Методика 2. Изучение школьной мотивации.

Цель: изучить отношение детей к школе, учебному процессу.

Материал: бланк с вопросами и вариантами ответов.

Метод: анкетирование.

Анкета в напечатанном виде раздается всем испытуемым и экс­периментатор просит отметить все подходящие ответы.

Обработка результатов:

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

— нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:

№ вопроса оценка за 1 ответ за 2 ответ за 3 ответ
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.              

Выделяют 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъ­являемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно пере­живают, если получают неудовлетворительные оценки или заме­чания педагога.

2.20-24балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависи­мость от жестких требований и норм. Подобный уровень моти­вации является средней нормой.

3.l5—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учите­лем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4.10—14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочи­тают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторон­ними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пре­бывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и прави­лам. /Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья).

В о п р о с ы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

— не очень

— нравится

— не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома

— бывает по-разному

— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома

— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится

— бывает по-разному

— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

— не хотел бы

— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю

— не хотел бы

— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

— редко

— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгой учитель?

— точно не знаю

— хотел бы

— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало

— много

— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся

— не очень

— не нравятся

Приложение

(рефлексия практики)

Рефлексия практики.

В конце дневника студенты анализируют результаты практики, составляют самоотчет (рефлексию) по примерной схеме:

1. Место прохождения практики.

2. Содержание организационного периода практики.

3. Первые впечатления от знакомства с детьми группы.

4. Особенности работы на первой неделе: выполнение заданий, изучение документации, установление контактов.

5. Самостоятельная работа с детьми, какие методы работы использовали, что получалось, какие трудности возникали, с чем это связано?

6. Особенности выполнения заданий по психологии.

7. Принимали ли участие в жизни ОУ, в чем это выражается?

8. Какие трудности возникали в процессе практики? Каковы причины затруднений:

8.1.1. недостаток знаний;

8.1.2. недостаток практических умений;

8.1.3. недостаточная помощь руководителей практики, педагогов;

8.1.4. другое.

9. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.

10. Ваши предложения по совершенствованию практики.

Наши рекомендации