Контроль работы и отчетность магистрантов по научно-педагогической практике

Итоговая аттестация за научно-педагогическую практику проводится научным руководителем магистерской программы по результатам оценки всех форм отчётности магистранта.

Для получения положительной оценки магистрант должен полностью выполнить всё содержание практики, современно оформить текущую и итоговую документацию.

По результатам научно-педагогической практики магистрант получает дифференцированную оценку,которая складывается из следующих показателей:

- Оценка технологической готовности магистранта к работе в современных условиях (оценивается общая дидактическая, методическая, техническая подготовка начинающего преподавателя, знание нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса профессиональной школы, владение преподаваемым предметом).

- Оценка умений планировать свою деятельность (учитывается умение магистранта прогнозировать результаты своей деятельности, учитывать реальные возможности и все резервы, которые можно привести в действие для реализации намеченного).

- Оценка преподавательской деятельности магистранта (выполнение учебных программ, качество проведённых занятий, степень самостоятельности, интерес занимающихся к предмету, владение активными методами обучения).

Оценка работы магистранта над повышением своего профессионального уровня (оценивается поиск эффективных методик и технологий преподавания, самосовершенствования).

- Оцениваются личностные качества магистранта (культура общения, уровень интеллектуального, нравственного развитая и др.)

- Оценка отношения к практике, к выполнению поручений руководителя.

Каждый показатель оценивается по 10-бальной шкале (приложение 1). Просчитывается средний балл и по примерным нормам для оценки результатов определяется уровень

и оценка за научно-педагогическую практику.

Формы отчётности по научно-педагогической практике:

- индивидуальный план работы;

-характеристика документов планирования учебного процесса;

- педагогический анализ 3-х занятий;

- планы или технологические карты занятий с их методическим обеспечением;

- картотека литературных источников;

- разработанные тесты по учебному разделу дисциплины;

- протоколы взаимопосещений занятий магистрантов;

- письменный отчёт о НПП.

ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

4.1 Индивидуальный план работы

«Утверждаю»:________

Руководитель магистерской

программы

_____________________

«___»______________200_г.

Индивидуальный план работы

магистранта___________на период с___по__200_г.

 
Виды деятельности Срок выполнения Отметка о выполнении Примечания  

4.2 Ознакомление с документами планирования

Название документа Назначение документа, кем составлен Срок действия документа Выписки из документа
Госстандарт ВПО     |]        
Учебный план      
Учебные программы      
План УИРС      
Индивидуальные планы преподавателей, технологические карты      
Другие документы планирования      

Схема анализа лекционного занятия

При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:

1. Научность содержания.

2. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

3. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

4. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

5. Воздействие личности лектора на аудиторию.

6. Выразительность и доступность речи.

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).

Схема анализа лекции

Общие вопросы:

1. Присутствующие:

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

6. Тема лекции:

№аллы   Что оценивается Качественная оценка Баллы
1 Содержание  
1. Научность а) в соответствии с требованиями в) популярно с) ненаучно
2. Проблемность а) ярко выражена в) отсутствует
3. Сочетание теоретического с практическим а) выражено достаточно в) представлено частично с) отсутствует
4. Доказательность а) убедительно в) декларативно с) бездоказательно
5. Связь с профилем подготовки специалиста а) хорошая в) удовлетворительная с) плохая
6. Структура лекции а) чёткая в) расплывчата с) беспорядочная
7. Воспитательная направленность а) высока в) средняя с) низкая
8. Соответствие учебной программе а) полностью соответствует в) частично соответствует
9. Использование времени а) используется рационально в) излишние траты на организационные моменты с) время используется не рационально  
2 Изложение материала лекции  
1. Метод изложения (преимущественно) а) проблемный в) частично-поисковый с) объяснительно-информационный
2. Использование наглядности а) используется в полном объёме в) используется недостаточно с) не используется
3. Владение материалом а) свободно владеет в) частично пользуется конспектом с) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту  
4. Уровень новизны а) в лекции используются последние достижения науки в)в излагаемой лекции присутствует элемент новизны с) новизна материала отсутствует    
5. Реакция аудитории а) повышенный интерес в) низкий интерес
3 Поведение преподавателя  
1. Манера чтения лекции а) увлекательная, живая в) увлекательность и живость выражены ярко с) монотонная, скучная  
2. Культура речи а) высокая в) средняя с) низкая  
3. Контакт с аудиторией а) ярко выражен в) недостаточный с) отсутствует
4. Манера держать себя а) умеренно выражена мимика и жестикуляция в)избыточная мимика и жестикуляция с) суетливость и беспорядочность движений  
5. Внешнее проявление психического состояния а) спокойствие и уверенность в) некоторая нервозность с) выраженная нервозность
6. Отношение преподавателя к слушателям а) в меру требовательное в) слишком строгое с) равнодушное
7. Такт преподавателя а) тактичен в) бестактен
8. Внешний облик а) опрятен в) неряшлив
               

Шкала итоговой оценки:

100-90 – отлично;

89-90 – хорошо;

79 - 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.

Наши рекомендации