Основные формы и методы педагогической работы
Как указывалось, решение представленных в индивидуальной программе обучения задач происходит с учетом особенностей развития ребенка в ходе фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, которые проводят учитель, психолог, логопед, инструктор ЛФК и другие специалисты. Особое внимание специалисты ЦЛП уделяют индивидуальной работе с детьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе или поставленные индивидуальной программой обучения задачи могут быть решены только в ходе индивидуальной работы. Групповые занятия проводятся как с детьми одного класса, так и с разновозрастной группой детей из разных классов, которые объединены в одну группу, потому что для них доступно содержание занятия.
Методика обучения строится на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Для повышения эффективности работы, педагоги выявляют интересы и склонности каждого ребенка. В ходе проведения занятий учитываются особенности ориентировочной деятельности детей, действие дробится на мельчайшие операции, и выстраиваются субъективные шаги учащихся по освоению нового действия. В ходе выполнения упражнений для каждого ребенка подбираются доступные средства их материализации.
В ходе обучения используется отечественный и зарубежный опыт, в частности: метод базальной стимуляции (А. Фрёлих), методика поддерживающей коммуникации (У. Кристен), проектное обучение (Д. Дьюи), методикаМОУЕ (развитие двигательных возможностей через обучение — Л. Бидаби), ТЕАССН (лечение и обучение детей, с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации — Э. Шоплер), оперантный подход на основе прикладного поведенческого анализа (О. Ловас), эмоционально-уровневый подход (О.С. Никольская), игрокоррекция (Л.Б. Баряева) и др.
С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с эпилепсией и тяжелым нарушением поведения регулярно проводятся консультации с врачами: психиатром, невропатологом, а также с нейропсихологом. Для решения вопросов комплексной помощи ребенку один раз в месяц собирается психолого-медико-педагогический консилиум, в работе которого принимают участие родители.
Этапы допрофессиональной подготовки и дальнейшая занятость
Допрофессиональная подготовка предусматривает три этапа обучения. На первом (пропедевтическом) этапе происходит развитие интереса к окружающим объектам и формирование предметно-манипулятивных умений.
Работа с учащимися первой группыпроисходит путем погружения их в мультисенсорную среду в процессе совместной с педагогом деятельности. Тактильное, кинестетическое восприятие различной фактуры поверхности предметов происходит с использованием игрушек, специально изготовленных из различного материала сенсорных досок с гладкой, шершавой, мягкой, колючей и другой поверхностью. В ходе совместных действий педагога и ребенка развивается интерес к различным по свойствам материалам: краске, клейстеру, глине, воде, крупе и другим сыпучим материалам. Дети плещутся в воде, зарываются в скомканные газеты, разминают размягченные глину и пластилин, размазывают краску, клейстер по бумаге и т. д. Педагоги предоставляют детям возможность обогащать свой сенсорный опыт в процессе различных действий с материалами и стремятся вызывать у детей реакции удивления, удовольствия, улыбку. Такая работа способствует созданию у учащихся положительного эмоционального настроя, развитию интереса к окружающему миру.
Внимание детей к предметному окружению привлекают приборы со звуковыми и световыми эффектами: гирлянды, магнитофон, игрушки со звуковыми эффектами, адаптированные электронные выключатели и др. Эти предметы и материалы вызывают желание у детей «потрогать», «захватить », « пересыпать », произвести другие активные действия, которые, в свою очередь, помогают развитию зрительно-моторной координации, функциональным возможностям кистей и пальцев рук. Рисование красками, размазывание клейстера, попытки размять мягкую глину способствуют снижению повышенного тонуса мышц рук, развивают зрительно-двигательную координацию.
На занятиях с детьми используются доступные предметные игры, средства художественного творчества, музыкальные инструменты, бытовые предметы. В частности, формируются действия захвата и удержания в руках таких предметов, как ложка, вилка, чашка. Использование на занятиях доступных музыкальных инструментов: барабана, бубна, маракаса, благоприятствуют развитию интереса к предметной деятельности, координации движений, эмоциональной отзывчивости детей.
