Беседа как метод развития связной речи детей
Вопросы для обсуждения
1. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.
2. Методика организации итоговой эвристической беседы в детском саду.
3. Место и значение беседы в планировании работы по развитию речи.
Учебно-исследовательские задания
1. Предложите тематику 3–4 бесед (вид выбрать и указать самостоятельно) с детьми дошкольного возраста (возраст на выбор). Обоснуйте выбор тем.
2. Составьте конспект итоговой эвристической беседы, следуя плану:
а) тема беседы;
б) программное содержание беседы;
в) определить методику и содержание предварительной работы к беседе;
г) продумать способы организации беседы;
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.
2. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. М., 1982.
3. Малетина Н.С. Обучение дошкольников описательной речи. Нижневартовск, 2000. С.86-132, 171-175.
4. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 403–409.
5. Бизикова О.А., Малетина Н.С. Теория и технологии развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах. – Нижневартовск: Изд–во НГГУ, 2011.
Занятие 11
Методика подготовки и проведения обобщающих бесед
Вопросы для обсуждения
1. Значение обобщающих бесед. Познавательная, развивающая и воспитательная направленность бесед.
2. Использование методических приемов для построения различных частей беседы.
3. Подготовка детей к обобщающей беседе.
Учебно-исследовательские задания
1. Составить перечни возможных методических приемов для каждой структурной части беседы.
2. Сформулировать на основе программы «Детство» примерные темы обобщающих бесед (разделы: «Ребенок входит в социальный мир», «Труд взрослых»).
3. Составить конспект обобщающей беседы на любую из сформулированных тем.
Литература
1. Детство: Программа воспитания и развития детей. М., 1997.
2. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей. // Хрестоматия по теории и развитию речи детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 403-409.
3. Радина Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и развитию речи детей дошкольного возраста. М., 1993. С. 393-409.
4. Флерина Е.А. Беседы в детском саду. Роль иллюстраций в беседе.// Хрестоматия по теории и развитию речи детей дошкольного возраста. М., 1993. С. 382-383.
Занятие 12
Игровые приемы развития диалога дошкольников
Вопросы для обсуждения
1. Использование художественной литературы для упражнения детей в диалоге.
2. Приемы театрализации в процессе формирования у детей диалогической речи.
3. Анализ игр с диалогическим содержанием. Их роль в развитии диалогической речи.
Учебно-исследовательские задания
1. Оформить карточки игр игровых упражнений, содействующих усвоению разнообразных диалогических реплик и правил ведения диалога.
2. Подобрать литературные произведения для игр-инсценировок, содержащие различные по функциональному назначению реплики.
Литература
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. М., 1991.
2. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5.
3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2008.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.
5. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск, 2003. С. 57-69.
Занятие 13
Содержание обучения детей монологической речи
Вопросы для обсуждения
1. Подходы к определению содержания обучения детей монологу.
2. Типологические особенности монологов и содержание работы по их обучению.
Учебно-исследовательские задание
1. Подготовить сообщения по материалам статей:
- Е.И. Тихеева о содержании обучения детей монологической речи;
- Содержание обучения монологу в современных исследованиях (на примере исследований Т.И. Гризик).
2. Проанализировать и сравнить содержание обучения монологу в различных программах.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.
2. Гризик Т.И. Характеристика монологической речи // радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет. М., 1997. С. 183-184.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 1995.
4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987.
6. Радуга: Экспериментальная программа для детского сада. М., 1989.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
8. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1999. С. 12-14.
Занятие 14