Трансляции и восприятия информации
Тип: мономодальные методы обучения
Учебная информация проходит только по одному каналу; в зависимости от способа ее фиксации выделяются классы аудиальных (звук), визуальных (зрительный образ) и кинестетических (действие) методов обучения.
Класс: аудиальные методы обучения
Информация представлена в звуках. В чистом виде эти методы обеспечивают трансляцию и восприятие информации по аудиальному каналу: учитель организует работу с аудиально представленной информацией, ученик слушает и/или говорит.
Род: устное изложение учебного материала и восприятие его «на слух».
Методические приемы:
– организация восприятия/восприятие монологической речи (монолог: рассказ, пересказ);
– организация восприятия/восприятие диалогической речи (диалог: все виды бесед);
– организация восприятия/восприятие полилогической речи (полилог: дискуссия).
Род: аудирование.
Методические приемы:
– организация прослушивания/слушание с пониманием.
Класс: визуальные методы обучения
Информация представлена в виде зрительного образа. В чистом виде методы рассчитаны на фиксацию и представление информации в визуальной форме: учитель организует работу со зрительным образом, а ученик выполняет ее молча и не совершая учебных действий, не связанных с работой визуальной системы.
Род:организация чтения и чтение всех видов печатных и рукописных текстов (учитель организует работу с текстом, ученик читает «про себя».
Методические приемы:
– организация чтения и чтение текста из учебника;
– организация чтения и чтение текста из рабочей тетради;
– организация чтения и чтение текста из книги.
Род: организация работы и работа с визуальной информацией, представленной не текстом.
Методические приемы:
– организация рассматривания и рассматривание рисунков и прочих изобразительных средств обучения (не рисование, а работа с информцией, зафиксированной в рисунке, рассматривание);
– организация работы и работа с информацией, представленной в виде графиков, таблиц, схем и проч. (не составление, а рассматривание и работа с уже зафиксированной визуально информацией).
Класс: кинестетические методы обучения
Передача и восприятие информации в данном случае организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела, не связанных с работой слухового, голосового и зрительного аппаратов. В общеобразовательной школе и вузе в чистом виде встречаются достаточно редко (например, при формировании понятий «теплое», «холодное», «твердое», «жидкое» и т.п.), однако обучение слепоглухих детей возможно только посредством кинестетических методов.
Род: организация восприятия и восприятие тактильной информации.
Методические приемы:
– организация определения и определение содержания информации (какая буква, какая цифра и т.п.) при написании ее на спине учащегося;
– организация определения и определение содержания информации (какая буква, цифра, фигура и т.п.) при ощупывании специально подготовленных объектов, сделанных из наждака, бархата, металла и т.п. материалов;
– организация чтения и чтение текста, выполненного с помощью азбуки Брайля (без привлечения зрительного анализатора).
Род: организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной запахом (все о приемах этой группы методов обучения должны знать люди, обучающие парфюмеров);
Род: организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной вкусом(все о приемах этой группы методов обучения должны знать люди, обучающие дегустаторов).
Тип: полимодальные методы обучения
Учебная информация проходит по нескольким каналам одновременно.
Класс: аудиовизуальные методы обучения
Информация представлена в виде звуков и зрительных образов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию, передачу и восприятие информации.
Род: организация работы и работа с аудиовизуальными средствами обучения.
Методические приемы:
– организация просмотра и просмотр учебного кинофильма;
– организация просмотра и просмотр видеофрагмента;
Род: демонстрация чего-либо (не аудиовизуальные средства) с устным описанием сущности. Приемы выделяются в зависимости от того, что собой представляет это «что-либо». Например, демонстрация натуральных объектов, опытов и т.п.