Модуль 2. основы социальной психологии
Межличностные и общественные отношения
I. Задания для самостоятельной работы
Изобразите графически соотношение понятий «общественные отношения», «межличностные отношения» и « процесс общения».
II. Рекомендации по выполнению заданий
Студенту необходимо разобраться в причинах появления межличностных отношений. Определить соотношение понятий «общественные отношения», «межличностные отношения», «межличностные взаимоотношения», «межличностное взаимодействие». Рассмотреть межличностные отношения как «реализацию» безличных отношений в деятельности. Ввести определения персонофицированности и эмотивности межличностных отношений.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 70-74.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 195–199.
Дополнительная литература
1. Алехин, И. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что в психологии называют межличностными отношениями?
2. Какова взаимосвязь межличностных и общественных отношений?
3. Каковы виды общественных отношений?
Тема 2.2. Процесс общения и его характеристики
I. Задания для самостоятельной работы
Подготовьте доклады на темы:
1. Особенности профессионального общения сотрудников правоохранительных органов: общение с коллегами.
2. Характеристика наиболее распространенных ситуаций профессионального общения в таможенной сфере.
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Процесс общения, его функции и виды.[*]
2. Структура общения: коммуникативная сторона, перцептивная сторона, интерактивная сторона.*
3. Понятие конфликта, конфликтной ситуации.
4. Характеристика причин возникновения конфликта.
5. Описание стратегий взаимодействия в ситуациях конфликта: сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, соперничество.
6. Конфликт в профессиональной деятельности, возможности его урегулирования.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
В процессе подготовки необходимо отметить, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и поддержания контакта с целью обмена информацией, познания партнеров по общению друг друга и организации совместной деятельности. Обратить внимание на виды и функции общения, психологические закономерности социального восприятия и их особенности в ситуациях профессиональной деятельности, определить роль и значение словесных и бессловесных индикаторов в процессе общения (вербальные и невербальные средства). Раскрыть содержание таких механизмов межличностной перцепции как идентификация, эмпатия, рефлексия. Определить роль стереотипов восприятия в процессе познания людьми друг друга.
Важно ввести определение конфликта, как столкновения двух или более интересов, одновременное удовлетворение которых невозможно. Описать стратегии взаимодействия в ситуации конфликта: сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление, уход.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. –2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 74-81.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 195–212.
Дополнительная литература
1. Алехин, И. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.
3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2002. – 464 с.
4. Деркаченко, В. Г. Деловое общение руководителя (пособие для менеджеров, руководителей и политиков) / В. Г. Деркаченко. – СПб. : Бизнес-пресса, 2004. – 368 с.
5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 794 с. – ("Мастера психологии").
6. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 192 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоит сущность процесса общения?
2. Какие виды общения Вам известны?
3. Какие средства общения называют вербальными и невербальными?
4. Какие механизмы перцепции Вам известны?
5. Какие эффекты восприятия характерны для личности?
6. Какие стратегии поведения в конфликте выделил К. Томас?