Компенсации слепоты в дошкольном возрасте
Когда игра становится ведущей деятельностью, возможно говорить о том, что у нормально видящего ребенка возникли представления [Д. Б. Эльконин, 1%0|. Наличие представлений позволяет ребенку свободно оперировать ранее воспринятыми образами предметов, воссоздавать воспринятые ранее ситуации и воспроизводить усвоенные знания. Безусловно, наличие представлений не является единой предпосылкой игры. Однако оно является важным компонентом, без которого невозможно осуществить игровую деятельность.
Представления в жизни слепого являются одним из важных психических образований, с помощью которых слепой осуществляет адекватное и действенное отражение внешнего мира. Когда игра становится у слепых детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, можно говорить и о том, что возникли предпосылки компенсации слепоты на более высоком уровне, чем это было в раннем и преддошкольном возрасте.
Однако как отечественные, так и зарубежные тифлопедагоги и тифлопсихологи отмечают у слепых дошкольников или отсутствие игры, или значительно меньшую ее активность, чем у зрячих; они говорят также о том, что игра возникает у слепых детей позже, чем у их зрячих сверстников. У слепых детей в раннем и преддошкольном возрасте не сформировались еще предпосылки игры.
В этой связи возникает необходимость в специальных
педагогических усилиях, направленных на формирование игры в качестве ведущей деятельности.
Опираясь на марксистско-ленинскую теорию познания, советская психологическая наука показала, что для каждого возрастного периода развития характерна деятельность, внутри которой наиболее активно происходит формирование новых психических функций. Совершенствование деятельности в различных ее видах (игра учение, труд) является необходимым условием развития человеческой психики.
В исследованиях А. Н. Леонтьева [1975] выдвигается идея, предполагающая наличие в жизни ребенка каждого возраста ведущей деятельности. Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, в условиях которой более интенсивно происходит психическое развитие, становится игра. В творческой игровой деятельности активно развивается восприятие, память, мышление, формируются волевые качества ребенка [А. В. Запорожец 1948; 3. М. Истомина, 1948; Н. С. Пантина, 1965; Д. Б. Эльконин, 1948, 1965, 1978].
Однако задачу всестороннего развития личности ребенка невозможно выполнить, опираясь лишь на игру как основу воспитания. В систему дошкольной педагогики входят также специальные занятия, определенные программой воспитания, с использованием игры как средства обучения, наиболее эффективно содействующего психическому развитию ребенка дошкольного возраста.
Использование различных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста показывает их значение в стимулировании актуального развития детей. Обучение, стимулируя процесс развития, создает зону ближайшего развития.
Под зоной ближайшего развития Л. С. Выготский [I960] понимал ту сферу деятельности, которую ребенок может осуществлять с помощью учителя или воспитателя. Он подчеркивал, что результат обучения зависит от того, насколько обучение сочетается с актуальным развитием ребенка, как учитываются предпосылки его развития. Сензитивные периоды для овладения разными формами деятельности характеризуются тем, что обучение наиболее эффективно там, где оно относится к созревающим предпосылкам.
Игру детей как дошкольного, так и школьного возраста Л. С. Выготский также считал деятельностью, которая создает для ребенка зону ближайшего развития: «Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра — источник развития, и она создает зону ближайшего развития» [1966, с. 74—75]. И далее: «По существу, через игровую деятельность и движется ребенок Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка» (там же, с. 75).
Характеризуя игру детей, Л. С. Выготский детально анализирует «мнимую ситуацию» и ее положительную роль в общем развитии ребенка, показывая значение эмансипации ребенка от ситуативной привязанности для интеллектуального развития. Л. С. Выготский считает мнимую ситуацию основным признаком игры. «Мне кажется, — говорит он, — что за критерий выделения игровой деятельности из общей группы других форм его деятельности следует принять то, что в игре ребенок создает мнимую ситуацию. Это становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте» [1966, с. 65].
