Методы современной психологии.
Слово «метод» (в переводе с греч. — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации. Современная психология использует развернутую систему
методов, которые могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что «методы, т.е. пути, познания — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве».
Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психология исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения фактов. Задача науки мыслилась В. Вундтом как логическое упорядочивание фактов. Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что интроспективная психология сознания столкнулась с большими трудностями.
Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» — снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или эксперимента позволял, как полагали представители этого направления в психологии, получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.
Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь исследования 3.Фрейда, других представителей глубинной психологии, Вюрцбургской школы, необихевиористов) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции испытуемого на ситуацию.
16.Речь: подходы к определению понятия, функции.
Различные подходы к определению функций: философский, социолингвистический, психолингвистический, с точки зрения речевых актов
Функции языка и речи — это их отношение к компонентам сит-ций, в которых совершается речевое общение, или к компонентам коммуникативных сит-ций.
Коммуникативные ситуации — это совокупность взаимодествующих элементов, сторон, средств общения.
Функции языка и речи по отношению к человечеству в целом (философский подход): что дают язык и речь человечеству? Самый общий взгляд на Функции языка и Речи, отвлечён.от эпохи, места использования и других конкретных условий коммуникации.
Ситуация общения включает три осн-х компонента: человеч-во — Язык и Речь — мир.
Речевое общение здесь — способ существования человеч-ких коллективов (обеспечивает связи, взаимодействие членов общ-ва и поддерживают его структуру; через ЯиР — реорганизация общ-ва, регуляция повед. друг друга; накопление и освоение культурных ценностей, норм знаний; в ходе коллективной обработки информации склад-ся и соверш-ся формы мышления, происх. духовное освоение мира).
Здесь выделяют:
КоммуникативнуюФяиР (ф. ОБЩЕНИЯ) | Мыслеоформительную (когнит.) ФяиР (ф. ОБОБЩЕНИЯ) |
Регуляция связей и отношений внутри общ-ва, обслуживание информац-х потоков. | Формир-е мысли для других и, следоват-но, для себя, речевое воплощение образа реального мира и воображаемых миров. |
Социолингвистический подход: функции различных языков по отношению к исторически конкретным обществам, коллективам.
Ситуация общения: отношения между всеми разновидностями (формами существования) конретн. яз-в в конкретн. истор. моменты (лит-ный язык со стилями и разг-ной реью, диалекты, просторечия, проф-е и соц-е жаргоны, спец-е языки науки, пр.) и сферами их исп-ния (бытовая, произв-ва, начального, среднего общего, среднего и высшего образования, официального делопроизв-ва, научной, общественно-политической деят-ти, религии, художественного общения, регионального, международного, пр.) Поэтому говорят о ф-циях бытового, производств-го и пр. общения. Ф-ция здесь — обслуживание языком коммуникации в определённой сфере общения. Идиом — общее родовое обознач-е форм сущ-я языка (диалектов, просторечия, литерат-го языка, пр.) Ф-ции идиомов — сферы их употребления.
Государственный язык — тот, на котором может протекать деловое общение.
Функции речевых действий (высказываний или дискурса) с точки зрения их целей: в коммуникативные ситуации включают компоненты и условия конкретных речевых действий (речевых актов), а цели, на достижение которых направлены речевые акты, считают функциями речи. Зачем мы высказываемся? Сообщить, напомнить, заявить, убедить, объяснить, выразить сочувствие, проститься и пр. Слов и выраж-й для обозначения целей выск-я очень много во всех языках, людям важно их различать. Но одних и тех же целей можно достичь, используя разные высказывания, эффект речевого возд-вия зависит от правильности выбора. Как попросить учебник: 1) Дай мне пож-та учебник до ПН, 2) Ты не дашь не учебник до ПН?, 3) Ты не можешь дать мне учебник до ПН?, 4) Не мог бы ты дать мне учебник до ПН?, 5) У тебя есть этот учебник? Мне в ПН сдавать, а учить не по чему. И т.д.
Функции Языка и Речи с точки зрения ПсихоЛингвистики и семиотики: высказывание несет в себе информацию обо всех компонентах той коммуникативной ситуации, которая его породила, поэтому у него столько функций, сколько существует обязательных компонентов ситуации высказывания. Функция речи здесь — отношение высказывания: 1) к отправителю, 2) к адресату, 3) к предмету речи, 4) к каналу связи (контакт между коммуникантами), 5) к языку общения (коду), 6) к самому себе + 7) <спорный пункт> - к наблюдателю.
- По отношению к миру, выступаемому в качестве темы выск-ния, последн. Выполняет . репрезентативную функцию.
Средства реализации функции: словарь, способы образования новых слов и знач-й, модели словосочет., предлож-й. Требование: ясность, четкость выражения, правильность словоупотребления.
Функция выск-ния по отнош-ю к автору: экспрессивная.Автор демонстр-ет владение речью, эрудированность, психич. св-ва и пр.
Отношение выск-ния к адресату речи: апеллятивная или воздействия ф-ция. Прямые ср-ва речи (приказ), косвенные (лесть, критика, осуждение, форма обращения, апелляция к новизне чего-либо #Новинка! и пр.).
- Отношение высказывания к контакту образует контактоустанавливающую ф-цию. Смысл: высказывание несет в себе признаки адресата, по нему можно судить о том, кому оно предназначено. Средства: обращения, выск-ния с сообщением о том, кому предназн. текст: «Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса».
Связь между высказываем и языком (кодом) образует метаязыковую ф-цию. Строится на: 1)любое высказывание несет в себе информацию о языке, по нему можно строить другие аналогичные выск-ния: В комнате шумно - на площади людно, в лесу сыро — на улице жарко и т.д., 2)способность речи описывать язык и делать его темой выск-ния: грамматики, словари, статьи.
Способность высказывания направлять внимание на свою форму наиболее свойственна худож. речи, поэтому ф-ция именуется поэтической. Не только в худож речи, но и в повседневном.общении: использование острот, каламбуров, афоризмов, пр.