Гнпертимный, дистимный, неустойчивый, конформный).
Методические При работе над данной темой необходимо овла-
рекомендации деть понятийным аппаратом (для этого нужно
К выполнению выполнить задания I группы). Найдите в до-
ЗДЭНИЙ ступных вам источниках основные понятия
Темы, ознакомьтесь с их формулировкой, выпи-
Шите те, которые вам не совсем понятны и над которыми следует по-
работать. Внимательно рассмотрите и разберите содержание прилага-
емой таблицы (табл. 8).
План
1. Определение понятий ≪характер≫ и ≪акцентуация характера≫
В психологии.
Классификация акцентуаций характера.
Психологические травмы, вызывающие отклонения в развитии
Личности и поведении подростков.
Характерные особенности каждого тина акцентуации.
Причины трансформации акцентуаций характера.
Задания
1. 1. Подумайте, как соотносятся понятия ≪характер≫ и ≪акценту-
ация характера≫. Проведите сравнительный анализ (выделите
Общее и различное в этих понятиях).
Изучите материал, содержащийся в лекциях. Из доступных вам
источников выпишите определения основных понятий курса.
Установите их иерархию и взаимосвязь.
Основы специальной педагогики и психологии
Сравните классификации по К. Леонгарду и А. Е. Личко. Выска-
жите свое мнение (доводы ≪за≫ и ≪против≫) по каждой из класси-
Фикаций.
С помощью доступных вам источников ознакомьтесь более по-
Дробно с каждым типом акцентуации характера.
II. 1. Подготовьте сообщения на тему ≪Тип акцентуированной лич-
ности по К. Леонгарду≫.
2. Подготовьте сообщение на тему ≪Типы акцентуации характера
по А. Е. Личко≫.
3. Подготовьте сообщение на тему ≪Психологические портреты лю-
дей с различными типами акцентуаций характера≫.
4. Найдите тестовый материал для определения акцентуаций харак-
тера. Выберите наиболее подходящий вариант.
III. Рассмотрите приведенную ниже таблицу ≪Психологическое со-
провождение акцентуированных подростков≫(см.табл. 8).
Литература
Иванов Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагности-
Ческий опросник для подростков. —М., СПб., 1994.
Леонгард Т. С. Акцентуированные личности. —Киев, 1981.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. —Л., 1983.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1982.
Немое Р. С. Психология: В 2 т. - М., 1995 - Т. 1.
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образова-
ния: Учебное пособие для студентов вузов и практических работ-
Ников. - М., 2000.
Таблица 8
Психологическое сопровождение акцентуированных подростков
№
П/п
Тип
Акцентуации
Гипертимная
(приподнятое
Настроение,
Повышенная
Активность)
Основные
Признаки
Стремление
К лидерству,
Смена
Увлечений,
Переоценка
Возможно-
Стей,
Повышенная
Активность,
Подвижность,
Чрезмерная
Самостоя-
Тельность,
Склонность
К риску.
Экстра-
Вертирован-
Ность
Положи-
Тельные
Качества
Предприим-
Чивость.
Быстрота
Усвоения
Учебного
Материала.
Легкость
Общения.
Активность,
Энергичность,
Выносливость.
Умение
Вызывать
Доверие.
Находчивость
В нестан-
Дартной
Ситуации.
Готовность
Быть ответ-
Ственным
Формы
Дезадап-
Тации
Авантюризм.
Неустойчи-
Вость.
Склонность
К алкоголю.
Отвлека-
Емость.
Склонность
К риску.
Недисципли-
Нирован-
Ность.
Прогулы,
Конфликты со
Взрослыми
Провоци-
Рующие
Факторы
Безделье.
Ограничения
Выбора.
Одиночество.
Регламенти-
Рование
Деятельности.
Эмоцио-
Нальная
Ответствен-
Ность.
Жесткий
Контроль
Рекомен-
Дации
Разнообразие
Деятельности
И контактов.
Деятельность
В коллективе.
Демократи-
Ческий стиль
Общения
Психологи-
Ческие
Упражнения
Для акценту-
Ированных
Подростков
Полный
Порядок,
Конец — делу венец.
запланиро-
ванное^
Продолжение^
Таблица 8 (продолжение)
№
II/II
Тип
Акцентуации
Циклоидная
(эйфория — дисфория)
Неустойчивая
(безволие)
Основные
Признаки
Эйфория — гипертимы,
Дисфория — неустой-
Чивые.
Скрытый тип
Непоседли-
Вость,
Непостоянство,
Зависимость
От других,
Внушаемость,
Пассивность
В деятель-
Ности, стрем-
Ление к празд-
Ности и по-
Верхностным
Увлечениям
Положи-
Тельные
Качества
Умение не
Переутом-
Ляться.
Получать
Сильные
Впечатления,
Доверчивость,
Открытость,
Услужливость
Формы
Дезадап-
Тации
По фазам
Побеги из
Дома, делинк-
Венты ое
Поведение,
Аддитивное
Поведение
Провоциру-
Ющие
Факторы
Перегрузки,
Притеснения,
Неожидан-
Ность
Бесконтроль-
Ность,
Нецелена-
Правленное
Воспитание
Рекомен-
Дации
Гибкая
Тактика
В зависи-
Мости от
Фазы
Твердое,
Властное
Руководство,
Строгий
Режим,
Порядок,
Группа
С установ-
Ками
Психологи-
Ческие
Упражнения
Для акценту-
Ированных
Подростков
Полный
Порядок,
Конец —делу
Венец
(эйфория).
Победитель;
Шут; похвала
(дисфория)
Флегматик,
Репортер,
Тимуровец,
Золушка,
Делу — время,
Постоянное
Хобби
Лабильная
(подвиж-
Ность,
Крайняя
Изменчивость
Настроения)
Конформная
(соглаша-
Тельство,
Подчинение
Мнению
Группы)
Немотивиро-
Ванная смена
Настроения,
Чувствитель-
Ность к чужо-
Му мнению,
Ранимость,
Раздражи-
Тельность,
Болезненность,
Зависимость
Состояния от
Настроения,
Вспыльчи-
Вость,
Слабый само-
Контроль,
Конфликт-
Ность
Отсутствие
Личностного
Отношения
К миру, жизнь
По правилу
≪как все≫,
Чрезмерная
Приспособля-
Емость
Общитель-
Ность,
Добродушие,
Чуткость,
Привязан-
Ность,
Увлечения — музыка,
Общение
В компаниях
Преданность
Группе,
Консерва-
Тизм,
Стремление
К устойчи-
Вости,
Уживчивость
Аффективное
Поведение.
Неврозы,
Депрессия.
Демонстра-
Тивные
Побеги.
Суици-
Дальное
Поведение.
Гомосексу- • ализм
Участие
В групповых
Правонаруше-
Ниях и прес-
Туплениях
Отвержение
Близких,
Потери,
Утраты
Отрицатель-
ный пример,
Группа, смена
Коллектива
Позиция
Друга-
Учителя.
Одобрение
И эмоцио-
Нальная
Поддержка.
Эмпатия
Позиция
Опекающего,
Развитие
Критического
Мышления.
Развитие реф-
Лексивного
Поведения
Аналитик,
Единственная
Роль,
Раздражение
Отменяется
Лидер,
Собственное
Мнение,
Оппонент,
Разногласия
Продолжение
Таблица 8 (продолжение)
№
П/п
Тип
Акцентуации
Истероидная
(жажда
Внимания,
Потребность
Удивлять,
Восхищать,
Вызывать
Сочувствие)
Основные
Признаки
Ценой
Личностных
Жертв, некри-
Тичность
Поведения,
Несамостоя-
Тельность,
Безволие
Завышенная
Самооценка,
Похвальба
Несуществу-
Ющими
Достижения-
Ми, неспособ-
Ность
Переносить
Удары по эго-
Центризму,
Ненасытная
Жажда
Положи-
Тельные
Качества
Упорство,
Инициатив-
Ность,
Коммуник-
Бельность,
Активность,
Организа-
Торские
Способности.
Энергичность
(спринтер)
Формы
Дезадап-
Тации
Демонстра-
Тивное
Поведение,
Эгоцентризм,
Аффективное
Поведение
Провоциру-
Ющие
Факторы
Публичное
Лишение
Ореола,
Развенчание,
Изоляция,
Серость
Рекомен-
Дации
Позиция
Родителя или
Зрителя.
Игнориро-
Вание
Демонстра-
Тивного
Поведения.
Предоставле-
ние ≪сцены≫
Психологи-
Ческие
Упражнения
Для акценту-
Ированных
Подростков
Шизоидная
(замкну-
Тость и отго-
Роженность)
Астеноневро-
Тическая
(повышенная
Утомля-
Емость,
Ипохондрия)
Поклонения,
Стремление
быть ≪на
сцене≫
Чудаковатые
Поступки,
Трудности
Контактов,
Эмоцио-
Нальная
Холодность,
Общение со
Взрослыми,
Фантази-
Рование и
Резонерство,
Малая
Активность
(физическая
И интеллек-
Туальная)
Раздражи-
Тельность,
Вялость,
Пугливость,
Неуверен-
Ность,
Тревожность,
Холодный
Ум,
Способность
К нестандарт-
Ному
Мышлению,
Увлеченность,
Способность
Работать
В одиночку,
Аналити-
Ческие
Способности
Способность
Рассчитывать
На свои силы,
Аккурат-
Ность,
дисциплини-
Рованность,
Побеги.
Асоциальное
Поведение
Борца за
Справедли-
Вость.
Аддитивное
Поведение.
Сексуальные
Суициды.
Фантазии
Аффективное
Поведение.
