Навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.
Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдер-
Живается воздействием социальных норм и ценностей, которые пред-
Назначены для стимулирования созидательной деятельности и блоки-
Рованнием деструктивных намерений и усилий. В тех случаях, когда
Функции блокирования, сдерживания, торможения не срабатывают
И человеческие действия выходят за пределы норм цивилизованного
Общежития, возникает феномен анорматпвного поведения, под кото-
Рым обычно понимают социальные действия индивидов, не вписыва-
Ющиеся в рамки нормативно-ценностных стереотипов цивилизован-
Ного общежития.
Девиантное поведение проявляется как отклонения от общеприня-
Тых культурных образцов, либо не причиняющие слишком большого
вреда окружающим, как, например, в случаях нарушений норм этике-
Та и прочих элементарных поведенческих стандартов, либо направлен-
Ные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против са-
Мих субъектов девиаций. Носителями этих отклонений могут быть как
Представители молодежи, находящиеся на различных стадиях неза-
Вершенной социализации, либо паразитарные социальные элемен-
Ты —бродяги, бомжи, профессиональные нищие и т. п.
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 275
Наиболее тяжелыми формами девиаций являются алкоголизм, нар-
Комания, проституция, суицид с присущей им аутодеструктивной на-
Правленностью. Их особенность состоит в том, что жертвами содер-
Жащегося в них разрушительного потенциала оказываются не только
Сами виновники, но и те, кто оказывается в непосредственной близо-
Сти от них. Социальная опасность девиаций заключается в их способ-
Ности создавать предпосылки для возникновения более серьезных
И вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случа-
Ев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат
Нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответ-
Ствующих отраслей законодательства.
Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави-
Ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой
Ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неус-
Тойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Ча-
Сто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений,
Не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искус-
Ственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные
Тенденции общественного развития.
Контрольные вопросы
Дайте определение девиантному поведению.
Назовите основные причины девиантного поведения.
Какие проявления девиантного поведения вы знаете?
Дайте определение аддиктивному поведению.
Какова специфика употребления алкоголя и наркотиков в под-
Ростковом возрасте?
Какова динамика злоупотребления психотропными веществами
В подростковом возрасте?
Перечислите причины, по которым подросток хочет изменить
Свое психическое состояние искусственным путем.
Какие принципы воспитания в работе с ребятами-девиантами вы
Знаете?
Перечислите основные методы работы со школьниками с деви-
Антным поведением.
Литература
Кондратенко В. Г. Девиантное поведение у подростков. —Минск,
1988.
10'
Основы специальной педагогики и психологии
Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато-
Психологии: Учебное пособие. —Ростов н/Д, 2000.
Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией
А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М., 2002.
Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста-
Дия алкоголизма. —М.,1988.
Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным
Поведением.
6. VIII Всероссийская научно-практическая конференция ≪Обра-
зование в России: медико-психологический аспект≫ // Материа-
Лы конференции. —Калуга, 2003.
Материалы для семинарского занятия
Основные ПОНЯТИЯ Девиантное поведение; девиации; аддиктивное
Поведение.
Методические На семинарском занятии предлагается обсу-
указания ДЛЯ дить со студентами основные приемы воспита-
ПОДГОТОВКИ ния девиантных подростков, а также привить
К семинарскому необходимые навыки практического их приме-
Занятию нения.
Приемы воспитания девиантных подрост-
Ков —это педагогически оформленные действия, посредством которых