Организация жизни ребенка. Условия развития

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условия­ми его жизни в детском саду и семье. Главными формами организа­ции этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею фор­мы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечиваю­щая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отно­шений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и те­перь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном об­щении равных.

Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней разви­ваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходя­щей формой организации жизни детей, особенно в условиях общест­венного дошкольного воспитания.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и не­принужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возник­новению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаи­модействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере не­зависимый от взрослых мир детства.

Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаниц, уме­ний, навыков.

Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игро­вой деятельности.

В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка разви­ваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, во­ображение - за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение воз­можно более полной системы дидактических игр, выполнение ее не­достающих звеньев путем гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует спе­цифическую форму обучения дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставле­ние этих двух форм обучения.

Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и спосо­бов деятельности, необходимых для формирования базиса личност­ной культуры.

Перестройка организации жизни детей в детском саду начинается с комплектования групп. Необходимо уменьшить их наполняемость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию «спаренных» групп, когда (как это есть в других странах) с детьми работают одновременно два воспитателя, один из которых проводит игры или занятия поочередно с небольшими под­группами детей, а другой в это время наблюдает за свободной дея­тельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается.

Возрастная группа будет являться в детском учреждении основ­ной организационной единицей (общая игровая комната, спальня и пр.). В группе проводится часть занятий и отдельные режимные мо­менты. В то же время группа является открытой системой (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим тре­бованиям), когда большую часть времени, включая занятия, дети могут проводить в разновозрастных сообществах, формирующихся внутри детского сада. Систематические контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноцен­ного опыта общения, открывая дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими. Таким образом, в дошкольном учреждении складывает­ся полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искус­ственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка.

Обогащению социального опыта детей способствует не только об­щение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное учас­тие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно фор­мирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада. Родители в детском саду не посто­ронние! Время, в которое родители могут приводить и забирать детей, четко не регламентируется.

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмот­рено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллек­тивных действиях.

Организация предметной среды в детском саду должна быть подчи­нена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерье- pa помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкуль­турного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на науч­ных принципах - своеобразной «эргономики детства». Высокая культу­ра интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построе­ния «развивающей среды». Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным вла­дельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

Семья, детский сад, школа

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обу­чения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает се­мья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Детский сад может и должен стать центром перестройки всей пе­дагогической политики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для рефор­мы семейного воспитания. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преем­ственности является установление доверительного делового контак­та между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога, что особенно необхо­димо при подготовке детей к школе.

Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В результате за преде­лами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение со­циальной позиции самого ребенка. В детском саду и начальной шко­ле существует общая задача сотрудничества педагога и родителей.

Воспитатель детского сада

Личность может воспитать только личность. Обезличенность фи­гуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему как к простому исполнителю своей ролн и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дош­кольного воспитания.

Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования; она должна осуще­ствляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской пси­хотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в де­ловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами ак­терского мастерства.

В перспективе целесообразно ввести дифференцированную под­готовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - ква­лификацию воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми основ­ные занятия при свободном выборе программ обучения с правом кх творческого преобразования; определяет состояние и уровень разви­тия ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисе­мейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т.п.

Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психоло- го-педагогической консультации воспитателей детских садов и роди­телей, привлекая к этой работе различных специалистов.

ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации