Тема 3.18 Молодежное и детское движение как фактор социализации. Основные направления работы социального педагога по координации деятельности детских и молодежных формирований.

Сущность понятия «детское и молодежное объединение». Основные типы и виды объединений в детско-подростковой и молодежной среде. Официальные, формальные и неформальные объединения, их особенности, различия. Важнейшие функции объединений: социализирующая, коммуникативная, досуговая и др. Возможности детских и молодежных объединений в самоопределении, самореализации личности, в самодеятельности и самоуправляемости детей и молодежи. Специфика воспитательного потенциала детских и молодежных объединений. Социализирующие механизмы детского объединения.

Понятие «субкультура». Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Характеристика современных проявлений детской и молодежной субкультуры. Детские и молодежные объединения в Республике Беларусь.

Социально-педагогические аспекты деятельности детских и молодежных объединений в социуме, их взаимодействие с государственными и общественными институтами

Тема 3.19 Профессионально-этические нормы и принципы деятельности социального педагога. Пути и формы непрерывного совершенствования профессионального мастерства социального педагога.

Профессионально-личностные качества социального педагога. Гуманистический смысл профессии. Диалектика человеческого и профессионального в социально-педагогической деятельности. Личные нравственные качества социального педагога. Профессиональный портрет социального педагога, его статус. Важнейшая миссия социального педагога, функции социального педагога.

Квалификационная характеристика социального педагога. Структура личности в контексте квалификационной характеристики социального педагога. Профессиональные знания, умения и навыки социального педагога. Профессионально-личностные качества специалиста в области социально-педагогической деятельности.

Этические принципы социально-педагогической работы Международная Декларация по этике социальной работы. Этика работы социального педагога по отношению к клиентам, коллегам, организации и ее руководителю, обществу, государству, профессии. Облик и поведение социального педагога.

Формирование профессиональной культуры социального педагога в процессе вузовской подготовки.

Возможные специализации социального педагога, специфика их профессиональных задач. Подвижность профессиональных функций социального педагога. Формы и методы подготовки социальных педагогов, пути повышения их квалификации.

Педагогическое мастерство социального педагога. Каналы самообразования и пути повышения квалификации социального педагога. Проблемы профессиональной деформации.

Взаимодействие социальных педагогов со специалистами смежных направлений.

Тема 3.20 Опыт и практика социальной работы за рубежом (на примере Щвеции).

Организация социально-педагогической помощи и поддержки различных категорий детей, подростков и молодежи в структуре государственной социальной политики Швеции. Типичные проблемы социализации и социальной адаптации детей, подростков и молодежи в шведском обществе. Сравнительный анализ практического опыта социального воспитания в образовательно-воспитательной системе Швеции. Методические возможности использования шведского опыта социально-педагогической работы в Республике Беларусь.

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Тема 4.1 Общие основы педагогической науки

Воспитание как социальное явление, его значение. Педагогика - наука о воспитании. Место современной педагогики в системе человекознания. Определение объекта и предмета педагогики.

Основные категории педагогической науки: воспитание, обучение, образование.

Закономерности педагогической науки. Закономерности и законы как объективные, устойчивые и повторяющиеся связи.

Единство процессов обучения и воспитания как главная закономерность педагогики.

Система педагогических наук. Философия как базовая основа педаго­гической науки. Философия воспитания как область знания, использующая в воспитательной практике идеи различных философских систем.

Основные компоненты системы педагогической науки.

Педагогика и другие науки. К.Д. Ушинский о связи педагогики с другими науками.

Методы педагогических исследований.

Наши рекомендации