Методика 2. Изучение школьной мотивации.
Цель: изучить отношение детей к школе, учебному процессу.
Материал: бланк с вопросами и вариантами ответов.
Метод: анкетирование.
Анкета в напечатанном виде раздается всем испытуемым и экспериментатор просит отметить все подходящие ответы.
Обработка результатов:
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
— нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.
Для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:
№ вопроса | оценка за 1 ответ | за 2 ответ | за 3 ответ |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Выделяют 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2.20-24балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3.l5—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4.10—14 баллов — низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. /Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья).
В о п р о с ы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
— не очень
— нравится
— не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгой учитель?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
— мало
— много
— нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
— не очень
— не нравятся
Приложение
(рефлексия практики)
Рефлексия практики.
В конце дневника студенты анализируют результаты практики, составляют самоотчет (рефлексию) по примерной схеме:
1. Место прохождения практики.
2. Содержание организационного периода практики.
3. Первые впечатления от знакомства с детьми группы.
4. Особенности работы на первой неделе: выполнение заданий, изучение документации, установление контактов.
5. Самостоятельная работа с детьми, какие методы работы использовали, что получалось, какие трудности возникали, с чем это связано?
6. Особенности выполнения заданий по психологии.
7. Принимали ли участие в жизни ОУ, в чем это выражается?
8. Какие трудности возникали в процессе практики? Каковы причины затруднений:
8.1.1. недостаток знаний;
8.1.2. недостаток практических умений;
8.1.3. недостаточная помощь руководителей практики, педагогов;
8.1.4. другое.
9. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.
10. Ваши предложения по совершенствованию практики.