Тема 1.4. Познавательные процессы: память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение
I. Задания для самостоятельной работы
1. Пройдите тестирование с целью определения особенностей собственных познавательных процессов:
· Тест «Индивидуальные стили мышления» А. Алексеева, Л. Громова.
· Тест интеллекта Амтхауэра.
2. Составьте опорную схему «Строение анализатора».
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Определение процесса ощущения, его виды и свойства.
2. Общая характеристика процесса восприятия, его отличия от ощущений.
3. Характеристика процесса мышления:
3.1. Операции и формы мышления.
3.2.Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное (словесно-логическое), практическое и теоретическое мышление
4. Характеристика воображения и его механизмы, функции.
5. Характеристика процесса памяти:
5.1. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
5.2. Виды памяти и их особенности.
6. Общая характеристика процесса воображения, его виды.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
В процессе подготовки данной учебной темы необходимо дать общую характеристику познавательной сферы человека
Определить понятие ощущения, рассмотреть ощущение как рефлекс. Выделить элементы структуры анализатора. Отметить связь и отличие процессов ощущения и восприятия. Дать характеристику основных феноменов и свойств восприятия (предметность, целостность, константность и др.
Дать общую характеристику процесса мышления его видов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое), мыслительных операций
Иметь представление о процессе внимания, его связи с другими познавательными процессами. Необходимо охарактеризовать виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и провести их сравнительную характеристику.
Определить процесс памяти и ее роль в познании. Охарактеризовать виды памяти, критерии их выделения.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 70–74.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 43–83.
Дополнительная литература
1. Алехин, И. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
4. Горянина, В. А. Психология общения : учеб. пособие / В. А. Горянина. – М. : Академия, 2002. – 416 с.
5. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. – М. : НОРМА, 2006. – 512 с.
6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. — СПб. : Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология : учебник : В 3-х кн. Кн.1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
7. Петровский, А. В. Психология : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М. : Академия, 2001. – 512 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова характеристика видов и свойств внимания?
2. Дайте характеристику видов и процессов памяти.
3. Какие приемы мнемотехники Вам известны?
4. Каковы физиологические механизмы внимания и памяти?
5. Каковы основные феномены и свойства восприятия.
6. Приведите примеры восприятия пространства, времени и движения.
7. Какие виды мышления Вам известны?
8. Как описывается процесс развития мышления (взгляды Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина)?
Тема 1.5. Эмоционально-волевая сфера личности
I. Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры изучения аффектов в отечественной психологии: аффект неадекватности.
2. Опишите сложную структуру волевого действия.
3. Приведите примеры волевых состояний.
4. Исследуйте особенности своей эмоционально-волевой сферы с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда.
5. Подготовьте доклады на темы:
· Современные теории эмоций.
· Способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний в профессиональной деятельности специалиста.
· Проблема выбора и принятия решений.
II. План семинарского занятия
(Форма обучения очная)
1. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
2. Классификация эмоциональных состояний.
3. Понятие фрустрации и аффекта.
4. Определение воли, структура волевого действия.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Необходимо иметь представление об общей характеристике эмоций, основных функциях эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Важно выделить виды эмоциональных явлений; определить соотношение эмоций и чувств. Определить понятия: тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Психотерапевтические методы управления стрессовыми реакциями (рациональная и суггестивная психотерапия). Психологические теории эмоций (Джемса-Ланге, Линдслея-Хебба, П.В.Симонова и др.).
Знать основные признаки воли как психологического явления. Выделить волевые качества; этапы волевого действия. Раскрыть проблему выбора и принятия решения, свободы и ответственности.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 73–80.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 108–119.
Дополнительная литература
1. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. – М. : НОРМА, 2006. – 512 с.
2. Изард, К. Э. Психология эмоций / Э. К. Изард. - СПб.: Питер, 2000.- 512 с.- (Мастера психологии).
3. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология : учебник : В 3-х кн. Кн.1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
4. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение / Д. В. Нъюстром / - пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. –Спб. : Питер, 2000. – 448 с.
5. Петровский, А. В. Психология : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М. : Академия, 2001. – 512 с.
6. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с.
7. Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие / А. А. Радугин. – М. : Центр, 2001. – 400 с.
8. Райгородский, Д. Я. Психология руководства : учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. – М. : Бахрах-М, 2005. – 768 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каково отличие эмоций от чувств?
2. Какова связь эмоций с познавательными процессами и относительная самостоятельность их функционирования?
3. Каковы условия возникновения и особенности протекания эмоциональных процессов (Вилюнас В.К., Рейковский Я)?
4. Что понимают под волевой регуляцией?
5. Чем отличается волевое действие от импульсивного и привычного.?