Тема 3.14 Категории детей с особенностями развития. Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития.
Дети с особенностями психофизического развития. Психологические и социальные проблемы семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Социальный патронаж как форма реабилитации семьи. Особенности работы с семьей в ситуации тяжелого хронического соматического заболевания ребенка. Социальная работа с детьми с особенностями психофизического развития. Социально-педагогическая работа по формирования психолого-педагогической культуры родителей ребенка-инвалида Традиционные методы работы с семьями с детьми-инвалидами. Инновационные методы работы с семьями с детьми-инвалидами: игротерапия, эрготерапия, арттерапия, изотерапия, ипотерапия.
Государственная семейная политика в отношении детей-инвалидов и их семей. Социальная поддержка и защита детей-инвалидов и их семей. Специфика обучения и воспитания детей с ОПФР. Проблемы педагогической деятельности их развития, обучения, воспитания. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в интернатных учреждениях для детей с особенностями умственного и физического развития. Социально-педагогическая помощь и поддержка воспитанников интернатных учреждений для детей с ОПФР. Формы и методы оказания социально-педагогической помощи и поддержки, семьям, воспитывающим особенного ребенка.
Роль ЦКРОиР и общественных объединений в оказании помощи детям-инвалидам и их семьям.
Альтернативные формы помощи детям с особенностями умственного и физического развития.
Тема 3.15 Цель, задачи, основные направления и содержание деятельности социально-педагогических учреждений.
Положение о социально-педагогическом учреждении. Виды и основные направления деятельности СПУ. Цели, задачи и основные направления деятельности социально - педагогических центров и детских социальных приютов. Структура социально-педагогического центра, организация деятельности структурных подразделений. Контингент детей и взрослых, получающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку в социально-педагогических центрах. Взаимодействие социально-педагогического центра с государственными и общественными организациями. Условия приема, содержания и выпуска несовершеннолетних. Этапы и содержание работы по реабилитации детей в приюте. Функционирование детского социального приюта как важный фактор социальной реабилитации семьи. Формы и методы работы социального педагога СПЦ с неблагополучной семьей: работа с контактной сетью семьи, проведение встречи сети контактов, семейного совета и др. Патронат над семьей после возвращения ребенка.
Тема 3.16 Взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в деятельности социального педагога.
Понятие о заинтересованных социальных институтах и организациях в работе с детьми, подростками и молодежью. Социально-педагогические функции заинтересованных организаций. Понятие о межведомственном взаимодействии в социально-педагогической работе, его цели и задачах. Формы, методы и содержание социально-педагогического взаимодействия с учреждениями и организациями в работе социального педагога.
Тема 3.17 Понятие метода в социальной педагогике. Методы индивидуальной и групповой работы, их сущностная характеристика. Диагностические методы в системе деятельности социального педагога, их характеристика.
Понятие о методе и методике социально-педагогической деятельности.
Характеристика методов социально-педагогической деятельности и специфика их использования в работе социального педагога. Педагогическое наблюдение как метод научного познания. Сбор независимых характеристик и изучение документации как средства педагогической диагностики. Методика моделирования педагогических ситуаций и ситуативных серий. Методы индивидуальной и групповой социально-педагогической работы.
Методы социально-педагогической диагностики и их характеристика. Изучение семейных отношений и психоэмоционального климата в семье. Диагностика социальной среды. Диагностика детского коллектива и коллективных межличностных отношений.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей. Методики диагностики социальной зрелости и профессиональной направленности старших подростков и юношей. Диагностика отклонений в поведении детей и подростков. Диагностическое изучение ребенка, поступающего в интернатное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика замещающей семьи.