Тема 3.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и развития личности
I. Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры семейного воспитания, реализуемые в следующих видах отношений:
· социально-биологические,
· хозяйственно-экономические,
· нравственными, психологические.
2. Проведите сравнительный анализ различных типов воспитания.
3. Поясните, как Вы понимаете формулировку - «Семья – специфическая педагогическая система»?
II. План семинарского занятия
(Форма обучения очная)
1. Характеристика типов семейного воспитания.
2. Причины неудовлетворительного воспитания в семье.
3. Причины семейных конфликтов и пути их преодоления.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Рассматривая данную тему важно отметить, что семейное воспитание– общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями:
· социально-биологическими,
· хозяйственно-экономическими,
· нравственными, психологическими.
Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
Основными функциями по отношению к обществу являются следующие:
· физическое воспроизводство населения;
· воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;
· производственно-хозяйственная;
· организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы, — семейное общение.
Функции семьи по отношению к человеку: супружеская, родительская, функции организации быта.
Причинами неудовлетворительного воспитания детей в семье являются:
· наследственность;
· невысокий экономический уровень (большинство трудовых семей, когда основное время тратится на добывание средств к существованию);
· низкая культура общественной жизни, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы;
· высокий процент разводов;
· бытующее общественное мнение, что, мужчины лишь помогают жене воспитывать детей;
· обострение конфликтов между поколениями;
· увеличение разрыва между семьёй и школой.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – 260–284.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 359–366.
Дополнительная литература
1. Галагузова, Ю. Н., Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: пособие / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н.Штинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
2. Горянина, В. А. Психология общения : учеб. пособие / В. А. Горянина. –М. : Академия, 2002. – 416 с.
3. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. – М. : НОРМА, 2006. – 512 с.
4. Райгородский, Д. Я. Психология руководства : учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. – М. : Бахрах-М, 2005. – 768 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие /, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
6. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какую общность людей можно назвать семьей?
2. Каковы тенденции развития современной семьи?
3. Каковы типичные варианты семейных отношений?
4. Опишите роль авторитета родителей в процессе семейного воспитания.
Тема 3.5. Управление образовательными системами
1.Задания для самостоятельной работы
1. Составьте логическую схему, демонстрирующую структуру управления образовательными системами Российской федерации.
2. Опишите эффективность различных способов управления образовательными системами.
II. Рекомендации по выполнению заданий
В процессе подготовки необходимо ознакомиться со структурой управления образовательными системами, выделить основные направления развития, обратить внимание на проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием.