Раздел. 4. проект как форма комплексной реализации коррекционного воспитания
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОЕКТНОЙ ФОРМЕ
Проектная форма воспитательной работы находит все больше сторонников среди специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей с тяжелыми, комплексными нарушениями в развитии. В отличие от тематического планирования содержания («Фрукты», «Овощи», «Одежда» и т. д.) наиболее традиционного для отечественного опыта, проект позволяет интегрировать и соединять разнообразные занятия (музыку, игру, танцы, рисование, лепку), в единый комплекс. Проектные занятия предполагают участие всех детей и непременно — педагога, в их ходе создаются пошаговые действия и элементы, которые поэтапно объединяются в конечный или промежуточный результат. К работе над проектом привлекаются все группы, независимо от возрастных различий детей, что создает для всех педагогов общее поле деятельности на какой-то заданный отрезок времени. Итоги работы над проектом демонстрируются в виде выставок, ярмарок, концертов, приглашений гостей и др.
Тема того или иного проекта позволяет выбирать приемлемые формы и содержание занятий с учетом доступности и возможностей детской группы, поэтому «вклад» каждой группы в проект будет различаться. Проектная организация коррекционной работы комплексно решает основные задачи физического, эстетического, нравственного, трудового воспитания, так как в любом виде занятия они присутствуют неразрывно.
Проект позволяет преодолевать дидактические схемы и шаблоны (неизбежные при формальных программах), способствует развитию творческого и методического потенциала педагогов-воспитателей. Тематика для проектов может разрабатываться педагогическим коллективом самостоятельно, утверждаться на педагогических советах, а темы (сюжеты), включаемые в проект становятся предметом для накопления и обмена опытом внутри методических объединений.
Сроки реализации проектов различные, они определяются содержанием и целями, но в условиях организованного педагогического процесса разработка одного проекта и его реализация должна занимать не более б—8 недель (1,5—2 месяца). В течение года можно планировать 3—5 проектов так, чтобы они с одной стороны, охватывали все сферы жизнедеятельности детей, а с другой — создавали условия для педагогического и методического анализа итогов работы по проекту.
Содержание проекта и его сюжетные линии дают возможность для профессиональной консолидации всех специалистов: логопеда, специального психолога, учителя-дефекто-лога, воспитателя, музыкального педагога. Это создает необходимые условия для развития коммуникации, речи, сенсорных процессов, игровой, предметно-практической деятельности в индивидуальных, подгрупповых, коллективных занятиях с детьми.
Название темы того или иного проекта может оставаться неизменным, тогда как сюжетные линии, отражающие идеи и цель проекта могут дополняться, меняться. Поясним это на примере проекта, где от названия проекта выстраиваются сюжетные линии, каждая из которых реализуется комплексом занятий в зависимости от возраста и возможностей детей, предполагаемого содержания по замыслу педагогов.
«Я, другой, кто рядом со мной»
конец |
Сроки реализации: начало
Примерные сюжеты для занятий:
Кто я? Какой я? Кто он(а)? Вот мои вещи. Я красивый (ая). Любимые игрушки.
Я учусь (умываться, одеваться, говорить, играть, кушать ит. д.).
Я умею (ходить, лазать, петь, рисовать, клеить, считать и т. д.)
Наш дом, кто в нем живет.
Педагогические задачи:формирование представлений о себе и окружающих людях, ориентировка в предметной среде, развитие практических и творческих умений в доступных видах деятельности.
Формы организации занятий:индивидуальные, подгрупповые, коллективные.
Средства и методы организации:предметная, бытовая, игровая среда; оборудованные тематические игры; совместные, совместно распределенные действия, показ, упражнения, объяснения,тренинги и др.
Виды деятельности по проекту:«Угадай (покажи) кто это», «Автопортрет», «Портретная галерея (другие дети и взрослые), поделки, демонстрация умений в бытовой и игровой деятельности, презентация речевых, двигательных идругих достижений в соответствии с задачами проекта.
Итоговые коллективные мероприятия по проекту:«День рождения», «Подарок другу, няне ...», «Праздник Мойдо-дыра», «Угадайка», выставка «Своими руками», «Самый ловкий» и др.
Приведем другие примеры возможных проектов для планирования воспитательной работы.
"Школа Мойдодыра"
Педагогические задачи:формирование гигиенических навыков, развитие сенсорных процессов, практической деятельности.
Сроки реализации:начало (1,5—2 месяца), далее — постоянная помощь и контроль за соблюдением гигиенических навыков в течение всех лет пребывания ребенка в интернате.
