Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности
I. Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте доклады на темы:
· Направленность личности.
· Формирование характера человека.
· Способности и профессиональная деятельность
2. Используя тест Айзенка выясните свой тип темперамента.
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Характер и его структура.
2. Акцентуации характера, характеристика типов акцентуаций.
3. Темперамент и его типы.
4. Общая характеристика и связь задатков и способностей.
5. Классификация способностей: природные (естественные) и социальные, общие и специальные, теоретические и практические, творческие, предметно-познавательные.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
В процессе подготовки по данной теме важно, дать психологическую характеристику свойств и качеств личности, определить индивидуально-психологические особенности темперамента и характера, направленность личности. При рассмотрении вопроса о психотипических и индивидуально-психологических особенностях личности следует обратить внимание на такие особенности как конституционная (Э. Кречмер) и клиническая (К. Шелдон) типологии человека, темперамент, способности и характер. Так, например, немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер связывал своеобразие характера с особенностями строения тела человека. Он выделил три основных типа: астенический, пикнический и атлетический. И также дополнительный – дипластичный. Американский психолог К. Шелдон предлагает клинические типологии: психоастенический, циклотимный, дистимный, гипертимный, паранояльный, конформистский и др.
Темперамент личности – свойство, характеризующее модуляционную сферу ее психологии – совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.
Различия людей в походке, типе и ритме движений, скорости речи, глубине и быстроте смены чувств, степени их выраженности в мимике, пантомимике, интонациях и т.п. замечено давно. Древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что поведение человека зависит от соотношения в его организме четырех жидкостей. Сангвиник - сангвис (кровь), флегматик – флегма (слизь), холерик – холе (желчь), меланхолик – мелане холе (черная желчь).
Характер – это иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности, и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.
В психологии наряду с понятием «черты характера», «особенности характера, существует и понятие «акцентуации характера». Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная А.Е. Личко.
Типы акцентуаций: гипертимный тип, застревающий тип, эмотивный тип, педантичный тип. Тревожный тип, циклотимный тип, демонстративный тип, возбудимый тип, дистимичный тип, экзальтированный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, шизоидный тип, лабильный тип и др. В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 72-80.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – 187-194.
Дополнительная литература
1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
2. Горянина, В. А. Психология общения : учеб. пособие / В. А. Горянина. –М. : Академия, 2002. – 416 с.
3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2002. – 464 с.
4. Деркаченко, В. Г. Деловое общение руководителя (пособие для менеджеров, руководителей и политиков) / В. Г. Деркаченко. – СПб. : Бизнес-пресса, 2004. – 368 с.
5. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. – М. : НОРМА, 2006. – 512 с.
6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. — СПб. : Питер, 2007. – 794 с. – ("Мастера психологии").
7. Немов, Р. С. Психология : учебник : В 3-х кн. Кн.1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
8. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение / Д. В. Нъюстром / - пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2000. – 448 с.
9. Петровский, А. В Психология : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М. : Академия, 2001. – 512 с.
10. Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие / А. А. Радугин. – М. : Центр, 2001. – 400 с.
11. Романов, В. В. Юридическая психология: учебник / В. В. Романов. – М. : Юристъ, 1999. – 488 с.
12. Столяренко, А. М. Психология менеджмента : учеб. пособие / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 608 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что в психологии подразумевают под индивидуально-психологическими особенностями личности?
2. Какие элементы входят в структуру характера?
3. Каковы отличия характера от темперамента?
4. В чем суть теории И. П. Павлова?
5. Какие виды способностей Вам известны?
6. Чем отличаются способности от задатков?