Схема анализа занятия учителя-дефектолога в доо для детей

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Анализ посещенных занятий проводится на основе «фотографии» занятия— подробной записи хода занятия.

Анализ занятия

Возраст детей

Вид

Тема

Цель

Задачи

Оборудование

№   Вид деятельности Краткая инструкция Организация (расположение) и содержание деятельности детей Методы и приемы Пособия
           

Методы и приемы обучения:

· разнообразие приемов, их взаимосвязь и обоснованность;

· приемы привлечения внимания, обеспечения эмоционально­сти и интереса;

· приемы активизации познавательной деятельности (использование средств наглядности, наводящие и подсказывающие вопросы, применение метода сравнения на занятии);

· сочетание индивидуальной и фронтальной работы.

· особенности использования методических приемов и качество наглядных пособий.

· выявление ошибок и трудностей у детей и оказание педагогической помощи, ее эффективность;

· адекватность предъявленных требований с учетом индивидуальных и типологических возможностей и особенностей личности каждого ребенка,

· включение элементов рациональной психотерапии;

· настойчивость в достижении целей,

· умение дозировать новый материал, связать его с преды­дущим.

Примерный самоанализ прохождения практики

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Студента(ки)Ф.И.О.___________________________________________ группы_________факультета_________________________

о педагогической практике, проходившей в период с __ по ____ 201_ г.

1. Довольны ли вы выполнением программы практики и индивидуального плана педагогической практики? Ваши предложения по прохождению педагогической практики. Что не удалось выполнить из намеченного? Почему?

2. Какие формы организации коррекционной работы вы увидели в образовательном учреждении? Какие новые формы проведения воспитательной работы в образовательном учреждении вы отметили? Как вы считаете, применение каких форм организации коррекционно-образовательного процесса наиболее удачно?

3. Сравните календарный план учителя-дефектолога и воспитателей. Прослеживается ли взаимосвязь специалистов? В чём она выражается? Как вы представляете взаимосвязь между педагогами группы?

4. Как продвинулись в знаниях дети за время прохождения вами практики? Что нового они узнали? Чему научили их вы? Какие трудности возникли в обучении детей в ходе прохождения педагогической практики?

5. Выскажите свое мнение о вашей теоретической и практической подготовке к прохождению практики. Каких знаний вам не достаточно? Почему?

6. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

КОНСПЕКТЫ ЗАЧЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: _____________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная: ____________________________________

2. Коррекционно-развивающая: ______________________________________

3. Коррекционно-воспитательная: ____________________________________

Оборудование: _____________________________________________________

План занятия: _____________________________________________________

Ход занятия

Этап Содержание
Деятельность педагога Предположительные ответы детей
     
     
     

Общие требования к написанию конспекта:

1. Конспект занятия должен быть связан с изучением новой для детей темы.

2. Во вступлении необходимо кратко пояснить специфику обучаемых, возраст, указать программу и материально-техническое обеспечение образовательного процесса на занятии.

Конспект учителя-дефектолога предполагает отражение способности учителя-дефектолога формулировать и планировать задачи, ориентированные на ожидаемые результаты развития и коррекции сенсорной, двигательной, интеллектуальной сфер учащегося; умение отбирать и структурировать содержание занятия в соответствии с задачами, уровнем психофизического развития ребёнка; использовать способы достижения поставленных задач.

3. Основные составляющие конспекта коррекционно-развивающего занятия:

· тема занятия;

· тип занятия: групповое, микрогрупповое, индивидуальное

· перечень источников информации и оборудования, используемых педагогом при подготовке к занятию;

· задачи педагогической деятельности на занятии (коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные)

· описание содержания учебного занятия и способов организации достижения дошкольниками планируемых результатов;

Основные части Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная Педагог должен заинтересовать ребенка (к нам в гости пришел зайка, мы получили письмо и т.д.)  
Основная физминутка Логически связанные задания для ребенка на развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики и т.д.  
заключительная Подведение итогов, что делали, что понравилось ребенку  

Критерии и показатели оценки

Критерии Показатели
1. Компетентность педагога в области постановки цели и задач учебного занятия Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения в виде полноценной речевой деятельности ребенка
Соответствие цели занятия возможностям, способностям, потребностям, возрасту воспитанников
Реальность выполнения поставленной цели в течение занятия
Представление задач занятия как системы действий педагога по достижению цели занятия
2. Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся Педагог запланировал задание, способствующее актуализации ребёнком личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы
Педагог планирует постановку воспитанниками цели учения
Педагог использует методические приёмы вовлечения воспитанников в деятельность при изучении нового материала
Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех
Педагог поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания учеником степени достижения цели учения
3. Компетентность педагога в предмете преподавания (уровень владения учебным материалом по предмету) Педагог демонстрирует знание основ преподаваемого предмета
Педагог хорошо ориентируется в различных источниках информации (учебниках, учебных и методических пособиях, дидактических и медиа-пособиях, ЦОРах и др.)
Содержание занятия дифференцировано, индивидуализировано в соответствии с психофизическими особенностями детей.
Педагог показывает связь содержания занятия с учебным материалом, изучаемым по другим предметным областям
4. Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности) Педагог использует современные образовательные технологии коррекционного обучения
Педагог включает здоровьесберегающие технологии.
Представленные в конспекте методы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, а также содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени урока.
5. Компетентность в области организации учебной деятельности Педагог ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов учебного занятия: вводном, основном, обобщающем и заключительном.
Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, направленной на решение поставленных целей и задач
Педагог использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать
Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки воспитанников

8.10. Задания для самостоятельной работы обучающихся в период прохождения практики

Уважаемые обучающиеся, в период прохождения практики:

1. Опишите свои наблюдения за игровой деятельностью детей, которых Вы обследовали, в процессе прохождения практики

схема изучения игровой деятель­ности

1. Особенности общей и мелкой моторики (мешают игре или нет).

2. Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними; харак­тер этого интереса: развитой (когда ребенок перескакивает с одной игрушки на другую), избирательный.

3. Устойчивость интереса.

4. Адекватно ли употребление игрушек (использование пред­мета в соответствии с его назначением). Есть ли неадекват­ные действия, перечислить.

5. Характер игровых действий:

• манипуляции (не являются специфически игровыми, это действия, в ходе которых узнаются свойства предметов): специфические — направлены на выявление свой­ства предмета (двигает машину взад и вперед, рассмат­ривает колеса), неспецифические — постукивание, по­кусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает ку­бики и бросает);

• процессуальные (действия не направлены на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого про­цесса действия);

• сюжетные (действия, связанные между собой логикой сюжета).

6. Пользуется ли ребенок каким-то изобразительным действи­ем с воображаемыми предметами.

7. Использует ли в игре предметы-заместители, понимает ли их роль.

8. Как ребенок сопровождает свою игру речью, составляет ли она с игровыми действиями единое целое, какими видами речи пользуется: фиксирующей, регулирующей, планирую­щей.

9. Продолжительность игры.

10. Особенности эмоционально-волевой сферы: активен или пассивен ребенок, возбудим или вял, играет с удовольстви­ем или только подчиняясь предложению.

11. С кем вступает в контакт в процессе игры: со взрослыми, с детьми.

2. Составьте характеристику на ребенка на основании проведенной ниже беседы и наблюдения за ребенком

Схема беседы с ребенком

Наши рекомендации