По выполнению курсовых и дипломных работ

Учебным планом курсовые и дипломные работы по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам» не предусмотрены, но выпускающая кафедра немецкой филологии рекомендует студентам, желающим разрабатывать проблемы теории и методики обучения ИЯ , писать курсовые, а затем дипломные работы по проблемам методики обучения ИЯ. Эта же рекомендация содержится каждый год в отчете председателей ГАК.

Целью курсовой работы является приобщение студента к самостоятельной научно-исследовательской работе в области преподавания ИЯ в начальной, основной и полной средней школе. Кроме того, выполнение курсовой работы должно способствовать систематизации теоретических знаний студентов по методике обучения ИЯ и развитию у них гностической функции, т.е. способности анализировать конкретные учебные и методические материалы по ИЯ, изучать и обобщать чужой опыт преподавания ИЯ, а также формулировать свои собственные методические рекомендации, направленные на решение конкретных задач обучения ИЯ в школе.

Обычно курсовая работа состоит из введения (2-3 страницы), основной части (20-3- страниц) и заключения (1-2 страницы). Работе обязательно предпосылается план, в конце приводится список использованной литературы (20-30 наименований). Во введении обычно обосновывается выбор темы, формулируется цель работы, перечисляются методы исследования. Основная часть, как правило, состоит из двух разделов: теоретического, в котором осуществляется анализ литературы по избранной проблеме, и практического, в котором приводится иллюстративный материал, извлеченный из учебных и методических пособий, разработок по ИЯ.

В заключении формулируются выводы. Объем курсовой работы – 25-35 страниц. Работа должна быть напечатана на стандартных листах бумаги, формат 4С, шрифт – Times New Roman 14, поля – 2,5 см с каждой стороны.

Тематика курсовых работ предъявляется студентам в начале пятого семестра. В течение учебного года студент встречается с научным руководителем, чтобы обсудить конкретные вопросы, возникающие у студента в процессе работы. В окончательном варианте курсовая работа сдается научному руководителю не позднее 1 апреля, в оформленном виде для защиты – не позднее 25 апреля. Защита курсовых работ осуществляется по специальному графику до начала экзаменационной сессии.

Курсовая работа постепенно перерастает в дипломную работу. Дипломная работа выполняется по тому же графику, что и курсовая. Дипломная работа по теории обучения ИЯ выполняется с теми же целями, что и курсовая, но уровень самостоятельности студента-дипломника должен быть гораздо выше. Студент-дипломник не только изучает и обобщает чужой опыт преподавания ИЯ, но и анализирует свой собственный опыт преподавания ИЯ, который является частью предпринятого научного исследования, так или иначе представленного в работе.

К дипломным работам предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются следующие:

- актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития педагогических наук, практическим задачам и общим целям выполнения дипломных работ;

- изучение и критический анализ монографической и периодической литературы по теме дипломной работы;

- изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее практического состояния, а также передового педагогического и личного опыта автора;

- четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;

- обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций.

Студент-дипломник не может ограничиваться реферированием литературных источников или простым описанием опыта деятельности в области той или иной проблемы; он создает творческую работу на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики, передового и личного опыта, исходя из результатов проведенных им наблюдений или педагогических экспериментов.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Современные технологии обучения иностранным языкам.

2. Особенности преподавания иностранных языков на разных этапах обучения.

3. Роль родного языка при овладении иностранным языком.

4. Уровни владения иностранным языком в условиях средней школы.

5. Особенности формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку.

6. Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранным языкам.

7. Особенности обучения разным видам чтения на ИЯ.

8. Чтение как средство и цель обучения ИЯ.

9. Особенности обучения письменной речи на старшем этапе обучения ИЯ.

10. Приемы работы над иноязычным текстом в усливиях школьного курса ИЯ.

11. приемы обучения монологической и диалогической речи.

12. Виды текстов на занятиях по ИЯ и приемы их использования.

13. Виды контроля на занятиях по практике языка.

14. Педагогическая практика и ее место в системе подготовки специалиста по ИЯ.

15. Языковой стандарт по ИЯ в системе иноязычного образования и его содержание.

16. Профессиограмма учителя ИЯ и требования к профессии учителя.

17. Теория создания и практика использования тестов на занятиях по ИЯ.

18. Система упражнений по обучению иноязычному общению в школе.

19. Использование речевых ситуаций при обучении говорению

20. Приемы обучения аудированию на занятиях по ИЯ.

21. Трудности грамматической системы немецкого языка для русскоговорящих учащихся и их преодоление на занятиях.

22. Способы семантизации иноязычной лексики на занятиях по ИЯ.

23. Обучающие игры на уроке ИЯ.

24. Игровой потенциал грамматики.

25. Ролевые игры и их применение на занятиях по ИЯ/.

26. Формы внеаудиторной работы по ИЯ.

27. Особенности занятий по ИЯ с дошкольниками.

28. Особенности использования межпредметных связей на занятиях по ИЯ.

29. Проектная методика на уроке ИЯ.

30. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению ИЯ и особенности его реализации на занятиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Типовые тесты

1. Контрольная работа по дисциплине «Теория обучения ИЯ» (4 курс, 7 семестр)

1. Соотнесите типы упражнений с их примерами:

1) упражнения на формирование графических и орфографических навыков; а) Перепишите предложения и подчеркните красной чертой определенный артикль , а синей – неопределенный артикль;
б) Напишите по одному вопросу к каждому предложению. Прочитайте написанное;
в) Запишите новые слова урока;  
2) упражнения на формирование лексических и грамматических навыков; г) Допишите слова до конца строчки и вставьте их в алфавитную сетку;
д) Выпишите слова, относящиеся к теме «Мой родной город»;
е) Спишите слова в две колонки: с открытым типом слога, с закрытым;
3) упражнения для развития чтения и аудирования; ж) Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
з) Назовите изображенные на рисунке предметы во множественном числе;  
и) В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях. Назовите их вслух;

2. Какому виду чтения соответствует указанный слева объем информации:

1.Общее содержание, основная тема сообщения; а) изучающее чтение
2.Все содержание, знание лексических и грамматических явлений текста; б) ознакомительное чтение  
3.Основные факты в логической последовательности, необходимые для последующего использования. в) просмотровое чтение

3. Организуйте в целесообразной последовательности действия учителя и учащихся, направленные на осмысление содержания текста для аудирования в 7 классе:

1. Изложение основного содержания текста.

2. Повторное аудирование текста.

3. Снятие языковых и смысловых трудностей.

4. Тест для проверки общего понимания.

5. Первое прослушивание текста.

6. Беседа с учащимися с целью выявления дефицита знаний по вопросу, затронутому в тексте.

7. Беседа с учащимися с целью уточнения основных смыслов текста.

8. Высказывания учащихся по проблеме текста.

4. Продуктивно усваиваемый лексический и грамматический материал по объему: а) больше рецептивного, б) меньше рецептивного, в) равен рецептивному.

2. Контрольные задания для среза остаточных знаний по дисциплине «Теория обучения ИЯ

Дайте краткие ответы на следующие вопросы:

1) Назовите 4 аспекта цели обучения иностранному языку.

2) Что является целевой доминантой в обучении ИЯ на базовом уровне?

3) Какие классы отнесены к базовой школе?

4) Какое минимальное допустимое количество часов по ИЯ определено для базовой школы?

5) Какие виды компетенции должны быть сформированы при обучении ИЯ?

6) Что входит в понятие «содержание обучения ИЯ»?

7) Что обычно входит в состав УМК?

8) Какие виды речевой деятельности относятся к (ре)продуктивным?

9) Какие виды речевой деятельности относятся к рецептивным?

10) В чем состоят различия между параллельными и альтернативными учебниками?

11) Какие виды чтения используются при обучении ИЯ в школе?

12) С какого класса вводится изучение ИЯ в школах по Новому базисному учебному плану?

13) Какие два уровня предусмотрены Новым базисным учебным планом на старшей ступени обучения (XI-XII кл.)?

14) Назовите основные виды мотивации изучения ИЯ.

15) Назовите основные разновидности внутренней мотивации изучения ИЯ.

16) Назовите основные принципы обучения ИЯ.

17) Что относится к современным средствам обучения ИЯ?

18) Что относится к базисным методическим категориям?

19) С какими науками связана методика обучения ИЯ?

20) Что можно отнести к техническим средствам обучения?

21) Что относится к социокультурному компоненту содержания обучения ИЯ?

22) Что является целью обучения второму иностранному языку?

23) В чем проявляется вариативность системы обучения ИЯ?

24) Какой документ определяет минимум содержания образования по ИЯ и требования к уровню овладения этим минимумом?

25) Какие серии учебников нем. яз. для базовой школы Вы знаете?

26) Какие серии учебников нем. яз. как второго иностранного Вы знаете?

27) Как ЮНЕСКО определяет социокультурную ситуацию в мире в XXI веке?

28) Что входит в понятие «Современный методический стандарт»?

29) Перечислите 3 компонента Базисного учебного плана?

30) В каких направлениях предусмотрено изучение ИЯ на старшей ступени обучения (10-11 класс)?

Наши рекомендации