Критикуя К. Бюллера и других авторов, которые при анализе игры чрезмерно подчеркивали ее эмоциональную сторону, Л. С. Выготский предостерегал также и против интеллектуализации игры. «Однако, — писал он, — мне кажется, что отказываться от подхода к проблеме игры с точки зрения того, как в ней осуществляются потребности ребенка, побуждения его к деятельности, аффективные его стремления, — это значило бы страшно интеллектуализировать игру». И далее: «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» [там же, с. 62].
Анализируя игру, Л. С. Выготский сосредоточивается на структуре игровой ситуации. Источников возникновения игры он не вскрывает.
Игровая деятельность слепых детей изучена мало. Известный русский исследователь слепоты А. И. Скребицкий [1903] отмечал отрицательное влияние на развитие слепого ребенка того факта, что он лишен игры. Он с горечью писал: «Не видя ни игр, ни играющих, слепой ребенок лишен той радости, которую доставляют они зрячему сверстнику» [1903, с. 144]. Поэтому А. И. Скребицкий считает, что взрослый зрячий должен восполнить этот существенный пробел. Слепого ребенка нужно учить играть. Он обращает внимание родителей на то, что и зрячий ребенок тоже требует показа и объяснения того, как играть с игрушкой, однако это происходит у него менее заметно, в процессе совместной деятельности со взрослыми. Для слепого ребенка возникает специальная задача предварительного обучения игре для того, чтобы она сама стала средством обучения и развития слепого ребенка. Необходимость специального обучения игровой деятельности отмечалась в работах Э. М. Стерниной [1972], в исследованиях Л. И. Солнцевой [1964, 1967, 1974].
В зарубежной тифлопедагогике при интерпретации игры слепых многие авторы придерживаются модифицированной теории психоанализа Фрейда и Адлера [V. Axline, 1947; J. Rotshild, 1960]. Основной порок этих теорий заключается в идеалистическом истолковании процесса развития как спонтанного, идущего изнутри человеческого «Я». В связи с этим вопрос об обучении игре этими авторами вообще не ставится. Они исследуют лишь спонтанную игровую деятельность. С их точки зрения, по этой деятельности можно судить о внутреннем мире ребенка, его трудностях и проблемах. Эти авторы считают, что в игре реализуются те желания, которые детям не удается воплотить на практике.
Ротшильд, однако, осуществлял на практике так называемую игровую терапию со слепыми детьми в течение 5 лет в Бюро обслуживания слепых детей (Бруклин, США). Он утверждает, что, хотя игра представляет собой наиболее спонтанное и естественное средство выражения трудностей и «проблем», при обращении со слепыми детьми сначала необходимо познакомить ребенка с игрой, прежде чем использовать ее в качестве средства терапии. Он говорит далее, что, возможно, слепой не привык выражать себя в игре и заниматься игрой; игра значительно реже происходящее действие и значительно менее важное явление в жизни слепого ребенка, чем в жизни ребенка с нормальным развитием.
Анализ этих высказываний Ротшильда относительно игры слепого показывает противоречивость его позиций. С одной стороны, он утверждает мысль о малой роли игры в жизни слепого, с другой — считает необходимым специальное обучение игре для эффективного воздействия на ребенка, тем самым придавая на деле большое значение игре слепого дошкольника как средству, позволяющее управлять его стремлениями.
Игра является якобы выражением чувства неполноценности ребенка. И это чувство, возникающее у ребенка в общении со взрослым, связывается с развитием и появлением самосознания ребенка, понимания им своей позиции в обществе. Таким образом, возникнет игровой интерес к школьному возрасту. Данные многих психологических исследований показывают, что игровая деятельность появляется у детей значительно раньше возникновения самосознания; к тому же нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста совершенно несвойственно чувство неполноценности [Д. Б. Эльконин, 1960, 1978]. Более того, выявлено, что слепым детям дошкольного возраста не свойственно чувство неполноценности. Теоретические исследования А. Кремера показывают, что чувство своего отличия от зрячих появляется у слепых детей в 5 лет (хотя и это еще нельзя считать проявлением чувства неполноценности), тогда как творческие игры еле своего отличия от зрячих появляется у слепых детей в 5 лет (хотя и это еще нельзя считать проявлением чувства неполноценности), тогда как творческие игры слепых имеют место уже в среднем дошкольном возрасте. С точки зрения адлеровской идеи сверхкомпенсации дефект обусловливает возникновение более рациональных форм игры. Однако спонтанная игра слепого ребенка возникает позднее, чем у зрячих, ее содержание беднее, а формы проявления более ограниченные.