Сюжетные линии:
• Азбука гигиены: руки, зубы, лицо, волосы, ноги, ногти, тело.
• Игрушки в школе Мойдодыра (отраженные и специальные игровые действия с атрибутами по закреплению гигиенических правил).
Ну-ка, зеркало, скажи и советом помоги: навыки самоконтроля, контроля опрятности внешнего вида (причесать волосы, помыть руки, поправить колготки, застегнуть платье, одеть перед едой нагрудник, перед рисованием и трудом — передник и т. д.)
• Помощники Мойдодыра. Оборудованные игры: вода, мыло, щетки, паста, губка (мочалка), полотенце, горшок, салфетки, платочки (что это? для чего?).
• Где живет Мойдодыр: умывальник, полочки, зеркало, душевая, ванна. Мойдодыр дает холодную, теплую, горячую воду, следит за правилами умывания и т. д.
• Знакомимся с Мойдодыром (героями книжки К.Чуковского): диафильм, мультфильм, фрагменты книги, ролевые и театрализованные действия, игры, рисунки.
• В магазин к Мойдодыру: игры, игровые этюды по "покупке" предметов гигиены.
Итоги:приглашаем Мойдодыра в гости, выставка портретов «Мойдодыр», «Я и Мойдодыр», танцы, песни (хоровод), подарки Мойдодыра опрятным, аккуратным.
«Разноцветный мир» («Книга природы»)
Педагогические задачи:формирование и развитие представлений об окружающем мире на основе наблюдений, прогулок, продуктов деятельности, игр, речи, музыкальных и других видов занятий с детьми.
Сроки реализации:начало проекта (в соответствии со временем года 1,5—2,5 месяца; далее — по мере освоения основных признаков времен года (1,5—2,5 месяца) «страницы» книги природы дополняются новыми сведениями, т. е. тема проекта сохраняется, меняются сюжеты и образы природного мира (с учетом индивидуальных возможностей, динамики развития детей).
Сюжет «Лето»:
• «Это страницы природы зеленого цвета, значит на ней
постоянное лето» (цвет травы, листьев, деревьев — зеленое лето).
• Ночное небо: луна, звезды, ночь, тихо, все спят.
• Вот и солнышко взошло, подарило всем тепло: утро,
солнце, лучи, свет, тепло — оранжевое желтое солнце,
голубое небо.
• Кто под солнышком проснулся на зеленом лугу (иллюстрированное панно): бабочки, стрекозы, кузнечики, божья коровка, гусеница, пчела (наблюдения,
картинки, рисование, аппликация, «оживление луга»
образами насекомых, двигательные, музыкально-ритмические упражнения, игры по подражанию звукам, движениям насекомых, др.).
• Кто пасется на лугу (магнитное панно), игрушки: корова, лошадь, коза, овечка, теленок, жеребенок, козленок и т. д. Мама-корова, детка-теленок (как подзывает
корова теленка; звуковые подражания, имитационные игры).
• Чей домик на дереве: дерево, птица, гнездо, птенцы
(рисунки, аппликации).
• Кто играет на поляне (лугу): девочка, мальчик, дети,
собака (действия, одежда по сезону).
• Едем-едем в далекие края (летний отдых): транспорт,
одежда, обувь; атрибуты летнего отдыха (сачки, удочки, мячи, корзины, совок) игрушки (что это? Для чего?).
• Что растет на грядке летом: огурец, помидор, морковь,
свекла, клубника (земляника), др.
• В летнем саду: что зреет на деревьях, на кустах.
• Дождик, дождик, приходи: облака, тучи, гром, молния, дождь напоил траву, деревья, все живое вокруг.
Радуга.
• Летом у реки (озера): кто живет в реке? (лягушки,
рыбы, раки).
• Летний букет: одуванчик, ромашка, колокольчик, ва
силек, клевер и др.
Итоги сюжета «Лето»:летний карнавал (маски, костюмы, поделки, рисунки, игры на площадке, песни, хороводы на летнюю тематику). Фотографии детей, этюды природы для страницы «Лето». Летние дни рождения.
Сюжет «Осень»: эта страничка разного цвета, тихо куда-то прячется лето.
• Небо загрустило (наблюдения, рисунки неба с меняющейся палитрой цветов: голубое, серое; облака, тучи, холодный дождь).
• Как уходит лето (на магнитном, рисованном, иллюстрированном панно): солнце прячется за тучи, дует ветер, часто идет дождь, луг, сад, лес затихают, опадают
листья, прячутся (исчезают) насекомые, птицы улета
ют, днем прохладно, ночью — холодно, др.