Немаловажную роль в коррекционной работе играет расширение поля зрительного восприятия детей. В связи с тяжелыми опорно-двигательными нарушениями большую часть своей жизни учащиеся из первой группы проводят либо в положении «лежа», либо в положении «сидя». Использование специальных тренажеров способствует укреплению опорно-двигательного аппарата детей, а также дает им возможность увидеть окружающие объекты под другим углом зрения. Изменение положения тела вызывает познавательный интерес к окружающему, создает предпосылки для развития восприятия и внимания детей.
В качестве необходимой предпосылки для формирования интереса к деятельности у детей второй группы мы создаем условия, в которых ребенок может получить опыт комфортного общения. Эти условия включают, во-первых, способ общения педагогов с ребенком: эмпатия к ребенку, реакция на проявление им заинтересованности к чему-либо, отзывчивость к попыткам ребенка вступить в контакт. Во-вторых, создание такой среды, в которой отрицательное воздействие внешних раздражителей на эмоциональное состояние ребенка сводится к минимуму
В ходе наблюдения педагог выделяет объекты и действия, которые нравятся ребенку. Затем они используются для действий с предметами. Для формирования устойчивого интереса к деятельности детей из данной группы педагоги учитывают их потребности, порой опираются на внешнюю мотивацию: пищевое подкрепление, поощрение любимым развлечением (игра с мыльными пузырями, качание на качелях, игрушка и др.). Ребенок получает поощрение сразу же после успешного завершения задания.
Первоначально дети из второй группы не привлекаются к участию в общих занятиях. Вместе с тем, они присутствуют в помещении, где проводится групповое занятие, а в случае проявления интереса, их подключают к работе группы, используя для этого различные подкрепления.
Процесс обучения предметной деятельности в этой группе происходит на индивидуальных занятиях. В качестве мотивационной основы педагоги используют интерес детей к Двигательным действиям, пище, звукам, запахам, зрительным эффектам, тактильным, кинестетическим и другим ощущениям. Например, во время приема пищи дети получают желаемую пищу. При попытках брать пищу руками, вскакивать со стула — тарелка отодвигается в сторону. Такие желанные объекты как музыкальные игрушки, духи, фонарик, мыльные пузыри, качели используются в качестве поощрения за успешно осуществленную деятельность с новым объектом.
Дети учатся захватывать, удерживать, рассматривать предметы, выполнять с ними такие действия, как сжимание, надавливание, встряхивание, бросание и др.
Первоначальная продолжительность занятий одна — две минуты, а действие включает две — три операции, например, чтобы покатать машинку, нужно взять ее с полки, поводить рукой вперед-назад, поставить на место. В процессе занятий дети учатся выполнять простые действия по подражанию: взять (положить) предмет на стол, помахать флажком, позвенеть колокольчиком, а также следовать словесным инструкциям: «смотри на меня», «делай как я» и т. д. Дети учатся брать, удерживать, передавать предметы. В ходе обучения педагоги формируют представление о последовательности действия: начало, выполнение операций, окончание действия.
Формирование интереса к деятельности у детей третьей группыпроисходит на групповых и индивидуальных занятиях в процессе игровой и учебной деятельности. С момента прибытия детей в центр и до конца учебного дня поддерживается атмосфера доброжелательного доверительного общения, создаются ситуации успешного активного участия детей в повседневной деятельности. Дети из третьей группы быстрее осваивают предметно-манипулятивную деятельность, чем их сверстники из первой и второй групп, и они успешнее переходят на второй этап обучения.
На втором этапеобучения предусматривается проведение занятий художественным творчеством: рисование, лепка, аппликация, а также начало работы по следующим направлениям допрофессиональной подготовки: растениеводство, деревообработка, шитье, ткачество, полиграфия, изготовление изделий из батика и керамики. На данном этапе формируются навыки выполнения отдельных трудовых действий и операций. В связи с неустойчивостью внимания детей, их быстрой утомляемостью и пресыщаемостью в процессе деятельности каждая операция требует отдельной отработки в ходе выполнения различных упражнений. Учитывая такую потребность, программа по каждому предмету предусматривает не только набор формируемых действий, но и их операционный состав. В качестве примера приведем краткое описание содержания обучения по названным направлениям допрофессиональной подготовки.
