Программа научно-педагогической практики
Им. М.Акмуллы
ПРОГРАММА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению 540600 Педагогика
программа
540607 Социальная педагогика
Уфа 2011
Научно-педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540600 Педагогика, программа Социальная педагогика.
Сроки проведения научно-педагогической практики. Согласно учебному плану научно-педагогическая практика проводится на втором курсе (11-й семестр) в течение 6 недель. Конкретные сроки практики определяются в соответствии с общеуниверситетским приказом об организации и проведении педагогической практики.
Цель научно-педагогической практики –содействовать формированию у магистранта компетенций педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации научно-теоретических знаний для их эффективного использования в педагогической деятельности.
Задачи научно-педагогической практики:
1) ознакомление магистрантов с системой работы кафедры социальной педагогики как структурного подразделения университета, функциональными обязанностями преподавателя высшей школы;
2) формирование диагностических и аналитических компетенций на всех этапах организации и реализации образовательного процесса в педагогическом вузе по профилю подготовки;
3) формирование проектировочных, конструктивных и организаторских компетенций в области содержания, форм и методов обучения бакалавров по профилю подготовки;
4) формирование исследовательских компетенций, развитие индивидуального творческого, исследовательского подхода к решению актуальных проблем педагогики высшей школы.
Задачи практикантов:
1) овладеть основами профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза;
2) овладеть диагностическими, проектировочными, конструктивными, организаторскими, коммуникативными и аналитико-рефлексивными компетенциями начинающего вузовского преподавателя;
3) углубить свои научно-теоретические представления и прикладные знания в предметной области исследования.
Содержание и характер деятельности практикантов.
Содержание научно-педагогической практики составляют следующие виды деятельности магистрантов:
- знакомство с содержанием работы кафедры социальной педагогики, нормативной документацией и видами работы преподавателей;
- посещение и педагогический анализ различных форм организации обучения студентов;
- подготовка и проведение различных форм обучения и контроля знаний студентов;
- проведение консультаций студентов по курсовым и выпускным квалификационным работам;
- осуществление контроля самостоятельной работы студентов;
- разработка учебно-методических материалов по конкретным темам учебных дисциплин по профилю подготовки;
- проведение различных форм воспитательной работы со студентами младших курсов.
Деятельность магистрантов в ходе научно-педагогической практики носит профессионально-педагогический характер и охватывает ведущие направления деятельности преподавателя высшей школы. Реализуя учебную и учебно-методическую деятельность, магистрант имеет возможность апробации материалов своего диссертационного исследования в рамках изучаемых студентами учебных дисциплин.
Организация деятельности практикантов.
Научно-педагогическая практика проводится в течение шести учебных недель.
Научно-педагогическая практика проводится на базе высшего учебного заведения, а именно – ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», кафедра социальной педагогики социально-гуманитарного факультета. Общее руководство практикой осуществляет курсовой руководитель. Непосредственную организационную и методическую работу с магистрантами осуществляют групповые руководители (научные руководители магистрантов).
Практиканты обеспечиваются Программой практики, Дневником практиканта и графиком консультаций группового руководителя.
Этапы практики.
Программа научно-педагогической практики предусматривает реализацию нескольких этапов.
Этапы | Основное содержание деятельности магистранта |
Подготовительный | Участие в установочном занятии по практике на кафедре. Знакомство с программой практики. Планирование своей деятельности. Решение организационных вопросов. |
Рабочий | Реализация задач практиканта. Выполнение программы практики. Ведение дневника практики. |
Итоговый | Подготовка отчета по практике. Оформление отчетной документации. Прохождение итоговой аттестации на кафедре. |
Подготовительный этап практики нацелен на формирование у магистрантов четкой ориентировочной, организационно-содержательной основы для прохождения практики. Ознакомление магистрантов с целью, задачами, содержанием и организационными требованиями осуществляется на установочном занятии, на котором присутствуют заведующий кафедрой социальной педагогики, руководитель магистерской программы, курсовой и научные руководители, магистранты. Курсовой руководитель знакомит всех с программой практики, сроками ее прохождения, формами отчетности. Магистранты получают всю необходимую документацию, решают организационные вопросы.
Рабочий этаппрактики связан с выполнением индивидуального плана, реализацией содержания деятельности практиканта кафедры, ведением необходимой текущей документации по результатам преподавательской, учебно-методической, консультативной и воспитательной работы.
