Что такое потребность и какова ее роль в деятельности человека?

В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека, по мнению многих авторов, наибольший интерес представляет «потребностный треугольник» (пирамида) Абрахаама Маслоу. Следует отметить, что фундаментальным тезисов его теории потребностей является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. Потребности человека, по мнению, А. Маслоу связаны в сложнейшую иерархическую зависимость, наглядной моделью которой является пирамида.

Обсуждение схемы «Пирамида потребностей».

Вопросы:

· Что лежит в основании пирамиды?

· Какое место в ней занимают познавательные потребности?

· К какой группе относятся познавательные потребности?

Вопрос: Что такое интерес?

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, выраженная в стремлении познавать.

Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. Зачитать цитату:

«Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных интересах…

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.»

Л.С.Выготский

Таким образом, интерес тесно связан с эмоциями.

Леонтьев А.Н. считает, что все стороны учебной деятельности сопровождаются теми или иными эмоциями.

Задание: Выделите пять групп положительных эмоций, которые являются наиболее важными в процессе обучения, обобщите и сформулируйте их.

· Положительные эмоции, обусловленные ровными хорошими деловыми взаимоотношениями, отсутствием конфликтов с ними. Это эмоции престижности, сопереживания. В.А.Сухомлинский писал: «Самое трудное в воспитании – это учить чувствовать». «Доброта, - пишет Сухомлинский В.А., - должна стать таким же обычным состоянием человека, как и мышление». Для эмоционального состояния ученика важно, по Сухомлинскому, то, чтобы перед школьником никогда не закрывалась дорога к успеху.

· Положительные эмоции, связанные со школой, с пребыванием в ней.

· Ценными являются эмоции от столкновения с новым учебным материалом. Почему для младших школьников издаются такие яркие учебники, занимательные книги, эффектное оформление? Но нужно помнить, что сам по себе учебный материал без включения в содержательную деятельность лишь ненадолго удерживает внимание и не обеспечивает внутреннюю мотивацию.

· Важны также эмоции, возникающие при овладении детьми приёмами самостоятельного добывания знаний.

· Ребенок также должен понимать, что он успешен, способен к той или иной деятельности.

Обобщить и сформулировать группы эмоций.

1. Эмоции, связанные с взаимоотношениями в классе;

2. эмоции, связанные со школой в целом;

3. эмоции, связанные с осознанием своих возможностей (я могу, у меня получится);

4. эмоции, полученные от столкновения с новым материалом;

5. эмоции, полученные при овладении приемами самостоятельного добывания знаний, самообразования.

Вопрос: Должны ли быть в обучении лишь положительные эмоции?

Какие отрицательные эмоции могут стать мотивами учения?

Эмоции неудовлетворенности, переживание по случаю неудачи, обида, страх. Отрицательные эмоции должны включаться в процесс обучения, но попеременно сменяться положительными.

Обобщить материал первого вопроса плана и сделать выводы.

II вопрос

Мотивы учения – это сложные образования. Их всегда много, они взаимосвязаны. В педагогическом процессе мы имеем дело не с одним, а с системой мотивов, а значит есть необходимость в их классификации.

Работа со схемой

По видамсоциальные

познавательные

Мотивы первой группы (социальные) выражают стремление личности через учение утвердиться в обществе, закрепить свой социальный статус.

Познавательные мотивы ориентированы на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов.

По уровнямучебно-познавательные

социально значимые

коммуникативные

личностные

Задание: определить вид мотива по его характеристике.

· Ответственность перед школой, учителями, родителями

· Нравится решать сложные задачи и выполнять трудные задачи

· Оказание помощи товарищам в учении

· Нужно учиться для получения профессии

· Хорошо учиться и стать лучше всех в классе

· Получать хорошие отметки

· Во время учения общаться со многими ребятами

· Стать образованным, культурным

· Учится интересно, узнаешь много нового и неизвестного

По источникувнешние –исходят от педагогов, родителей,

класса общества в целом; выступают в

форме требований, подсказки, намека,

принуждения.

Внутренние – находятся в самом человеке.

Вопрос: Какие мотивы являются более действенными?

Внешние как правило действуют, но вызывают внутреннее сопротивление личности и не могут быть признаны гуманными.

Все мотивы действуют сообща, но среди них один бывает главным, ведущим, остальные – сопутствующими.

Как учитель может определить мотивы? Их можно выявить, наблюдая отношение ученика к учебе.

Наши рекомендации