Особенно тесна связь существует между игрой и самостоятельностью. Г. Шауэрте подчеркивает, что «способность к игре зависит не столько от различной степени свободы движения ориентировки, способности осязания и т. д., сколько о собственной структуры психического, которая в состоянии объединить даже очень противоречивые стремления [там же, S. 23].
Факторы, которые определяют возможность возникновения игры для каждого ребенка, очень индивидуальны: при одинаковом характере поведения или одинаковых психических свойствах, как при одинаковой степени поражения зрения, в одних случаях игра развертывается, в других — нет.
Г. Шауэрте констатирует, что коллективная игра слепому не удается без помощи взрослого. Слепые дети с большим удовольствием играют рядом с другими детьми, чем вместе с ними. «У несамостоятельных детей групповая игра имеет статичную форму и вербальные черты», — отмечает далее Шауэрте. Игровые действия протекают в очень узкоограниченном пространстве—собственные игровые действия (роли) лежат в словесном пространстве, даются в словесном плане [см.: там же, с. 31]. Особенностью игры слепых детей Г. Шауэрте считает активизацию двигательных тиков как выражение эмоциональной активности играющих детей.
Совершенно справедливо выделяет Г. Шауэрте специфические особенности игровой деятельности слепого: игру в одиночку, рядом с товарищем, готовность играть рядом с другими; вербальные черты в игре и активизация двигательных тиков и т. д. Однако все эти особенности нельзя рассматривать как постоянные проявления, наблюдаемые в ходе игр слепого ребенка. Они различны в различные периоды жизни детей дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте при сильном эмоциональном возбуждении в игре двигательные тики усиливаются, что связано с неразвитостью и нетренированностью процессов торможения. В старшем дошкольном возрасте они тормозятся, и игра становится действенным средством предупреждения и борьбы с навязчивыми движениями.
Словесный вербальный характер реализации игровой ситуации является выражением диспропорциональности в развитии слепого. Для слепых детей характерна замена игровых действий словесным их описанием именно в случаях, когда дети не могут осуществить игровое действие из-за трудностей манипуляции или передвижения Игра в одиночку и рядом с товарищами является этапом в развитии совместного игрового творчества. Для обоснования своей позиции о зависимости возникновения игровой деятельности от указанных выше способностей или «конституант», как их называет Г. Шауэрте он обращается к теории гештальтпсихологии, показывая, что не сами отдельные составные части вызывают к жизни игру, а целостная структура психического развития.
Советские психологи считают игру активной формой отражения ребенком окружающей жизни людей. Игра имеет общественную социальную направленность и меняется с изменением условий жизни людей [Д. Б. Эльконин, 1978]. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Она предполагает оперирование знаниями и служит средством их уточнения, обогащения, является путем упражнения и развития познавательной деятельности и нравственных качеств ребенка. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все эти указанные особенности свойственны и игре слепого ребенка.
При исследовании игровой деятельности слепого дошкольника была поставлена задача путем наблюдения определить время возникновения творческой игры. Был проведен также обучающий индивидуальный эксперимент, который предусматривал оказание различных видов помощи в организации и развитии творческой игры слепых детей. В зависимости от возраста, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей детей при организации творческой игры им требовалась различная помощь. Достижения детей были также очень различными при одинаковой дозе оказываемой помощи.
Для проведения игры были выбраны две темы: «На приеме у врача» и «В парикмахерской». Во время предварительной беседы с детьми выяснялись знания и представления по теме намечаемой игры, умение рассказать о своих впечатлениях, подметить характерное и типичное в действиях людей этих профессий.
В эксперименте использовались наборы игрушек, подготовленные промышленностью для зрячих детей; «Доктор Айболит» и «Маленький парикмахер». Детям среднего и старшего дошкольного возраста предоставлялось 8 предметов: фонендоскоп, термометр, шприц, пипетка, пинцет, ножницы, губка, повязка на руку изображением красного креста. Для детей младшего дошкольного возраста количество предметов сокращалось до четырех: фонендоскоп, ножницы, термометр, шприц. В комплекте «Маленький парикмахер» детям предъявлялись: ножницы, машинка для стрижки волос, расческа, стаканчик, чашечка, зеркало, бритва, помазок. Младшими дошкольниками использовались для развертывания игры ножницы, расческа, машинка и зеркало.
Уменьшение количества игрушек детям младшего дошкольного возраста было вызвано тем, что наличие большого количества игрушек мешало им начать игру. После обследования, называния игрушек, рассказа о них и показа способа действия с ними дети младшего дошкольного возраста, как правило, не начинали игру, если игрушек было слишком много. Они вновь ощупывали все игрушки, откладывали их в сторону. Потом снова и снова возвращались к ним, стучали ими по столу, двигали ими около лица, будучи не в состоянии остановиться на какой-то одной игрушке. Ограничение числа игрушек способствовало переходу детей от манипулятивных к предметным действиям. Дети начинали «стричь» ножницами (пока еще неловко и неуверенно), прикладывали фонендоскоп к своей руке и т. п. Уменьшение количества предметов для проведения игры позволило детям перейти к более адекватному их употреблению, способствовало зарождению предметных действий, созданию основы для игровых действий.
В западногерманской тифлопедагогической литературе [Г. Шауэрте, 1971] отмечается факт, свойственный якобы значительной части слепых и вытекающий из необходимости для слепых создавать свои представления посредством «осязания»; этот факт заключается в «копании» в вещах. Появление этого феномена связывается Г. Шауэрте с наличием у слепого «аналитической тенденции». В действительности «копание» в частностях, в конкретных предметах, неумение их обобщать и синтезировать в единую систему, отражающую как существенные, так и второстепенные признаки, является особенностью одного из этапов в становлении предметных действий слепого ребенка. Интерпретация этого факта как результата проявления личностных свойств слепого ребенка показывает лишь недоучет особенностей развития осязательного восприятия слепого ребенка, развития объема его внимания и т. д. Это явление может возникнуть и в более старших возрастах как показатель непосильное™ заданий, предлагаемых ребенку взрослыми. Непосильной задачей в данном случае является попытка организации игры с достаточно большим количеством предметов, не позволяющим ребенку представить ситуацию игры в целом. Уменьшение количества предметов приводит к возможности ее проведения на доступном для ребенка уровне. Наиболее подготовленные слепые дети младшего дошкольного возраста выходили из затруднений таким же образом самостоятельно: они ограничивали свои действия именно тремя-четырьмя предметами, оставляя другие в стороне.
Примером таких действий может служить игра Андрея П. (4 года 2 мес. Vis.— 0; врожденная атрофия зрительных нервов). После первоначального знакомства с игрушками Андрей еще раз их ощупывает самостоятельно и забирает все в обе руки. Убедившись, что с занятыми руками он не может играть, Андрей складывает игрушки в кучку, приговаривая вслух: «А это—ножницы, а это — расческа. Я причешу ей волосики! А этой можно стричь, как в парикмахерской». При этом он выбрал расческу, ножницы, зеркало и занимался только ими.