В течение рабочего этапа практикант выполняет основные задания практики, а именно: посещает занятия преподавателей и магистрантов; осуществляет анализ посещенных лекционных, семинарских и практических занятий (в письменной форме); самостоятельно проводит различные учебные занятия со студентами (2 часа лекционных и 4 часа семинарских или практических занятий); проводит консультации студентов по курсовым работам и ВКР; контролирует ход и оценивает результаты СРС; разрабатывает учебно-методические и диагностические материалы по конкретным темам учебных дисциплин кафедры; проводит воспитательную работу со студентами 1-2 курсов; анализирует и обсуждает с научным руководителем полученные результаты.
В ходе итогового этапамагистрант в установленные сроки оформляет отчет и всю необходимую документацию по практике. Все отчетные материалы представляются научному руководителю.
Итоговая аттестация магистрантов по практике проводится на заседании кафедры социальной педагогики, на котором заслушиваются выступления магистрантов с изложением основных результатов и достижений в ходе практики. Высказываются пожелания, замечания, выносятся заключительные оценки.
Им. М.Акмуллы
ПРАКТИКИ
Направление ПЕДАГОГИКА
Программа СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
_____________________________________________
_____________________________________________
Ф.И.О. магистранта
УФА 2010
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
База практики ___________________________________________________
Факультет ______________________________________________________
Кафедра ________________________________________________________
Адрес базы практики ______________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
МАГИСТРАНТОВ II КУРСА
Вид деятельности | Содержание деятельности | Формы отчетности |
Преподавательская | Посещение и анализ учебных занятий преподавателей и магистрантов. Подготовка и проведение учебных занятий различных видов (лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие). | Заполненные бланки-схемы анализа лекционного и практического занятия. План-конспект проведенного учебного занятия или воспитательного мероприятия со студентами. |
Консультативная | Проведение консультаций студентов по курсовым и выпускным квалификационным работам, по методике подготовки к учебным занятиям. | Фиксация проведенных консультаций в Индивидуальном плане и отчете практиканта. |
Учебно-методическая | Разработка учебной программы спецкурса (практикума) или методических рекомендаций для специалистов по теме исследования. Разработка заданий для СРС. Разработка диагностического инструментария для оценки уровня знаний и компетенций бакалавров. Проверка результатов СРС. | Учебная программа спецкурса или методические рекомендации (проект) в распечатанном и электронном вариантах. Диагностические и методические материалы для СРС и тестирования в распечатанном и электронном вариантах. |
Организационно-воспитательная | Подготовка и проведение различных форм воспитательной работы со студентами младших курсов в системе кураторства. | Фиксация проведенной воспитательной работы в Индивидуальном плане и отчете практиканта. План-конспект воспитательного мероприятия (по выбору). |
Научно-исследовательская | Сбор эмпирического исследовательского материала по теме диссертации. Участие в работе научно-практических конференций. Подготовка научной статьи для публикации. Подготовка методических рекомендаций для специалистов по теме исследования. | Представление исследовательских материалов научному руководителю. Первый вариант методических рекомендаций специалистам по теме исследования. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Первая неделя с ______________ по ________________
Дата | Содержание работы | Оценка | Подпись |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Вторая неделя с ______________ по ________________
Дата | Содержание работы | Оценка | Подпись |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Третья неделя с ______________ по ________________
Дата | Содержание работы | Оценка | Подпись |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Четвертая неделя с ______________ по ________________
Дата | Содержание работы | Оценка | Подпись |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Пятая неделя с ______________ по ________________
Дата | Содержание работы | Оценка | Подпись |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Шестая неделя с ______________ по ________________
Дата | Содержание работы | Оценка | Подпись |
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка: _____________________________________
Научный руководитель: _____________________________________
(подпись)
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Приложение 1
Оформление титульного листа и общие требования к содержанию плана-конспекта воспитательного занятия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра социальной педагогики
Приложение 2
Оформление титульного листа и общие требования к содержанию плана-конспекта учебного занятия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра социальной педагогики
План-конспект семинарского занятия на тему «Патронатное воспитание в системе форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Выполнил:
Н.Л.Иванова, магистрант 2 курса ОДО
Проверила:
д.п.н., проф. Г.И.Гайсина
Уфа-2010
Оформление плана-конспекта учебного занятия
Общие сведения: факультет, отделение (профиль, специальность), курс, группа.
1. Учебная дисциплина.
2. Тема семинарского занятия.
