Схема анализа занятия учителя-дефектолога в доо для детей
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Анализ посещенных занятий проводится на основе «фотографии» занятия— подробной записи хода занятия.
Анализ занятия
Возраст детей
Вид
Тема
Цель
Задачи
Оборудование
№ | Вид деятельности | Краткая инструкция | Организация (расположение) и содержание деятельности детей | Методы и приемы | Пособия |
Методы и приемы обучения:
· разнообразие приемов, их взаимосвязь и обоснованность;
· приемы привлечения внимания, обеспечения эмоциональности и интереса;
· приемы активизации познавательной деятельности (использование средств наглядности, наводящие и подсказывающие вопросы, применение метода сравнения на занятии);
· сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
· особенности использования методических приемов и качество наглядных пособий.
· выявление ошибок и трудностей у детей и оказание педагогической помощи, ее эффективность;
· адекватность предъявленных требований с учетом индивидуальных и типологических возможностей и особенностей личности каждого ребенка,
· включение элементов рациональной психотерапии;
· настойчивость в достижении целей,
· умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.
Примерный самоанализ прохождения практики
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Студента(ки)Ф.И.О.___________________________________________ группы_________факультета_________________________
о педагогической практике, проходившей в период с __ по ____ 201_ г.
1. Довольны ли вы выполнением программы практики и индивидуального плана педагогической практики? Ваши предложения по прохождению педагогической практики. Что не удалось выполнить из намеченного? Почему?
2. Какие формы организации коррекционной работы вы увидели в образовательном учреждении? Какие новые формы проведения воспитательной работы в образовательном учреждении вы отметили? Как вы считаете, применение каких форм организации коррекционно-образовательного процесса наиболее удачно?
3. Сравните календарный план учителя-дефектолога и воспитателей. Прослеживается ли взаимосвязь специалистов? В чём она выражается? Как вы представляете взаимосвязь между педагогами группы?
4. Как продвинулись в знаниях дети за время прохождения вами практики? Что нового они узнали? Чему научили их вы? Какие трудности возникли в обучении детей в ходе прохождения педагогической практики?
5. Выскажите свое мнение о вашей теоретической и практической подготовке к прохождению практики. Каких знаний вам не достаточно? Почему?
6. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
КОНСПЕКТЫ ЗАЧЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: _____________________________________________________________
Цель:_____________________________________________________________
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная: ____________________________________
2. Коррекционно-развивающая: ______________________________________
3. Коррекционно-воспитательная: ____________________________________
Оборудование: _____________________________________________________
План занятия: _____________________________________________________
Ход занятия
Этап | Содержание | |
Деятельность педагога | Предположительные ответы детей | |
Общие требования к написанию конспекта:
1. Конспект занятия должен быть связан с изучением новой для детей темы.
2. Во вступлении необходимо кратко пояснить специфику обучаемых, возраст, указать программу и материально-техническое обеспечение образовательного процесса на занятии.
Конспект учителя-дефектолога предполагает отражение способности учителя-дефектолога формулировать и планировать задачи, ориентированные на ожидаемые результаты развития и коррекции сенсорной, двигательной, интеллектуальной сфер учащегося; умение отбирать и структурировать содержание занятия в соответствии с задачами, уровнем психофизического развития ребёнка; использовать способы достижения поставленных задач.
3. Основные составляющие конспекта коррекционно-развивающего занятия:
· тема занятия;
· тип занятия: групповое, микрогрупповое, индивидуальное
· перечень источников информации и оборудования, используемых педагогом при подготовке к занятию;
· задачи педагогической деятельности на занятии (коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные)
· описание содержания учебного занятия и способов организации достижения дошкольниками планируемых результатов;
Основные части | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная | Педагог должен заинтересовать ребенка (к нам в гости пришел зайка, мы получили письмо и т.д.) | |
Основная физминутка | Логически связанные задания для ребенка на развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики и т.д. | |
заключительная | Подведение итогов, что делали, что понравилось ребенку |
Критерии и показатели оценки
№ | Критерии | Показатели |
1. | Компетентность педагога в области постановки цели и задач учебного занятия | Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения в виде полноценной речевой деятельности ребенка |
Соответствие цели занятия возможностям, способностям, потребностям, возрасту воспитанников | ||
Реальность выполнения поставленной цели в течение занятия | ||
Представление задач занятия как системы действий педагога по достижению цели занятия | ||
2. | Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся | Педагог запланировал задание, способствующее актуализации ребёнком личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы |
Педагог планирует постановку воспитанниками цели учения | ||
Педагог использует методические приёмы вовлечения воспитанников в деятельность при изучении нового материала | ||
Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех | ||
Педагог поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания учеником степени достижения цели учения | ||
3. | Компетентность педагога в предмете преподавания (уровень владения учебным материалом по предмету) | Педагог демонстрирует знание основ преподаваемого предмета |
Педагог хорошо ориентируется в различных источниках информации (учебниках, учебных и методических пособиях, дидактических и медиа-пособиях, ЦОРах и др.) | ||
Содержание занятия дифференцировано, индивидуализировано в соответствии с психофизическими особенностями детей. | ||
Педагог показывает связь содержания занятия с учебным материалом, изучаемым по другим предметным областям | ||
4. | Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности) | Педагог использует современные образовательные технологии коррекционного обучения |
Педагог включает здоровьесберегающие технологии. | ||
Представленные в конспекте методы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, а также содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени урока. | ||
5. | Компетентность в области организации учебной деятельности | Педагог ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов учебного занятия: вводном, основном, обобщающем и заключительном. |
Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, направленной на решение поставленных целей и задач | ||
Педагог использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать | ||
Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки воспитанников |
8.10. Задания для самостоятельной работы обучающихся в период прохождения практики
Уважаемые обучающиеся, в период прохождения практики:
1. Опишите свои наблюдения за игровой деятельностью детей, которых Вы обследовали, в процессе прохождения практики
схема изучения игровой деятельности
1. Особенности общей и мелкой моторики (мешают игре или нет).
2. Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними; характер этого интереса: развитой (когда ребенок перескакивает с одной игрушки на другую), избирательный.
3. Устойчивость интереса.
4. Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в соответствии с его назначением). Есть ли неадекватные действия, перечислить.
5. Характер игровых действий:
• манипуляции (не являются специфически игровыми, это действия, в ходе которых узнаются свойства предметов): специфические — направлены на выявление свойства предмета (двигает машину взад и вперед, рассматривает колеса), неспецифические — постукивание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);
• процессуальные (действия не направлены на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);
• сюжетные (действия, связанные между собой логикой сюжета).
6. Пользуется ли ребенок каким-то изобразительным действием с воображаемыми предметами.
7. Использует ли в игре предметы-заместители, понимает ли их роль.
8. Как ребенок сопровождает свою игру речью, составляет ли она с игровыми действиями единое целое, какими видами речи пользуется: фиксирующей, регулирующей, планирующей.
9. Продолжительность игры.
10. Особенности эмоционально-волевой сферы: активен или пассивен ребенок, возбудим или вял, играет с удовольствием или только подчиняясь предложению.
11. С кем вступает в контакт в процессе игры: со взрослыми, с детьми.
2. Составьте характеристику на ребенка на основании проведенной ниже беседы и наблюдения за ребенком
Схема беседы с ребенком