Такое самостоятельное ограничение предметов, необходимое для развертывания творческой игры, было свойственно примерно 10—15% младших дошкольников и указывало на необходимость уменьшить количество игрушек. Отмеченные факты позволяют утверждать, что эта особенность слепых выступает и дошкольном возрасте как стадия в их психическом развитии, свидетельствующая о недостатке синтеза воспринимаемых слепыми детьми предметов. По мере роста, обучения детой, когда они становятся в состоянии классифицировать предметы, распределить их по группам с учетом ситуации игры или предложенного задания, недостатки нечетки. Однако воспитателю, работающему со слепыми детьми следует учитывать количество предметов, предназначенных для знакомства с окружающим миром, при выборе оборудования для игр Игрушки, отобранные нами для проведения творческой игры, отличались друг от друга по возможности быть воспринятыми слепыми детьми. Для одной группы игрушек было характерно подавляющее большинство признаков реального предмета; отличались они от него лишь тем, что были меньшими по размерам. Дети могли действовать игрушками как настоящими предметами (ножницы, шприц, фонендоскоп). Вторую группу игру, щек (термометр, пипетка, повязка медсестры) характеризовало то, что слепой мог идентифицировать их с реальными предметами лишь по форме. Узнавание детьми этих двух групп игрушек оказалось очень различным: ножницы, фонендоскоп, пинцет узнавались слепыми детьми достаточно быстро и точно. Только дети называли их по своему. Так, например, фонендоскоп они называли трубкой, а пинцет — щипчиками и т. д. Однако эти игрушки представлялись детям как конкретные, знакомые им вещи, которые они идентифицируют с известными им (дети об этом прямо и говорят: «Этими щипчиками вату берут и нос чистят и уши тоже»).
Игрушки второй категории определялись детьми очень общо, например: термометр назывался палочкой, пипетка — маленькой ручкой.
Слепые дети младшего дошкольного возраста узнали только 20,5% предъявляемых им игрушек, среднего— 35,6%, а старшего — 55,6%. Неузнанными оказались те игрушки, в которых их основные признаки можно было установить только зрительно. Например, термометр не был узнан ни одним из воспитанников младшего дошкольного возраста и лишь двумя детьми среднего и старшего возраста.
Таким образом, многие из игрушек, создаваемые нашей промышленностью для зрячих детей, не могут быть использованы для ознакомления слепых детей с реальным миром окружающих их вещей; здесь должен быть произведен специальный отбор '. Однако для проведения творческой игры эти игрушки оказались не только пригодными, но и необходимыми. После ознакомления с игрушками представления детей о них изменялись. Эти вопросы были подробно освещены в работах 3. Зербе [S. Serbe, I966], а также автора данной книги [1966, 1967].
Только ими они манипулировали» использовались в игре. После ознакомления и «обыгрывания» все игрушки начинают применяться слепыми детьми в творческой игре.
Знание того, какими функциями обладает каждая игрушка, имеет огромное значение для развертывания сюжета игры. Дети выбирают те игрушки, которые позволяют им действовать. Главное для них — действие с предметами. На разных возрастных этапах это различные действия, но всегда они носят активный характер. Дети младшего дошкольного возраста берут игрушку в руку, манипулируют ею, совершают предметные действия; средние и старшие дошкольники также активно их обследуют, совершают предметные действия. Чаще других дети выбирают такие игрушки: ножницы, шприц, машинку для стрижки волос, т. е. те, которые позволяют им щелкать, стучать, передвигать части самой игрушки. При дальнейшем развитии творческой игры игрушки сами по себе, как объекты, на которые направлена активность ребенка и которые занимали ранее в предметных действиях и манипулировании с ними главное место, отходят на второй план; их выбор начинает зависеть от сюжета и ситуации игры. Поэтому игрушки берутся только такие, которые диктует разыгрываемая ситуация: «В кабинете врача» или «В парикмахерской» (в соответствии с представлением об оборудовании кабинетов, деятельности врача или парикмахера). Дети производят отбор игрушек с учетом тех знаний, которые у них есть. Имея очень ограниченные представления и знания о деятельности врача, дети, недоумевая, спрашивают, почему в наборе инструментов для медицинского кабинета имеются ножницы. «Это же в «парикмахерской» должно быть», — говорят они. Однако игрушки продолжают играть очень важную роль. Собственно, от их наличия и зависит все развертывание сюжета игры. Дети еще не понимают смысла основной деятельности врача — лечить то, что болит у пациента. Игра прекращается, как только наличные игрушки использованы ими: поставлен подмышку термометр, сделан укол, закапано в глазки, почищено в ушках, прослушана спинка и т. д.