Обучение растениеводствупредусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. Например, в ходе обучения поливу комнатных растений, ребенок осваивает такие операции, как ощупывание почвы и определение ее влажности или сухости. В итоге принимается решение, — если требуется полив, — зачерпнуть меркой воду из емкости, вылить ее в горшок под стебель растений (одну мерку для маленького горшка, две для среднего, три для большого). В качестве продукции растениеводства предусматривается выращивание скороспелой зелени (петрушка, лук, укроп, редис), рассады цветов, овощей, горшечных декоративных растений.
Обучение элементам деревообработки предусматривает освоение детьми доступных приемов обработки заготовок наждачной бумагой, напильником, ножовкой, другим сто-лярно-слесарным инструментом, а также склеивание деревянных деталей, покраску изделий. Например, при обучении действию отпиливания дети осваивают следующие операции: нанесение при помощи шаблона метки на место отпила, закрепление детали, выполнение пилой движений вперед-назад с нажимом вниз. Качественному выполнению отпиливания способствует использование приспособленного инструмента: закрепленная на верстаке углорезная пила позволяет ребенку с нарушением координации и моторики сделать ровный разрез. Столярной продукцией являются деревянные разборные игрушки, декоративные подставки, рамки, полочки под цветы, другие изделия.
Обучение шитьюпредусматривает освоение доступных операций работы с тканью, кожей с использованием ножниц, игл, булавок, линейки, шаблонов, электрической швейной машинки. Например, освоение строчки на электрической швейной машине требует овладения следующими операциями: опускание и подъем иголки вращением рукой колеса машинки; опускание и подъем лапки; подведение ткани под лапку; направление ткани руками во время строчки; определение начала и конца строчки; нажатие ногой педали, соотнесение силы нажатия со скоростью строчки и др. Овладение операциями шитья на электрической швейной машинке нацелено на изготовление простых пошивочных изделий из ткани: салфеток, сумок, мешочков.
Обучение ткачествувключает формирование действий ручного плетения нитками с использованием челнока на стационарном или настольном ткацком станке. Содержание обучения включает в себя: правильное держание челнока в правой и в левой руках; перекладывание челнока из одной руки в другую; различение вертикального и горизонтального рядов; движение челноком в различных направлениях (справа налево и слева направо, от себя и к себе); наматывание нити на челнок; продевание челнока с нитью сквозь вертикально натянутые нити; отрезание нити ножницами. В качестве продукции ткачества выступают декоративные коврики, панно.
Обучение полиграфическим работампроисходит на современном оборудовании, оно позволяет выпускать качественную продукцию, при этом большинство операций не требует высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают эту работу доступной для подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. Содержание обучения полиграфической деятельности включает: набор несложного текста на персональном компьютере (например, текст для визиток), сканирование, ламинирование, резку, брошюрование, выполнение копировальных работ. Например, обучение ламинированию включает в себя следующие операции: включать и выклю чать ламинатор; вкладывать картинку в пленку; вкладывать пленку с картинкой в конверт; вставлять конверт в прибор; принимать конверт с обратной стороны ламинатора; раскрывать конверт и вынимать ламинированную картинку. Работа в полиграфической мастерской может быть направлена на изготовление иллюстрированных календарей, открыток, блокнотов, визиток, другой продукции.
Обучение изготовлению изделий из батикапредусматривает не только освоение рисования красками по ткани, но и подготовку ткани к разрисовыванию (разрезание, разглаживание, натягивание на рамку), а также ее обработку после нанесения рисунка: покрытие рисунка предварительно расплавленным парафином, опускание изделия в краситель, сушку, глажку утюгом, изготовление бахромы и оформление в виде картины или открытки.
Содержание обучения работе с керамикойпредусматривает освоение следующих действий: лепка из глины, термическая обработка, после термическая обработка изделия (роспись красками, глазурью), повторная термическая обработка. Лепка из глины, в свою очередь, предусматривает освоение ряда доступных операций: размачивание глины, разминание глины, отщипывание, отрезание (ножом, проволокой), катание колбаски, шарика, изготовление блина похлопыванием, надавливанием, размазыванием, применение форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из керамики выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно (листики, рыбки и др.).