2. Дидактические цель и задачи семинарского занятия.
3. План семинарского занятия.
4. Формы и методы обучения. Приемы активизации познавательной деятельности студентов.
5. Самоанализ проведенного учебного занятия. Степень решения дидактических задач.
Приложение 3
Методические рекомендации по подготовке и проведению лекционного занятия
Важной формой обучения в вузе является лекция, представляющая собой систематичное, последовательное изложений преподавателем определенного раздела учебной дисциплины. Преподавателю, читающему лекции, необходимо сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора.
На высоком научном уровне читаемые лекции имеют важное значение для успешного усвоения студентами знаний, для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов. Лекция – методологическая и организационная основа для других форм учебных занятий, в том числе и самостоятельной работы студентов.
Эффективная лекция сочетает в себе глубокое содержание с рациональной формой его изложения, оптимальную методику подачи материала. Цели лекции - заложить фундамент знаний по теме, проблеме; сформировать ориентировочную основу для последующего усвоения и закрепления учебного материала; показать основные теоретические подходы к изучению темы.
Методически лекция должна отвечать определенным требованиям:
- содержать в построении три звена: вводная часть, изложение основного материала, заключение;
- отвечать современному уровню отрасли науки и практики;
- обладать внутренней композиционной стройностью, логичностью;
- проводиться преимущественно в активной форме;
- соединять в себе учебное и научное начало;
- давать направление для СРС;
- носить проблемный характер, вызывать познавательный интерес;
- превосходить и дополнять учебные пособия;
- отличаться выразительностью, эмоциональностью, живостью изложения и др.
Этапы подготовки преподавателя к чтению лекции:
- просмотр ГОС, УМК или учебной программы дисциплины;
- просмотр научной и учебной литературы по теме;
- определение цели и задач лекции;
- определение основной «канвы» содержания лекции;
- подбор литературы, необходимой для подготовки содержания лекционного материала, его адаптация к уровню знаний студентов;
- уточнение формулировки темы, составление плана лекции;
- распределение подобранного материала по пунктам плана;
- написание конспекта лекции с вычленением главного в помощь студентам при написании лекции;
- подбор примеров, иллюстративного материала, статистики;
- дидактическая обработка всей лекции (хронометраж, наличие выводов после каждого вопроса, выделение положений под запись).
Конспект лекции может быть представлен в различной форме (от полного текста до сжатых тезисов), однако он должен обязательно содержать: а) точно сформулированную тему, совпадающую с учебной программой; б) план лекции; в) список литературы; г) текст (любой формы) содержания лекции с выделением основного, главного.
При чтении лекции необходимо учитывать ряд методических правил:
- своевременное начало и конец;
- четкое сообщение темы и плана лекции;
- представление цели лекции;
- установление связи с предыдущей лекцией;
- строгое следование плану лекции без отклонений от обозначенных вопросов;
- более подробное изложение сложного материала или материала, слабо освещенного в учебниках;
- выводы после каждого вопроса и общий вывод в конце лекции;
- интонационное выделение главных моментов;
- точность формулировок, четкость проговаривания терминов, фамилий, иностранных терминов;
- единый темп говорения и записи;
- учет фаз в динамике восприятия информации;
- активизация познавательной деятельности студентов и др.
Помимо традиционных видов лекционных занятий в практике вузовского лекционного преподавания используются лекция-вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция-визуализация, проблемная лекция и др.
Методические требования к подготовке и проведению семинарского занятия
Семинарское занятие преследует цели детального изучения и закрепления темы. Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в обсуждении вынесенных на рассмотрение вопросов или проблем. На семинаре должно происходить активное обсуждение вопросов, высказывание своей позиции по обсуждаемому, звучать дополнения, оценочные суждения и др. Функция преподавателя – помощь в правильном построении обсуждения, поддержка дискуссии, конструктивный анализ всех выступлений.
Дидактическое мастерство преподавателя при организации и проведении семинарского занятия заключается в оптимальном выборе содержания и методов обучения, в педагогически целесообразном отборе форм участия студентов в коллективной работе.
Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы студентов. В практике применимы как традиционные семинары, так и рефлексивный семинар, поисковый семинар, семинар-конференция, семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-исследование.
К семинарскому занятию предъявляются следующие группы требований:
1. Требования организационного характера:
- наличие четкого расписания семинарских занятий;
- обеспеченность студентов необходимой обязательной учебной литературой и методическими рекомендациями.
2. Требования методического характера:
- наличие планов семинарских занятий;
- наличие методических указаний к семинарским занятиям;
- оптимальное число (3-4) вопросов для обсуждения;
- соблюдение принципов обучения;
- использование различных методов и приемов обучения в ходе семинарского занятия.
3. Качественные характеристики семинарского занятия:
- научно-теоретический уровень;
- подготовленность студентов и преподавателя к занятию;
- глубина рассмотрения вопросов;
- внесение в обсуждение элементов дискуссии;
- уровень усвоения студентами учебного материала.
Приложение 4
Оценка качества лекции
Содержание
1. Соответствие ГОС и учебной программе.
2. Уровень научности содержания, соответствие современному состоянию развития науки и практики.
3. Правильность трактовки методологических вопросов.
4. Соотношение лекционного содержания и содержания учебника.
5. Наличие внутридисциплинарных и межпредметных связей.
6. Активизация мышления студентов, проблемность содержания лекции (проблемное начало лекции, выдвижение проблемных вопросов по ходу лекции).
7. Практикоориентированность содержания лекции.
8. Полнота охвата темы лекции, степень глубины раскрытия вопросоа.
Методика чтения
1. Четкость структуры лекции, логичность изложения.
2. Доступность и разъясненность новых терминов и понятий.
3. Доказательность и аргументированность изложения.
4. Выделение главных мыслей и наличие выврдов.
5. Применение методов и приемов активизации мышления студентов.
6. Руководство учебной деятельностью студентов (контроль ведения записи, акцентированность чтения лекции).
Лекторские данные
1. Уровень владения материалом.
2. Ясность, грамотность речи.
3. Эмоциональность изложения.
4. Умение держаться перед аудиторией.
5. Умение устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией.
Результаты лекции
1. Информационная насыщенность (ценность) лекции.
2. Соответствие содержания и методики чтения лекции поставленным дидактическим целям.
Им. М.Акмуллы
ПРОГРАММА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению 540600 Педагогика
программа
540607 Социальная педагогика
Уфа 2011
Научно-педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540600 Педагогика, программа Социальная педагогика.
Сроки проведения научно-педагогической практики. Согласно учебному плану научно-педагогическая практика проводится на втором курсе (11-й семестр) в течение 6 недель. Конкретные сроки практики определяются в соответствии с общеуниверситетским приказом об организации и проведении педагогической практики.
Цель научно-педагогической практики –содействовать формированию у магистранта компетенций педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации научно-теоретических знаний для их эффективного использования в педагогической деятельности.
Задачи научно-педагогической практики:
1) ознакомление магистрантов с системой работы кафедры социальной педагогики как структурного подразделения университета, функциональными обязанностями преподавателя высшей школы;
2) формирование диагностических и аналитических компетенций на всех этапах организации и реализации образовательного процесса в педагогическом вузе по профилю подготовки;
3) формирование проектировочных, конструктивных и организаторских компетенций в области содержания, форм и методов обучения бакалавров по профилю подготовки;
4) формирование исследовательских компетенций, развитие индивидуального творческого, исследовательского подхода к решению актуальных проблем педагогики высшей школы.
Задачи практикантов:
1) овладеть основами профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза;
2) овладеть диагностическими, проектировочными, конструктивными, организаторскими, коммуникативными и аналитико-рефлексивными компетенциями начинающего вузовского преподавателя;
3) углубить свои научно-теоретические представления и прикладные знания в предметной области исследования.
Содержание и характер деятельности практикантов.
Содержание научно-педагогической практики составляют следующие виды деятельности магистрантов:
- знакомство с содержанием работы кафедры социальной педагогики, нормативной документацией и видами работы преподавателей;
- посещение и педагогический анализ различных форм организации обучения студентов;
- подготовка и проведение различных форм обучения и контроля знаний студентов;
- проведение консультаций студентов по курсовым и выпускным квалификационным работам;
- осуществление контроля самостоятельной работы студентов;
- разработка учебно-методических материалов по конкретным темам учебных дисциплин по профилю подготовки;
- проведение различных форм воспитательной работы со студентами младших курсов.
Деятельность магистрантов в ходе научно-педагогической практики носит профессионально-педагогический характер и охватывает ведущие направления деятельности преподавателя высшей школы. Реализуя учебную и учебно-методическую деятельность, магистрант имеет возможность апробации материалов своего диссертационного исследования в рамках изучаемых студентами учебных дисциплин.