Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста
(2-3 лет)
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания. Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.
При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются:
ü хаотичные действия;
ü метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания);
ü метод зрительной ориентировки.
Адекватность действий. Учитывается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.
Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.
Допустимы следующие виды помощи:
ü выполнение действия по подражанию;
ü выполнение задания по подражанию с использованием указательныхжестов;
ü выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.
Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:
ü количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;
ü речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;
ü обучаемость (переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях, отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
Отношение к результату своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерны заинтересованность в собственной деятельности и в конечном результате деятельности. Безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.
Количественная оценка.
Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей.При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Количественная оценка в баллах:
ü ребенок не сотрудничает с взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели. (1)
ü ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания. (2)
ü ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания. (3)
ü ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. (4)
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).
Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей
2 – 3 –летнего возраста.
Таблица №1
№ п/п | Наименование задания | Возраст детей | |
2-2.5 года | 2.5-3 года | ||
Поймай шарик | + | + | |
Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки | + | + | |
Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную | + | + | |
Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец | + | + | |
Найди парные картинки: две четыре | + | + | |
Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый) с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий) | + | + | |
Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей | + | + | |
Построй из палочек: молоточек из двух палочек домик из трех палочек | + | + | |
Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка | + | + | |
Нарисуй: дорожку домик | + | + |
Для проведения обследования необходимо иметь: два детских столика; два стульчика. Желобок с шариком. три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шара одного цвета. две матрешки (трехсоставные), две пирамидки: из трех колец одного цвета; четырех колец одного цвета. Две пары предметных картинок. Восемь цветных кубиков: два красных, два синих, два желтых, два зеленых. Разрезные картинки: первая пара — одна из предметных картинок разрезана на две части; вторая пара — одна из картинок разрезана на три части. Пять плоских палочек одного цвета. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка. Карандаш, бумага.
При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее легких к более сложным.
Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки)
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.
Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.
Задание 1: ПОЙМАЙ ШАРИК.
Задание направлено: на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым; на выявление понимания ребенком словесной инструкции; на умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования:
психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) с взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведетсебя неадекватно (бросает шарик, берет шарик в рот и т. д.);
2. ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить, ловить шарик, но это не всегда удается;
3. ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат;
4. ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым; успешно ловит и катит шарик.
Задание 2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ.
Задание направлено:на выявление практического ориентирования на величину; наличия соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования:перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения - ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2. ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3. ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); ребенок заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4. ребенок сразу понимает задание, выполняет его, применяет соотносящие действия, заинтересован в конечном результате.
Задание 3: РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.
Задание направлено: на выявление уровня развития практического ориентирования; на величину предметов; наличия соотносящих действий; понимания указательного жеста; умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка
спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок не научился складывать матрешку, после обучения самостоятельно не действует, ведет себя неадекватно (берет матрешку в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).
2. ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.
3. ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); и понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4. ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно, отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.
Задание 4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ.
Задание направлено: на выявление уровня развития практического ориентирования; на величину; на наличие соотносящих действий; на определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук; целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.
Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.
Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек; обучаемость; отношение к деятельности; результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок действует неадекватно, даже после обучения: пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в pуке и т. д.
2. ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему неучитывает, не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3. ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
4. ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.
Задание 5. НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ.
Задание направлено: на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок; понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).
Проведение обследования:перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взятькартинку у взрослого т. д.)
2. ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3. ребенок сразу понимает условия задания, допускает одну ошибку; после обучении действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4. ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
Задание 6. ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ.
Задание направлено:на выявление умений ребенка выделять цвет, как признак; на выявление умений различать и называть цвета.
Оборудование: цветные кубики: два красных; два синих; два желтых; два зеленых.
Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».
Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета; узнавание цвета по слову; знание названия цвета; речевое сопровождение; результат; отношение к своей деятельности.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок не различает цвета даже после обучения
2. ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3. ребенок сличает и выделяет цвет по ву; проявляет интерес к результату.
4. ребенок сличает цвета; выделяет их по иону; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.