проточной воде;
• отжим.
8. Сушка ткани;
9. Глажение ткани через газету:
• укладывание на гладильный стол толстого слоя газет;
• раскладывание на газете изделия;
• накрывание изделия газетой;
• глажение;
• определение излишек воска;
• смена газеты.
2. Подготовка к работе и уборка рабочего места:
1. Надевание халата или фартука,
2. Подготовка материалов для работы (кисточки, краски, стаканчики, газеты);
3. Мытье кисточек, стаканчиков для красок после работы;
4. Мытье столов после работы;
5. Мытье рук.
Замечания:
• ткань для работы предварительно стирается, она не
должна быть новой;
• лучше всего работать с тканями из хлопка;
• фломастер должен быть специальный для рисования
по ткани;
• краски используются специальные для ткани;
расписанную ткань можно после просушки стирать
(лучше отдельно).
ТКАЧЕСТВО
Занятия ткачеством можно рассматривать как предмет допрофессиональной подготовки и как предмет художественного творчества. Обучение элементам ручного плетения развивает творческие способности детей, фантазию, способствует эмоциональному развитию. Перенесение рисунка, сделанного карандашом или красками на бумаге, на ковер из ниток, успешный подбор необходимых вспомогательных материалов, использование своего жизненного опыта, воображения дают ребенку возможность самовыражения.
Ткачество, как профессиональная деятельность формируется в ходе специально организованных занятий. При обучении ткачеству происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений на другую деятельность, и приобретение новых навыков работы с различными инструментами и материалами. На занятиях ручного плетения дети и подростки знакомятся с устройством ткацкого станка, учатся готовить нити и другой материал, осваивают разные способы работы челноком. Среди возможных изделий ткачества: ковры с сюжетным рисунком, основы для панно, коврики (полосатые дорожки) различной формы, элементы для украшения одежды и сумок, подставки для цветов и другие изделия. Полученные изделия служат украшением помещений, являются выставочным материалом, часто продаются. В последнем случае учащиеся, изготавливающие изделия, получают часть денег в качестве зарплаты, что способствует осознанию значимости своего труда и формированию мотивации трудовой деятельности.
В процессе обучения развивается внимание, усидчивость, способность терпеливо достигать запланированного результата. В ряде случаев, например, когда ребенок перевозбуждается в группе, занятия ткачеством можно использовать в терапевтических целях.
Оборудование и материалы, необходимые для обучения ткачеству:
/. Оборудование:
• стационарный ручной ткацкий станок;
• переносные ткацкие станки (настольные);
• металлические и деревянные обручи, используемые
как ткацкие станки.
2. Инструменты:
• челноки разных размеров;
• иглы с тупым концом;
• ножницы;
• расчески с разной частотой зубьев.
3. Материалы:
• нитки, ткань, ленты, веревки, природный материал,
декоративный материал (бусинки, бисер, вата, деревянные шарики, колечки, проволока и т. д.).
Примерное содержание обучения.
/. Знакомство с устройством ткацкого станка и челнока.
• определение вида станка (стационарный, переносной,
различной формы);
• выделение отдельных его частей (рамка, гвозди для
крепления нити);
• выделение на челноке прорези для н