Тема 2.3. Личность и социальная группа

I. Задания для самостоятельной работы

1. Опишите понятие группы в социальной психологии.

2. Приведите примеры для каждого вида группы из классификации.

3. Перечислите динамические процессы в малых группах.

4. В чем сущность проблемы лидерства и руководства в социальной психологии.

5. Дайте определения общественно-психологическим явлениям: традиции, общественное мнение, стереотипы, предубеждения и т.д.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Важно владеть определением группы в социальной психологии. Различать большие и малые группы. Дать характеристику и привести примеры классификации групп: группы формальные и неформальные, условные и реальные, референтная группа. Выделить составляющие групповой динамики.

Отметить современные направления изучения больших групп: политическая психология, этнопсихология, организационная психология. Виды больших групп: слои и классы, профессионально-производственные, группы-организации, территориальные, религиозные, социально-демографические, стихийные (толпа, масса, публика).

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 197–218.

2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 121–123.

Дополнительная литература

1. Алехин, И. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.

3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2002. – 464 с

4. Деркаченко, В. Г. Деловое общение руководителя (пособие для менеджеров, руководителей и политиков) / В. Г. Деркаченко. – СПб. : Бизнес-пресса, 2004. – 368 с.

5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 794 с. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 192 с.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какую общность людей можно назвать группой?

2. Какие виды групп исследуются в психологии?

3. Что подразумевает процесс групповой динамики?

4. Какие виды групп Вам известны?

Модуль 3. Педагогика

Тема 3.1. Предмет, задачи и принципы, методы педагогики

I. Задания для самостоятельной работы

Законспектируйте содержание основных принципов педагогики, воспользовавшись источником - Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 214- 234.

II. Рекомендации по выполнению заданий

При изучении данной темы важно иметь представление о педагогике как науке. Свое название педагогика получила от греческого слова «peida» - дитя, «qoqos» - вести, которая означает «детоводство» или «дитяведение».

Педагогика – это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Она осуществлялось в процессе жизни, общения, совместной охоты. Постепенно появляется необходимость передачи опыта старшего поколения подрастающему поколению.

Рассматривая вопрос о становлении науки важно выделить, что педагогика приобретает статус самостоятельной науки в XVII веке. Возникновение педагогики своими корнями уходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). В начале XVII в. Фрэнсис Бэкон (Англия) вычленил педагогику из системы философских знаний как самостоятельную науку. Огромный вклад в создании научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Ян Амос Коменским. Передовые педагогические мысли были изложены в научных трудах ученых Э. Роттердамского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, И.Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Я. Корчака и др.

Проблемы воспитания и обучения активно разрабатывались и в России. Еще в XII в. Был написан педагогический трактат «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Большой вклад в развитии отечественной педагогики внес Симеон Полоцкий, который воспитывал Петра I. Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева и др.

В начале XX в. в России школа становится бесплатной, общедоступной, а общее среднее образование – обязательным. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. На современном этапе проблемы воспитания, обучения и образования разрабатываются учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым и др.

Для более глубокого понимания сущности педагогики необходимо уяснить основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, педагогический процесс, педагогическая технология и т.д.

Предметом педагогики являются педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде педагогических закономерностей, фактов, механизмов, образования, воспитания, обучения и развития.

В связи с разнообразием задач, областями применениями, педагогическими проблемами, выдвигаемыми жизнью возникла сложная система ее научного знания и применения.

В процессе изучения рекомендуемой литературы студенту следует раскрыть содержание следующих методов педагогического исследования: педагогическое наблюдение; педагогическая беседа и интервьюирование; анкетирование; педагогический эксперимент; педагогический анализ ситуаций, фактов; педагогический консилиум; экспертные оценки; анализ педагогической документации; анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнение заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ и пр.); педагогическое тестирование; самонаблюдение, самоотчет, самоанализ; выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; сравнительно-педагогический опыт (изучение зарубежного опыта по определенной педагогической проблеме и сравнение его с отечественным).

Наши рекомендации