Текст характеристики включить в папку.
Семинар 6
1. Опираясь на ретроспективный анализ собственного опыта школьной жизни, объясните, каковы сущностные характеристики воспитания.
2. Используя материал педагогических источников, в том числе представленных на сайтах интернета, письменно охарактеризуйте принципы воспитания.
3. На основе материалов документов, регламентирующих организацию образования (воспитания) в образовательных учреждениях РФ (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России») представьте цели воспитания в современной школе.
4. Сформулируйте личностно ориентированные, процессуальные и продуктивные цели воспитания
5. На основе материала документов, учебников, учебных пособий представить в виде таблицы содержание направлений воспитания: гражданское воспитание; нравственное воспитание; формирование ценностей здорового образа жизни; экологическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание; трудовое воспитание, формирование культуры межнационального общения и др.
Таблица «Содержание ____________ воспитания»
направление воспитания | информационный компонент | эмоционально-ценностный компонент | действенно-практический компонент |
гражданское воспитание | |||
воспитание патриотизма и интернационализма | |||
формирование культуры межнациональных отношений, веротерпимости и толерантности | |||
нравственное воспитание | |||
трудовое воспитание | |||
формирование ценностей здорового образа жизни | |||
художественно-эстетическое воспитание |
Заполненную таблицу включить в папку.
6. Представьте, что Вы – классный руководитель 7 «А» класса и занимаетесь подготовкой классного часа, посвященного подвигу народа в Великой Отечественной войне. Центральным моментом классного часа должна стать встреча с ветераном войны, летчиком-истребителем… Чтобы ребята погрузились в атмосферу военного времени и лучше себе представляли жизнь человека на фронте, Вы решили продемонстрировать учащимся отрывки из фильма «В бой идут одни старики» (реж. Л. Быков). Найдите в интернете интересную информацию о фильме, используйте ее для конструирования таких методов формирования сознания личности, как рассказ, пример, беседа. Выступите на семинаре.
Учеными разработаны различные классификации форм воспитательной работы. Опираясь на научные подходы Е.В. Титовой и Б.В. Куприянова, перечислите, какие формы воспитательной работы может использовать классный руководитель для организации нравственного воспитания в классе подростков 5 или 9 класса.
Заполните таблицу:
Формы нравственного воспитания учащихся 5 (9 класса)
Авторы | Типологии форм ВР | Перечень |
Е.В. Титова | мероприятия | |
дела | ||
игры | ||
Б.В. Куприянов | статичные | |
статично-динамичные | ||
динамико-статичные |
Заполненную таблицу включить в папку.
8. Найдите на сайтах интернета пояснения к следующим формам воспитательной работы:
Малая форма работы (МФР) «Концерт-ромашка», МФР «Разнобой», «Шляпное сражение», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», «Турнир ораторов», «8-е чудо света», «Путешествие по карте». Материал внесите в папку.
9. Каким, с Вашей точки зрения, может быть замысел дела с названием:
· «Королевская шкатулка»;
· «Патриотами не рождаются…»
· «Олимпийский экспресс».
10. Войдите в роль классного руководителя 6 класса и дайте установку (скажите вводное слово) ребятам в ходе той или иной (на выбор студента) формы воспитательной работы (можно выбрать форму ВР, указанную выше в п. 8 или 9).
Семинар 7
Задание № 1. Заполните таблицу на основе педагогических источников, указанных в списке литературы, материала прил. № 1:
Таблица «Базовые теории воспитания и развития личности»
Название теории развития личности и соответ. теории воспитания; автор теории | Трактовка сущности личности | Сущность воспитания | Основные методы воспитания | комментарии |
Задание № 2. Изучите (на выбор) одну из современных концепций воспитания и на листе формата А4 отразите выбранную концепцию в форме опорной схемы с учётом плана изложения концепции воспитания (см. прил.) №№ 2, 3, 4, 5, 6:
Название концепции, данные о ее авторе(ах), наименование публикации, в которой изложены основные ее положения.
Определение понятия «воспитание».
Цель и принципы воспитания.
Содержание воспитательного процесса.
Механизм воспитания.