Записать тему в рабочую тетрадь.
I. Оргмомент
II. Сообщение темы, мотивация, постановка цели, сообщение плана работы
В настоящее время в современной школе остро стоит задача повышения эффективности обучения. С чем это связано?
Из года в год растет объем информации, которую должны усвоить обучающиеся, а значит, возрастает необходимость формирования у них способности самостоятельно приобретать знания. Для этого нужно, как минимум, чтобы школьник не только умел, но и хотел учиться.
Что может заставить учиться современного школьника? Согласитесь, что выражение «заставить учиться» вызывает невольный протест, т. к. предполагает внешнее (скорее всего силовое) воздействие на ребенка. Но давайте вспомним слова французского физика Паскаля «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».
Что нужно, чтобы этот факел горел? Какие внутренние механизмы заставляют ребенка учиться? По мнению современных педагогов и психологов, одним из них являются мотивы его деятельности, т.е. те конкретные причины, которые вызывают желание быть активным, преодолевать неизбежные трудности, настойчиво двигаться к цели. Изучению мотивов учения посвящено наше занятие.
Записать тему в рабочую тетрадь.
Определение мотивов деятельности студентов на учебном занятии.
Вопрос: Зачем учителю нужно знать мотивы учения школьников?
Обобщить ответы.
Считается, что мотивационная сторона учения в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивов идет подчас стихийно и не является предметом целенаправленной деятельности педагога. На это есть свои причины: современный учитель порой не располагает временем, а чаще всего специальными знаниями для изучения и формирования мотивации школьников. Овладеть такими знаниями – это и есть цель нашего занятия. Предлагаю изучить следующие понятия:
Мотив, мотивация, потребности, интересы, эмоции как мотивы учения, классификация, формирование и развитие мотивов.
Часть этих понятий вами уже изучена в курсе психологии, на психолого-педагогической практике, поэтому мы обобщим их и придадим им педагогическую направленность.
Записать план лекции.
План:
1. Понятие о мотивах и мотивации, их психолого-педагогические основы.
2. Классификация мотивов учения школьников.
3. Формирование мотивов учения на разных этапах развития младших школьников.
Изложение нового материала
1 вопрос. Понятие о мотивах и мотивации, их психолого-педагогические основы.
Обратите внимание на формулировку темы. Есть ли разница в понятиях мотивы обучения и мотивы учения. В чем она?
Когда мы говорим о мотивах учения, это значит, что мы рассматриваем проблему с позиции ученика.
Что значит в психологии понятие мотив?
Мотив – это сила, заставляющая ученика учиться.
Мотивация – совокупность факторов, определяющих поведение (Мадсен).
Отечественные психологи – Леонтьев А.Н., Платонов К.К. определяют мотивацию как совокупность мотивов.
Вспомните, что составляет основу мотивации.
Составить схему
Обобщить и сформулировать группы эмоций.
1. Эмоции, связанные с взаимоотношениями в классе;
2. эмоции, связанные со школой в целом;
3. эмоции, связанные с осознанием своих возможностей (я могу, у меня получится);
4. эмоции, полученные от столкновения с новым материалом;
5. эмоции, полученные при овладении приемами самостоятельного добывания знаний, самообразования.
Вопрос: Должны ли быть в обучении лишь положительные эмоции?
Какие отрицательные эмоции могут стать мотивами учения?
Эмоции неудовлетворенности, переживание по случаю неудачи, обида, страх. Отрицательные эмоции должны включаться в процесс обучения, но попеременно сменяться положительными.
Обобщить материал первого вопроса плана и сделать выводы.
II вопрос
Мотивы учения – это сложные образования. Их всегда много, они взаимосвязаны. В педагогическом процессе мы имеем дело не с одним, а с системой мотивов, а значит есть необходимость в их классификации.
Работа со схемой
По видамсоциальные
познавательные
Мотивы первой группы (социальные) выражают стремление личности через учение утвердиться в обществе, закрепить свой социальный статус.
Познавательные мотивы ориентированы на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов.
По уровнямучебно-познавательные
социально значимые
коммуникативные
личностные
Задание: определить вид мотива по его характеристике.
· Ответственность перед школой, учителями, родителями
· Нравится решать сложные задачи и выполнять трудные задачи
· Оказание помощи товарищам в учении
· Нужно учиться для получения профессии
· Хорошо учиться и стать лучше всех в классе
· Получать хорошие отметки
· Во время учения общаться со многими ребятами
· Стать образованным, культурным
· Учится интересно, узнаешь много нового и неизвестного
По источникувнешние –исходят от педагогов, родителей,
класса общества в целом; выступают в
форме требований, подсказки, намека,
принуждения.
Внутренние – находятся в самом человеке.
Вопрос: Какие мотивы являются более действенными?
Внешние как правило действуют, но вызывают внутреннее сопротивление личности и не могут быть признаны гуманными.