Школьная
Тревожность.
Дидакто-
Гении
Насиль-
Ственное
Помещение
В группу.
Эмоциональ-
Ные кон-
Такты.
Лидерство
• Инвалиди-
Зация,
Гипер-
И гипоопека.
Конфликты
Анонимное
Обсуждение.
Телесно-
Модульные
Занятия.
Позиция
Учителя,
Разубежда-
Ющего,
Опроверга-
Ющего
Неполно-
Ценность
Посильные
требования,
Режим.
Сбалансиро-
Ванное
Отношение
Оратор,
Массовик-
Затейник,
Сопережи-
Вания
Победитель,
Шут, яканье,
Мои
Достоинства,
Помощь
Другим,
Жизнь
Продолжение
Таблица 8 (продолжение)
№
П/п
Тип
Акцентуации
Эпилепто-
Идная
(склонность
К тоскливо-
Злобному
Настроению)
Основные
Признаки
Склонность
К неврозам,
Жалобы,
Постоянное
Недовольство
≪все плохо
и все плохие≫
Вязкость,
Инертность,
Бережное
Соблюдение
Своих правил,
Грубость,
Стремление
Сорвать злость
На окружа-
Ющих.
Льстивость
К руководи-
Телям,
Деспотизм,
Мститель-
Ность среди
Сверстников
Положи-
Тельные
Качества
Скромность,
Поклади-
Стость
Упорство
В достижении
Цели,
Пунктуаль-
Ность,
Обязатель-
Ность,
Выносливость,
Внимание
К мелочам
Формы
Дезадан-тации
Сексуальные
Отклонения.
Склонность
К азартным
Играм.
Воровство,
Алкоголи-
Зация,
Аффективное
Поведение
Провоцирую
Щие факторы
Отсутствие
__________эмоциональ-
Ного тепла,
Жестокость,
Ущемление
Эгоистических
Интересов
Рекомен-
Дации
Опора на
Бережливость,
Аккуратность,
Способность
К ручному
Мастерству,
Склонность
К коммерции,
Тактичность
Психологи-
Ческие
Упражнения
Для акценту-
Ированных
Подростков
Прекрасна,
Я хороший, ты
Хороший
Добрая
Улыбка, я рад
Тебя видеть,
Приятный
Разговор, день
Без замечаний.
День
Прощений.
Исполнитель
Желаний,
Ведомый,
Созерцатель,
Мудрец
Сенситивная
(чрезмерная
Чувствитель-
Ность)
Психасте-
Ническая
(тревожная
Мнительность)
Мнитель-
Ность,
Пугливость,
Замкнутость,
Склонность
К самобиче-
Ванию,
Повышенная
Впечатлитель-
Ность.
Комплекс
Неполноцен-
Ности, чрез-
Мерные при-
Вязанности
К родителям
И друзьям
Робость,
Страхи,
Нереши-
Тельность,
Педантизм,
Повышенная
Чувствитель-
Ность
К порядку,
Опасения за
Будущее свое
И своих
Близких,
Навязчивые
Идеи,
Суеверность
Острое
Нравственное
Зрение,
Способность
Чувствовать
Внутреннюю
Суть,
Ориентация на
Истинные
Чувства
Интересы,
Способность
Брать на себя
Ответствен-
Ность
За других,
Эмоциональ-
Ная привязан-
Ность
К матери,
Ответствен-
Ность за дело
Социальная
Отгорожен-
Ность.
Побеги
В результате
Психических
Травм, суицид,
Попытки
Реакции
Компенсации и
Гипер-
Компенсации
с
Невроти-
Ческие
Заболевания
В будущем.
Легкая
Переноси-
Мость невзгод
В настоящем
Эмоци-
Ональная
Ответствен-
Ность,
Домашняя
Гиперпро-
Текция,
Повышенная
Моральная
Ответствен-
Ность
Повышенная
Ответствен-
Ность,
Ситуация
Выбора,
Домини-
Рующая
Гиперпро-
Текция,
Повышенная
Моральная
Ответствен-
Ность
Длительные
Разубеждения,
Демонстрации
Нужности для
Других, опора
На интуицию.
Эстетические
Увлечения
Рациональное
Разубеждение.
Поощрение
Реальной
Деятельности.
Занятия
Спортом без
Соревнований
Полный покой
Души,
Приятное
Событие,
Идеальный
День,
Идеальное
Окружение,
Киногерой,
Встречный
пример
Риск — благородное
Дело,
Решитель-
Ность,
Внутренние
Голоса
Список литературы
1. ≪Инструктивное письмо Министерства образования России≫ № 48 — 1997 г. —≪О специфике деятельности специальных (коррекцион-
ных) образовательных учреждений 1-8 видов≫.
2. VIII Всероссийская научно-практическая конференция ≪Образова-
ние в России: медико-психологический аспект≫ // Материалы кон-
Ференции —Калуга, 2003.