Таким образом игрушки помогают слепым детям мысленно представить себе сюжет игры. Игрушки являются также средством закрепления и уточнения имеющихся у них представлений. В процессе использовании игрушек эти представления приобретают все более насыщенный характер. Следовательно, в период, когда у слепых детей только зарождается творческая игра, наличии игрушек обязательно; чем более игрушка похожа на настоящий предмет и чем более она дает возможность про изводить какие-то действия, тем лучше она используете; ребенком в игре, тем чаще дети ее выбирают для игры Однако обыгрывание игрушки, даже такой, которая не несет в себе качеств, воспринимаемых слепыми (как указанных наборах термометр), способствует тому, что дети начинают воссоздавать в игре воображаемую, или как ее называл Л. С. Выготский, «мнимую» ситуацию используя предметы — заменители игрушек. Роль игрушки начинают выполнять предметы, которые мало похожи на реальные. Так, термометр, который слепые дети не могли узнать и который являлся до его обыгрывания для них лишь палочкой, с успехом используется в игре. Возможность такой замены указывает на переход интереса детей от манипулятивных к творческим играм отображающим не только действия изображаемых детьми людей, но и их социальные отношения. Игрушка сама по себе становится менее значимой для слепого ребенка. Самое главное для него — содержание игры роль, которую он выполняет в игре. Знания слепых детей о профессиях врача и парикмахера расширяются. Дети начинают понимать значение этих профессий, их роль в жизни людей и т. д. Содержание игры обогащается моментами, носящими социальный характер. Поэтому слепой ребенок начинает теперь использовать в игре не только те игрушки, которые точно передают реальные качества предмета, нужные, например, в практике врача и парикмахера, но и те, которые как бы становятся их символом. Все чаще и чаще детям не хватает наличных предметов, и они начинают производить действия «понарошку», без предметов.
Так, например, Оля К. (6 лет 2 мес, Vis — О, микрофтальм). разыгрывая ситуацию, обращается к экспериментатору: «А где у нас мазь? Надо ранку замазать! Ага! Вот так, а теперь я завяжу бинтиком». Пи коробочки с мазью, ни бинта в оборудовании игры не было, и все эти действия производились «понарошку». Девочка лишь водила пальчиком по руке товарища и сопровождала свои действия обильными словесными объяснениями того, что нужно делать. Теперь, когда наиболее значимым для слепых детей
становится разыгрывание роли, тех игрушек, которые имеются в наборах, явно не хватает. Но они уже с успехом могут быть заменены такими предметами, которые способны исполнять их функции. Это значит, что уже не игрушки и предметы вызывают к жизни и определяют игру слепых детей, а яркие и интересные события жизни представления о деятельности изображаемого в игре лица, к которому они относятся с уважением.
Этот факт является показателем того, что в ходе обучения и воспитания у детей сформировались достаточно прочные представления об окружающем мире, некоторых предметах, людях, их отношениях.
Таким образом, для развертывания и организации творческой игры слепого дошкольника можно использовать игрушки, создаваемые для зрячих детей и употребляемые зрячими детьми. Для разыгрывания сюжета детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать в игре игрушки, копирующие реальные, натуральные предметы, тогда как для детей среднего и старшего — возможно обыгрывание и более схематично выполненных игрушек, имеющих лишь отдельные черты сходства с реальными предметами.
1. Развитие игры слепых детей младшего дошкольного возраста
Развитие игровой деятельности слепых детей находится в тесной и непосредственной связи со всем их психическим развитием, с формированием умения манипулировать с предметами и использовать их соответственно назначению.
Первые специфические действия с предметами у нормально видящего ребенка возникают в младенческом возрасте. Для их развития характерны: фиксированность действий за определенными предметами, перенос действий на другие предметы и, наконец, воспроизведение действий без специального обучения и показа, на основе самостоятельного восприятия ребенком действий взрослых.
