Традиционные и нетрадиционные формы урока (Г. К. Селевко)
Элементы | Традиционный урок | Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа | Субъект – объектные взаимодействия в системе «учитель – ученик» | Субъект – субъектные позиции в системе «учитель – ученик» |
Цели | Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами | Развитие личности учащегося |
Содержание учебного материала | Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер | Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности |
Организация учебного процесса | Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование | |
Методы и формы учебной деятельности учащихся | Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение | Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование. |
Методы и формы работы учителя | Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников | Игровая (моделирующая), оценочно-дискуссионная, рефлексивная деятельность: «метод прямого доступа», проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося. |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала | Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках | Совместная работа учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности |
Диагностика учебного процесса | Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся | Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя Рефлексивная деятельность учителя и учащихся |
И. П. Подласый выделяет 36 типов нестандартных уроков: уроки-«погружения», уроки-конкурсы, уроки — деловые игры, бинарные уроки, уроки — пресс-конференции, уроки-обобщения, уроки-соревнования, уроки-фантазии, уроки типа КВН, уроки-игры, театрализованные уроки, уроки-«суды», уроки-консультации, уроки поиска истины, компьютерные уроки, уроки — лекции «Парадоксы», уроки с групповыми формами, уроки-концерты,уроки с групповыми формами работы, уроки-диалоги, уроки взаимообучения учащихся, уроки «Следствие ведут знатоки», уроки — ролевые игры, уроки творчества, уроки-конференции, уроки-аукционы, уроки-семинары, уроки, которые ведут учащиеся, интегральные уроки, уроки-зачеты, уроки — «круговая тренировка», уроки-сомнения, межпредметные уроки, уроки — творческие отчеты, уроки-экскурсии, уроки-формулы, уроки-игры «Поле чудес».
Нетрудно заметить, что перечисленные формы работы в традиционной методике использовались как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Следует уточнить, что данную классификацию представляется возможным расширить учителю, нацеленному на поиск нестандартных организационных форм проведения урока.
Интересным, на наш взгляд, представляется опыт к. филол. н., С. В. Столбуновой в отношении построения нетрадиционных уроков по русскому языку. Она классифицирует дидактические игры по русскому языку, основываясь на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики, при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. Кроме того, автор предлагает способы организации учебной деятельности школьников в рамках концентрированного и интегрированного обучения, что расширяет творческие возможности учителя в отношении моделирования уроков с целью реализации междисциплинарных связей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Почему методику обучения русскому языку относят к синтетическим наукам?
2. Что изучает методика преподавания русского (родного) языка?
3. Соотнесите объем понятий «методика обучения русскому языку» и «прикладное языкознание».
4. Какие области в языке выделяет Л. В. Щерба?
5. Назовите цели методики обучения русскому языку.
6. На какие вопросы дает ответы традиционная методика, в том числе методика обучения русскому языку?
7. Перечислите функции методики обучения русскому языку.
8. Назовите разделы методики обучения русскому языку.
9. В чем заключается принципиальное обоснование современной методики обучения русскому языку?
10. Назовите центральное понятие развивающего обучения в отношении изучения родного языка.
11. Что подразумевает коммуникативный подход в обучении русскому языку?
12. В чем заключается концепция изучения русского (родного)языка на деятельностной системно-коммуникативной основе? Кто ее сформулировал?
13. В чем заключается личностно ориентированный подход в обучении русскому языку?
14. Перечислите содержательные линии обучения русскому языку.
15. Каковы методы исследования методики обучения русскому языку?
16. С какими науками, разделами языкознания связана методика обучения русскому языку?
17. Соотнесите объем понятий «методика» и «технология».
18. Назовите наиболее эффективные авторские методики / технологии в современной методике обучения русскому языку.
19. В чем заключаются современные тенденции методики начального образования?
20. Перечислите основные понятия методической системы начального обучения родному языку.
21. Каковы принципы обучения русскому языку в соответствии с классификацией Л. П. Федоренко?
22. Соотнесите объем понятий «метод преподавания», «метод учения», «метод обучения».
23. Назовите типы методов обучения в соответствии с классификацией М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. Приведите соответствующие примеры в отношении обучения русскому языку.
24. Соотнесите объем понятий «метод» и «прием» в современной дидактике. Приведите соответствующие примеры в отношении методики обучения русскому языку.
25. На какие группы разделяет методы обучения языку Л. П. Федоренко? Приведите соответствующие примеры.
26. Назовите словесные методы в соответствии с классификацией А. В. Хуторского.
27. Перечислите наглядные методы в соответствии с классификацией А. В. Хуторского.
28. Перечислите практические методы в соответствии с классификацией А. В. Хуторского.
29. Раскройте особенности когнитивных методов обучения по А. В. Хуторскому.
30. Раскройте особенности креативных методов обучения по А. В. Хуторскому.
31. Раскройте особенности методов организации учения по А. В. Хуторскому.
32. На какие виды можно разграничить средства обучения русскому языку?
33. Каково основное средство обучения русскому языку?
34. Назовите 4 системы учебников в современной методике обучения русскому языку.
35. Каковы главные критерии при выборе учебно-методических комплектов по русскому языку и литературному чтению?
36. Назовите организационные формы обучения русскому языку и литературному чтению.
37. В чем основное отличие традиционного урока от нетрадиционного?
38. Перечислите типы нестандартных уроков русского языка и литературного чтения.
39. Определите преимущества и недостатки традиционных и нестандартных уроков обучения русскому языку и литературному чтению.
40. Соотнесите объем понятий «активные», «интерактивные», «пассивные» методы обучения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Составьте глоссарий к данной теме.
2. Выполните 10 тестовых заданий на соответствие понятий по данному лекционному материалу.
3. Выполните презентацию одной из авторских методик по схеме: 1) сведения об авторе; 2) концептуальные дидактические положения; 3) целевые ориентации; 4) особенности методики / технологии; 5) список использованных источников.
4. Ознакомьтесь с классификациями методов обучения, предложенными А. В. Хуторским.
4.1. Подберите по одному варианту использования на уроках когнитивных методов в начальном обучении русскому языку и литературному чтению.
4.2. Предложите свои варианты использования креативных методов обучения на уроках русского языка и литературного чтения.
4.3. Учитывая возрастные особенности младших школьников, предложите свои варианты использования методов организации учения на уроках русского языка и литературного чтения.
5. Ознакомьтесь с материалами к. филол. н. Столбуновой С. В. «Как построить нетрадиционный урок русского языка» и выберите для личной «методической копилки» те формы работы, которые, на Ваш взгляд, целесообразно использовать при обучении русскому языку и литературному чтению в начальной школе. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501707
6. Проанализируйте учебники русского языка и литературного чтения (класс — по выбору) по одной из действующих образовательных программ в современной методике: а) особенности методической системы и ее соответствие целям модернизации школы (в учебнике, главе, параграфе); б) логика подбора учебных тем; в) cоответствие предметного и методического аппарата учебных материалов возрастным особенностям; г) наглядность (адекватные иллюстрации, шрифт, кегль, цветовая гамма, качество печатных материалов и др.).
7. Ознакомьтесь с типами нестандартных уроков, предложенных И. П. Подласым. Выполните свою классификацию нетрадиционных уроков русского языка, литературного чтения, уроков обучения грамоте.
8. Выполните подборку публикаций по предложенному лекционному материалу из современной прессы, посвященной начальному образованию школьников («Начальная школа», «Начальное образование», «Учительская газета», «Я иду на урок начальной школы», «Начальная школа плюс До и После» и др.), за последние 5 лет.
9. Составьте список интернет-ресурсов для начинающего учителя младших классов.
10. Составьте список книг по педагогике, психологии, языкознанию, которые помогут будущему учителю в освоении курса методики обучения русскому языку и литературному чтению.