• Цвета осени в природе (красное, желтое, зеленое, коричневое): осенний букет, деревья с опавшей листвой, др.
• Что нам осень подарила: лепка, рисование фруктов,
овощей, грибов, ягод, сбор природного материала (тематическое оформление стендов, групповой комнаты).
Закрепление представлений о цвете, форме, величине,
количестве.
• Одеваемся по осенней поре: виды и названия одежды,
игровые действия с куклами на тему «осенняя прогулка».
• «Три поросенка»: сюжет сказки, игровые этюды, кукольный (пальчиковый) театр, мультфильм.
• Осенние дела (для старших подростков): уборка опавших листьев, пересадка растений, сбор семян, перекапывание грядок, подготовка обуви и одежды к зиме,
др. (по плану трудового воспитания).
• Жизнь животных леса осенью (иллюстрации, игровые
действия с игрушками): еж, белка, заяц, лиса.
• Человек и домашние животные: заготовка кормов,
«уход за» коровой, лошадью, домашней птицей (как
ухаживают, чем кормят, где содержатся, на образцах
оборудованных игр).
Итоги сюжета «Осень»:праздник «Что нам осень подарила» (см. сюжет «лето»), фотографии осенних наблюдений, детей на прогулках, выставки детских работ в группах для страницы «Осень». Осенние дни рождения.
Сюжет «Зима»: «Это снежная страница...»
• С неба к нам он прилетел, покружился, тихо сел: небо,
снег, снежинка (рисунки, аппликации, ритмические,
музыкальные занятия).
• Зимние прогулки: одеваемся тепло (что одевают зимой?); берем с собой (лопатки, санки, лыжи...); что мы видели (сугроб, следы на снегу, сосульки, деревья в
снегу ...); что мы делали (лепили снежные комки, снеговика, кормили воробьев, катались, чистили дорожку, делали снежную горку...).
• К Айболиту: кукла заболела (оборудование игры по
теме «Поликлиника»).
• Зимние сказки (мультфильмы, диафильмы, рисунки,
аппликации на зимнюю тематику).
• Кто живет зимой в лесу: заяц, белка, волк, медведь,
лиса (игрушки, иллюстративный материал, имитационные движения, костюмированные игры).
• Маленькой елочке холодно зимой: рисование, аппликация ели, зимнее панно.
• Мастерская Деда Мороза: творческие работы, поделки,
игры, песенки, хороводы к Новому году. Праздник Нового года.
В гости на день рождения:поделки-подарки, поздравления, хоровод, угощенье.
Игры сюжета «Зима»:
— Кто, кто в теремочке живет: мышка, петушок, лягушка-квакушка, заяц, лиса, волк, медведь (образы, действия, звуковые, шумовые имитации, конструктивные игры, пальчиковый театр, театр кукол, речь, коммуникативные действия, др.).
Сюжет «Весна»
• В ночь мороз, с утра капель: сосулька, ручеек, тающий
сугроб (наблюдения, рисунки).
• Ты надел совсем не то, нужна не шуба, а ...: одежда,
обувь для ранней весны (названия, выбор), прогулки,
оборудованные игры с куклами.
Сколько солнышка везде — на земле и на воде: небо,
солнце, деревья, ручейки (рисование, аппликации весенней природы, музыкально-ритмические занятия, весенние хороводы, наблюдения, прогулки, др.).
• На прием к Айболиту (продолжение темы «Поликлиника»).
• Весенний луг (парк): растения, животные, птицы.
• У кого хороший слух: подвижные и оборудованные
игры, узнавание сверстников по голосу (кто позвал?),
звукоподражания (кто говорит?) мяу-мяу, гав-гав,
ква-ква, му... и т. д.
• Птичий двор: курица — цыплята, петушок, утка —
утята, гуси — гусята; птичьи голоса, повадки (картинный словарь, игрушки, оборудованные игры).
• Зоопарк: слон, обезьяна, лев, крокодил, тигр, попугай,
жираф (картинный словарь, игрушки, мультфильмы,
оборудованные игры «Едем в зоопарк», «Мы едем,
едем, едем в далекие края...», др.).
В гостина день рождения(см. выше).
• Праздник «Здравствуй, солнце ясное, здравствуй весна красная» — выставка рисунков, костюмированный карнавал «Весенние месяцы», «12 месяцев», подвижные игры на площадке «Ловкий», «Быстрый», «Смелый», фотографии к странице «Весна».
ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