Тема 3. Социальное воспитание в воспитательных организациях
Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Личностный подход в социальном воспитании. Организация социального опыта. Организация быта.
Организация жизнедеятельности: общение, познание, деятельность, игра, спорт как сферы жизнедеятельности; стиль руководства; соотношение управления и самоуправления с самоорганизацией. Организация группового, межгруппового и массового взаимодействия в жизнедеятельности воспитательной организации; содержание и способы обучения взаимодействию.
Образование: систематическое обучение, просвещение и стимулирование самообразования в процессе жизнедеятельности воспитательной организации.
Индивидуальная помощь: решение возрастных задач, преодоление опасностей возраста; возрастной и индивидуальный подходы в жизнедеятельности воспитательной организации.
Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности социального воспитания.
Интерактивная форма:групповые творческие задания.
Модуль 4. Методика воспитательной работы в школьном классе
Тема 1.Теоретические основы воспитательной деятельности в школьном классе
Диалогово-деятельностная концепция воспитания. Концепция воспитательной деятельности педагога. Амбивалентный подход в воспитании. Структура воспитательного процесса в классе. Принципы воспитания. Цели, ценности, содержание воспитания в школьном классе. Средства воспитания в школьном классе.
Тема 2. Воспитательный потенциал школьного класса
Социализирующие функции школьного класса. Функции школьного класса, связанные с социальной адаптацией школьников. Функции школьного класса, способствующие индивидуализации школьников.
Типологии школьных классов. Особенности работы классного руководителя в классах разного типа.
Интерактивная форма:групповые творческие задания.
Тема 3.Особенности организации воспитательной работы с детьми подросткового и старшего школьного возраста
Особенности организации воспитания в младших подростковых, средних и старших подростковых классах, в классах старшего школьного возраста: возрастные потребности, значимая деятельность, групповое общение, ожидания от учителя, социальная адаптация, индивидуализация.
Интерактивная форма:групповые творческие задания.
Тема 4. Диагностическая деятельность педагога-воспитателя
Диагностика в воспитательной работе: сущность, специфика, проблемы.
Диагностика развития детского коллектива: программа изучения детского коллектива, методы диагностики уровня развития коллектива школьников.
Изучение личности учащегося: программа, методы.
Диагностика воспитанности школьников: проблемы диагностики воспитанности школьников, методы диагностики воспитанности.
Интерактивная форма:моделирование деятельности классного руководителя, анализ конкретных профессиональных ситуаций.
Тема 5.Планирование воспитательной работы в классе
Планирование воспитательной работы в школьном классе. Наиболее распространенные ошибки при планировании. Требования к плану воспитательной работы. Методика планирования воспитательной работы. Виды и структура планов воспитательной работы.
Технология коллективного целеполагания и планирования.
Интерактивная форма: мозговой штурм; деловая игра «Аукцион интересных и полезных дел».
Тема 6. Технологии воспитания в школьном классе
Технологии организации общения. Организация игрового тренинга общения. Технология коллективных дискуссий.
Технологии поддержки ценностного самоопределения школьников. Тренинг ценностного самоопределения. Приемы создания ситуаций ценностного самоопределения. Технологии решения ценностных дилемм.
Технологии социального проектирования.
Игровые технологии в воспитании. Малые формы работы с детьми.
Интерактивная форма:моделирование деятельности классного руководителя; тренинг ценностного самоопределения.
Модуль 5. Теория обучения
Раздел 1. Теоретические основы обучения