Виды занятий воспитателя и коррекционного педагога
Воспитатель (проводит групповые и подгрупповые занятия) | Коррекционный педагог (проводит подгрупповые и индивидуальные занятия) |
Уроки здоровья. | Социальное развитие. |
Лепка. | Познавательное развитие. |
Рисование. | Ознакомление с окружающим миром. |
Аппликация. | Обучение игре. |
Конструирование. | Математика. |
Ручной труд. | Развитие речи. |
Физическое воспитание. | Развитие мелкой моторики. |
Трудовое воспитание. | Подготовка к обучению грамоте. |
Обучение игре. | |
Социальное развитие. | |
Ознакомление с окружающим миром. |
Все перечисленные виды занятий связаны с направлениями деятельности детей: общением и коммуникативным взаимодействием, физическим, музыкальным и социальным воспитанием, развитием тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации, предметной, продуктивной и игровой деятельностью, сенсорным и познавательным развитием, подготовкой к школьному обучению.
Разработанные модели направлены на решение задач дифференцированной подготовки детей с ЗПР к обучению в школе. Главным требованием при организации работы является соблюдение принципа единства диагностики и коррекционной помощи. При организации коррекционно-педагогической работы педагогу необходимо учитывать общую психическую незрелость детей с ЗПР и состояние их здоровья.
Направления | Содержание коррекционно-педагогической работы |
Забота об охране и укреплении здоровья детей. | Реализация данного направления обеспечиваетсясоблюдениемщадящего режима жизни детей, небольшой наполняемостью коррекционных групп воспитанниками, доброжелательным стилем общения педагога с дошкольниками, увеличением продолжительности прогулок, дневного сна, организацией занятий по физической культуре, ритмике, уменьшением продолжительности разных видов занятий, осуществлением контроля за здоровьем детей со стороны медицинского персонала, проведением необходимого лечения, организацией работы среди родителей по актуальным психолого-педагогическим вопросам, сбором сведений о семье (об отношениях между членами семьи, соблюдении режима дня дома, организации выходных и праздничных дней, поведении ребенка в домашних условиях и т.п.). |
Отбор содержания детской деятельности. | Ондолжен быть ориентирован на перспективу в соответствии с требованиями программы обучения и воспитания. Педагог использует различные наблюдения, формы ручной деятельности, предметные действия для развития восприятия, активизирует мыслительные операции, формирует знания и умения оперирования сенсорными эталонами. При этом учитываются особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания. |
Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств работы с детьми. | Организация занятий предполагает особое внимание к детям, которые труднее других усваивают учебный материал (например, ребенок решает только посильные задачи за пределами коллективного занятия). Индивидуальная работа проводится до тех пор, пока ребенок не будет усваивать материал наравне со всеми при использовании коллективных средств и методов. |
Создание положительного эмоционального отношения к занятиям у детей. | Направление подразумевает соблюдение следующих требований: - создание доброжелательной атмосферы общения воспитателя с детьми; - обеспечение ребенку близкой и понятной мотивации деятельности; - использование игровых приемов на занятиях, соревнования. Ребенок должен радоваться оттого, что преодолел трудности. Задания от занятия к занятию постепенно усложняются. Педагог поддерживает проявление детской пытливости, инициативности, учит удивляться, видеть необычное, находить объяснения явлениям, спрашивать взрослых. Работа по умственному развитию дифференцируется. С детьми проводятся наблюдения в природе, за трудовой деятельностью взрослых и сверстников, беседы, экскурсии. |
Развитие руки ребенка. | Направление реализуется в процессе занятий с детьми продуктивными видами детской деятельности, математикой, использовании специальных упражнений. |
Коррекция речевого опосредования выполняемых детьми действий и операций. | Из-за отставания в развитии всех видов и функций речи дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Поэтому необходимо, чтобы дети любые сведения, производимые операции и действия выражали бы словами. |
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах. Направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя:
· определение индивидуальной характеристики психического развития ребенка, его интересов, обучаемости, проблем;
· выявление ведущих видов деятельности, особенностей функционирования мышления, определение уровня развития различных действий;
· составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни.
Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное образование, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: диагностический; установочный; коррекционный; блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок Его цель - диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель - снятие тревожности, повышение уверенности ребенка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель - гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Его цель - измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.