При обучении большинство детей и подростков не могут освоить все содержание, предусмотренное программой, но у них формируется навык выполнения отдельных доступных операций. Возможно, что в процессе создания какого-либо продукта ребенок выполняет лишь одну операцию, а все остальные делают другие учащиеся или педагоги. Для мотивации дальнейшей конструктивной деятельности ребенка важно донести до него, что в данном изделии воплощен его труд, без его вклада не получилось бы такого результата.
По мере накопления освоенных операций и действий по различным направлениям допрофессиональной подготовки подростки переходят на третий этап обучения.Он нацелен на формирование таких качеств трудовой деятельности учащихся, которые позволяли бы им выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству продукта, производить его в установленные сроки. В связи с поставленными задачами на третьем этапе происходит не только обучение выполнению доступных производственных операций, но и предъявление определенных количественных, временных и качественных требований в ходе выполнения трудовой деятельности. Мотивирующим фактором является оплата труда учащегося (или иное поощрение), наличие и размер которых напрямую связан с выполнением данных требований.
Длительность прохождения этапов и содержание допрофессиональной подготовки каждого конкретного учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития, которые учитываются при составлении ИПО. Следует подчеркнуть, что большинство учащихся первой и второй групп не достигают третьего этапа обучения, оставаясь на втором и даже первом этапах, однако их пассивное соучастие в занятии с более развитыми сверстниками и выполнение отдельных операций с помощью педагога или мастера способствует их социальному, личностному развитию и самореализации.
Обучение трудовой допрофессиональной деятельности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития проводится с учетом перспективы их будущей занятости в специализированных мастерских для инвалидов (в Пскове — Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов) или в других организациях, где созданы специальные рабочие места для инвалидов.
По достижении учащимися 18-летнего возраста, вне зависимости от уровня допрофессиональной подготовки, большинство из них переходит в Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов. ПИМ имеют трехступенчатую структуру. Первая ступень предназначена для лиц с тяжелыми и множественными нарушениями, требующими постоянного сопровождения и ухода; вторая — для инвалидов, готовых частично участвовать в производственном процессе; третья — для инвалидов, способных к активному участию в производственном процессе.
Инвалиды первой ступени посещают отделение развития, где с ними проводятся занятия по развитию коммуникации, предметной деятельности, социально бытовым навыкам. Принимать активное участие в производственном процессе они не могут в силу тяжести психофизических нарушений. Но посещение ими мастерских продиктовано идеей вовлечения в процесс социально-трудовой интеграции всех людей вне зависимости от тяжести нарушений.
Работники второй ступени подключаются к производственной деятельности мастерских на ограниченное время. При постоянном сопровождении мастера они выполняют доступные производственные действия и операции в отделениях растениеводства, деревообработки, ручного труда. Работники третьей ступени активно занимаются производственной деятельностью в различных отделениях.
В целях обеспечения преемственности выпускники ЦЛП переходят в ПИМ с индивидуальными программами обучения. Мастера ПИМ продолжают работу по этим программам, совершенствуя трудовые навыки молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями. Доброжелательное, вместе с тем требовательное отношение мастеров к работникам, регулярная оплата труда обеспечивают высокую мотивацию молодых инвалидов. Специальные рабочие места и адаптированная для людей с особыми потребностями среда также позволяют получать качественные результаты труда, что развивает чувство собственного достоинства, способствует признанию сообществом людей с тяжелыми и множественными нарушениями в качестве равных сограждан, позволяет положительно оценивать интеграционные процессы.
Сотрудничество с родителями
Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи. Такая зависимость увеличивается многократно в том случае, если ребенок имеет тяжелые нарушения развития. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни, особенно важна постоянная поддержка близких. Специалисты могут дать необходимую информацию, разрешить отдельные проблемы, но не заменят семьи.
Зачастую при поступлении ребенка в центр родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребенка становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечают нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребенком в семье, ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании ребенка, потребность в квалифицированной помощи. Многие родители недостаточно четко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.
Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. Считается, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Однако, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи никогда не исчезают совсем, они проявляются вновь в определенные периоды семейной жизни. В ходе бесед было выяснено, что большинство родителей чувствуют себя подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их детей неразрешимы, чувствуют себя одинокими и изолированными. Воспитание ребенка-инвалида в семье требует от родителей больших психических затрат. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения, укрепить уверенность родителей в себе и своем ребенке.
С учетом названных проблем семейного воспитания Лечебно-педагогический Центр организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям:
• обучение и воспитание ребенка в ЦЛП ив семье;
• психологическая поддержка семьи;
• участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП.
Раскроем содержание работы по каждому из названных направлений. Принимая ребенка на обучение в Центр, мы выясняем, чего ждут родители, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их интересуют. С этой целью при поступлении ребенка в школу и в начале каждого учебного года родители заполняют анкеты. Анкетирование показывает, что приоритетным фактором развития ребенка почти все родители считают обучение (98%), поэтому главной сферой сотрудничества специалистов и родителей является обучение и воспитание ребенка.
Для организации взаимодействия с родителями заключается договор о сотрудничестве в обучении и воспитании детей. Договор, в частности, предусматривает регулярные контакты между родителями и специалистами ЦЛП, создание для ребенка предметно-развивающей среды дома, выполнение единых подходов к воспитанию ребенка в семье и в центре, и др.
Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы обученияребенка. Ключевыми моментами в составлении программ являются — диагностика возможностей ребенка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребенка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но, прежде всего с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.
Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребенком является обучение родителей приемам и методам развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров иконсультаций. Кроме того, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагают видеоматериалы по актуальным проблемам.
Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребенка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях.Кроме родительских собраний, встреч в школе и дома, телефонных переговоров, используются такие формы работы как ведение дневников и письма к родителям. Дневник имеется у каждого ребенка, через него ведется каждодневное общение педагогов с родителями, оно касается самочувствия ребенка, его занятости в школе и дома, а также пояснения к домашним заданиям. Раз в два года пишутся письма родителям с приложением работ, выполненных их ребенком. В этих письмах отражаются успехи в развитии ребенка, его участие в жизни класса.
При реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации. Родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения родителями занятий в Центре, их участие совместно с ребенком в каком-то виде деятельности, просмотр видеофрагментов занятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возникающих в процессе педагогической работы с ребенком.
Помимо этого по отдельным вопросам развития детей проводятся консилиумы, на которых проблемы одного ребенка рассматриваются специалистами: педагогом, логопедом, врачом, специалистом ЛФК. В ходе диалога решаются вопросы: о возможном изменении медикаментозного лечения, проведении обследований, введении индивидуального графика посещения ребенком Центра и др.
Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи.Средства и формы такой помощи могут быть различными: беседы, психологические тренинги, организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях. Цель тренингов — привлечь внимание родителей к самим себе, отвлечься от ребенка, избавиться от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребенку и к самим себе.
Совместная работа ведется и в следующем направлении: участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП. Прежде всего, оно осуществляется через представительство родителей в органах самоуправления (совет ЦЛП, родительский комитет). Сотрудничество в данном направлении предусматривает:
• участие родителей в обсуждении и принятии решений
по стратегическим вопросам деятельности Центра;
• участие в подготовке и проведении отдельных мероприятий (праздники, лагеря, концерты и т. д.);
• проведение консультаций по правовым, медицинским
и другим вопросам;
• материальная поддержка ЦЛП (поиск спонсоров/средств на организацию и проведение различных мероприятий, для решения хозяйственных вопросов;
• помощь в проведении отдельных хозяйственных мероприятий (работы по уборке территории) и т. д.
Предлагаемые программы являются частью системы педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вместе с тем, эта часть является наиболее значимой для целей социальной интеграции людей с тяжелыми формами инвалидности, потому что овладение профессиональными навыками и умениями дает человеку возможность реализовывать себя в процессе созидательной деятельности, достичь признания в обществе. Нашим детям трудно обрести профессию, чтобы потом конкурировать на рынке труда, однако, с помощью объединенных усилий специалистов и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, и готовности общества и государства к оказанию поддержки своим согражданам в ситуации инвалидности, мы поможем им достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноправной частью своего сообщества.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