В процессе усвоения в преддошкольном возрасте предметных действий у детей происходит отделение действия от предмета. Это позволяет ребенку включиться в творческую игру, требующую умения заменять предметы и действия с ними словом, в тех случаях, когда игрушек и предметов нет в наличии [Я. 3. Неверович, 1948, 1965] Именно с этим периодом связано также использование одних предметов для замены других, нужных в игре [Ф. И. Фрадкина, 1946]. Таким образом, творческая ролевая игра у нормально видящего ребенка возникает на основе овладения им предметными действиями. Дети становятся способными отграничить действия от самого предмета. Конечно, для возникновения игры одного этого факта недостаточно. Важной ее составной частью служит сюжет, который во многом зависит от уровня знаний окружающей социальной жизни ребенка. Именно включение предметного действия в сюжет игры делает его игровым.
Игровая деятельность слепых детей младшего дошкольного возраста весьма многогранна; ее возникновение и развитие зависят от многих условий. Среди них — овладение моторикой собственного тела, понимание функциональных действий с предметами и умение практически их выполнять. Так же как и зрячие дети, слепые для развертывания игровой деятельности должны получить достаточно широкие знания о жизни окружающих людей. Огромное значение в этом приобретают коммуникации слепых детей, осуществляемые, в основном, через слово. Вербальные связи являются важным каналом получения информации и обогащения сюжета творческих игр слепых.
Трудности слепых детей при овладении речью в младшем дошкольном возрасте вызваны тем, что слепые дети не обладают достаточным запасом конкретных представлений. Следствием этого является неточное понимание смысла обращенной к ним речи. Однако, как мы показали ранее, в этот период слепые продолжают активно накапливать запас слов, приобретают новые и совершенствуют имеющиеся практические знания грамматического строя языка и таким образом овладевают знаниями о жизни окружающих их людей. Теперь не только коммуникативная функция речи является средством компенсации слепоты, но и содержание речи, усваиваемое слепыми в активной предметной и игровой деятельности. С помощью речи ребенок получает новую информацию.
Речь становится, таким образом, важным средством компенсации слепоты.
Л.С. Выготский писал: «Основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, несовпадение, расхождение обоих планов (биологического и культурного) развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка» [I960, с. 57].
В основе этой дивергенции лежит закон о первичных и вторичных дефектах [Р. М. Боскис, 1965; Т. А. Власова, 1972; Л. С. Выготский, 1960, 1966; и др.]. Чем ближе к основному, первичному дефекту находится зависимая функция, тем больше она страдает, и, чем раньше проявляется первичный дефект, тем значительнее и сложнее поражение вторичных страдающих функций. В связи с этим у слепого от рождения дошкольника большие нарушения выявляются в двигательной сфере и меньше — в речевом развитии. Возникающая при этом диспропорция в развитии двигательной и речевой сфер у слепого оказывает существенное влияние на характер его игры.
Осуществляемая нормально видящим ребенком игровая деятельность базируется на игровом действии, формирующемся на основе манипуляций с предметами, и на предметных действиях. Постепенное обобщение и сокращение предметных действий — таков путь возникновения игровых действий в норме. Игровое действие — это обобщенное и сокращенное предметное действие [Д. Б. Эльконин, 1965, 1978]. За подобным игровым действием скрывается богатство различных образов действий, оно является абстракцией от многих действий, которые ребенок выполнял раньше и которыми он в совершенстве владеет. Эти схематичные игровые действия зрячие дети могут в любой момент конкретизировать, развернуть.
Формирование игровых действий у слепых детей происходит совершенно иначе. Слепые дети опираются на сравнительно бедный и ограниченный опыт практических действий, на плохо развитую моторику, а также на менее страдающую от слепоты речь. В тесном речевом контакте со взрослыми, являющимися источником и побудительной силой в усвоении знаний, слепые дети овладевают пусть и неточными, но достаточно широкими знаниями, которые позволяют им включаться в игровую деятельность. В таких условиях действия, возникающие в игре, протекают у слепого ребенка в виде манипулятивных действий с предметами и игрушками, в однообразных повторяющихся движениях и сопровождаются словесными описаниями воображаемых действий. Упрощенно можно было бы сказать, что процесс игровой деятельности слепого начинается с того, чем кончается фор. мирование игрового действия в норме, т. е. с максимального его сокращения и обобщения. Однако сходство здесь чисто внешнее. Психологическая сущность этих игровых действий совершенно различна. Если в основе игрового действия зрячего ребенка лежит хорошо знакомое ему конкретное предметное действие, готовое в любую минуту развернуться в полное, то у слепого глобальное игровое действие не несет в себе информации о конкретном действии. Процесс формирования подлинно игрового действия у слепых детей осуществляется при использовании ими речи, при наличии благоприятной для игры мотивационной установки па принятие помощи, оказываемой воспитателем, для того чтобы бедное по содержанию игровое действие обогатилось конкретными действиями, соответствующими выполняемой ребенком роли.