Все мотивы действуют сообща, но среди них один бывает главным, ведущим, остальные – сопутствующими.
Как учитель может определить мотивы? Их можно выявить, наблюдая отношение ученика к учебе.
III вопрос
Вопрос: Вспомните из курса педагогики, что означают понятия: «формирование» и «развитие».
Выступление студентки с исследовательским заданием: «Особенности формирования и развития мотивов учения на разных этапах развития младшего школьника».
Одной из важнейших задач учителя начальных классов является работа по формированию мотивов учения. Нельзя надеяться на то, что мотив возникнет стихийно, сам по себе. Маркова Т.К. считает, что учебно-познавательная деятельность формируется в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как она осуществляется.
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
1. Содержание учебного материала. Это та информация, которую учащиеся получают от учителя, из учебной литературы, СМИ. Учебный материал надо подавать в такой форме, чтобы вызывать эмоциональный отклик, задевать самолюбие. Он должен быть достаточно сложным, активизирующим психические процессы. Нельзя упрощать , «разжевывать» сложные вопросы. Наоборот следует сталкивать противоречия. При этом нельзя увлекаться занимательностью, чтобы не превратить сложенный процесс обучения в развлечение.
2. Организация учебной деятельности. Маркова Т.К. считает, что изучение каждого раздела или темы должно состоять из трех этапов:
A. Мотивационного – сообщение, почему и для чего ученику нужно знать материал;
B. Операционного – познавательного этапа. Важно не только усвоить материал, детям должно нравиться то, что они делают.
C. Рефлексивно-оценочного этапа. Это анализ проделанного, сопоставление сделанного с задачей, оценка того, что сделано.
3. Коллективная форма деятельности. Работа в группе создает лучшую мотивацию, втягивает в работу даже пассивных, слабо мотивированных, т.к. возникает желание не подвести.
4. Оценка результатов учебной деятельности. Оценка сама является мотивом. Однако ею нельзя злоупотреблять, т.к. происходит сдвиг мотивации с деятельности на оценку. Важно, чтобы оценка была качественной, объективной. В исследовании Курдюковой Н.А. выявлено, что учителя авторитарные занижают отметки, либеральные – завышают.
5. Стиль деятельности учителя. Различные стили руководства оказывают влияние на формирование мотивов учения. Разные стили – разные мотивы. Авторитарный формирует внешнюю мотивацию, мотивы избегания неудач, при этом задерживается внутренняя мотивация. Демократический способствует интенсивной мотивации. Попустительский снижает мотивацию, формирует мотив «надежды на успех».
Формирование мотивации учения школьников.
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те требования, которым она должна удовлетворять.
Принципы формирования мотивации учения школьников:
- При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на её реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив её развития (в данном возрасте) и далёких перспектив её развития (в последующем возрасте).
- Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другим человеком.
- В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития - психические новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в появлении у ребёнка нового, действенного отношения, новой позиции:
· к изучаемому объекту;
· к другому человеку;
· к себе и своей деятельности.
Пути формирования мотивации.
Первый путь - его называют иногда путём «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами предлагаемые обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.
Второй путь - «снизу вверх» - состоит в том, что ребёнок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимо.
Единство же этих путей воспитания должно дать правильное сочетание и «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения, причем воспитания мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной и других видов деятельности.
I. Оргмомент
II. Сообщение темы, мотивация, постановка цели, сообщение плана работы
В настоящее время в современной школе остро стоит задача повышения эффективности обучения. С чем это связано?
Из года в год растет объем информации, которую должны усвоить обучающиеся, а значит, возрастает необходимость формирования у них способности самостоятельно приобретать знания. Для этого нужно, как минимум, чтобы школьник не только умел, но и хотел учиться.
Что может заставить учиться современного школьника? Согласитесь, что выражение «заставить учиться» вызывает невольный протест, т. к. предполагает внешнее (скорее всего силовое) воздействие на ребенка. Но давайте вспомним слова французского физика Паскаля «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».
Что нужно, чтобы этот факел горел? Какие внутренние механизмы заставляют ребенка учиться? По мнению современных педагогов и психологов, одним из них являются мотивы его деятельности, т.е. те конкретные причины, которые вызывают желание быть активным, преодолевать неизбежные трудности, настойчиво двигаться к цели. Изучению мотивов учения посвящено наше занятие.
Записать тему в рабочую тетрадь.
Определение мотивов деятельности студентов на учебном занятии.
Вопрос: Зачем учителю нужно знать мотивы учения школьников?
Обобщить ответы.
Считается, что мотивационная сторона учения в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивов идет подчас стихийно и не является предметом целенаправленной деятельности педагога. На это есть свои причины: современный учитель порой не располагает временем, а чаще всего специальными знаниями для изучения и формирования мотивации школьников. Овладеть такими знаниями – это и есть цель нашего занятия. Предлагаю изучить следующие понятия: