Сущность процесса обучения, его функции и задачи.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Задачи процесса обучения:
1. Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся.
2. Организация познавательной деятельности по овладению научными, знаниями и формированию умений и навыков.
3. Развитие мышления, творческих способностей.
4. Выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Признаки процесса обучения:
1. Двусторонний характер (Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися).
2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
3. Руководство со стороны учителя.
4. Специальная планомерная организация и управление.
5. Целостность и единство.
6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.
7. Управление развитием и воспитанием учащихся.
Функции процесса обучения:
Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.
Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.
Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.
Реализация названных функций процесса обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.
Противоречие - основа развития, его движущая сила. Противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами.
Объяснительно-иллюстративное обучение - учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Объяснение в сочетании с наглядностью - главными методами такого обучения являются слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных понятий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.
Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Его структура - цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении специальными знаниями и навыками. Осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий и т.д.
Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий.
Понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы, если задание не выполнено ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с учащимися тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.
Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.