Очень важным моментом для начала игры слепых детей младшего дошкольного возраста должно стать наличие соответствующих представлений. Однако, как показало наше исследование, двигательные представления могут у слепых отсутствовать или быть очень неточными, глобальными действиями (в этих случаях слепой действует примитивно, осуществляя лишь внешний приблизительный абрис движения). Обязательным же и необходимым условием проведения игры является наличие хотя бы словесных представлений и знаний о сюжете игры, о предмете, изображаемом в игре.
Такая резкая диспропорция между знаниями слепого ребенка и практическими умениями не мешает возникновению у него творческой игры, в процессе которой появляются предпосылки для активного развития восприятия и представлений тех модальностей, которые ранее развивались менее успешно.
Таким образом, необходимым условием возникновения и развития творческих игр является накопление детьми определенных знаний и представлений об окружающем мире. Однако этот процесс двусторонний, поскольку сама игровая ситуация является важной предпосылкой и условием усвоения знаний.
Тот факт, что у слепых обеднены представления предметном мире, отрицательно сказывается на возможностях организации творческих игр. Им оказывается доступны лишь весьма простые по содержанию
игры.
В младшем дошкольном возрасте слепые дети должны овладеть знаниями о своем теле, о предметах домашнего обихода, о вещах, которыми они пользуются в жизни, научиться ориентироваться в помещении, где они живут, используя осязание и слух, обоняние и вкус. Этот минимальный запас знаний и представлений служит основой для развития у слепых детей активности и самостоятельности. Однако слепые дети младшего дошкольного возраста еще не в состоянии самостоятельно организовать и свою жизнь, и игры. Детей приходится побуждать к подвижности, к познавательной активности, к исследованию игрушек. Основным движущим началом является воспитатель, который организует всю жизнь и деятельность группы детей. Индивидуальное обращение воспитателя4 к ребенку является основой работы с детьми.
Первые шаги в обучении слепого творческой игре направлены на ознакомление с игрушками и обучение ими пользоваться или играть. В этом возрасте дети предпочитают звучащие игрушки, они больше, чем другие, привлекают и задерживают внимание. Дети стараются взять в руки звучащую игрушку, пытаются трясти ее, поднося к лицу, к уху, к губам. Даже играя с незвучащей игрушкой, они бьют ею по столу, трясут ее, сильно размахивая рукой, пытаясь вызвать звук, т. е. делают много неадекватных движений (например, двигают и стучат матрешкой по столу). Незвуковые, а самое главное, незнакомые или трудные для узнавания игрушки вызывают у слепых детей неадекватные действия.
Неадекватность действия с игрушкой слепого ребенка этого возраста не является следствием органического поражения ЦНС, снижения его интеллекта. Незнакомые предметы пока еще не вызывают у слепых детей подлинного интереса; у них еще не сформирована познавательная потребность, ориентировка на новые предметы в новом пространстве. Лишь у отдельных детей наблюдаются ощупывающие движения. Они выделяют характерные для данной конкретной игрушки опознавательные признаки лишь в практическом действии. Отсутствие ориентировочной деятельности на новые игрушки и новые предметы обусловлено возникающей у детей боязнью неизвестного пространства и новых вещей, плохим знанием окружающей обстановки. Преодоление чувства страха ведет к появлению интереса к внешнему миру, создает благоприятные условия для обучения действиям с игрушкой.
Ознакомление детей с игрушками, воспитание к ним интереса и обучение использованию их в сюжетных играх приводят к тому, что