Навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдер-

Живается воздействием социальных норм и ценностей, которые пред-

Назначены для стимулирования созидательной деятельности и блоки-

Рованнием деструктивных намерений и усилий. В тех случаях, когда

Функции блокирования, сдерживания, торможения не срабатывают

И человеческие действия выходят за пределы норм цивилизованного

Общежития, возникает феномен анорматпвного поведения, под кото-

Рым обычно понимают социальные действия индивидов, не вписыва-

Ющиеся в рамки нормативно-ценностных стереотипов цивилизован-

Ного общежития.

Девиантное поведение проявляется как отклонения от общеприня-

Тых культурных образцов, либо не причиняющие слишком большого

вреда окружающим, как, например, в случаях нарушений норм этике-

Та и прочих элементарных поведенческих стандартов, либо направлен-

Ные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против са-

Мих субъектов девиаций. Носителями этих отклонений могут быть как

Представители молодежи, находящиеся на различных стадиях неза-

Вершенной социализации, либо паразитарные социальные элемен-

Ты —бродяги, бомжи, профессиональные нищие и т. п.

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 275

Наиболее тяжелыми формами девиаций являются алкоголизм, нар-

Комания, проституция, суицид с присущей им аутодеструктивной на-

Правленностью. Их особенность состоит в том, что жертвами содер-

Жащегося в них разрушительного потенциала оказываются не только

Сами виновники, но и те, кто оказывается в непосредственной близо-

Сти от них. Социальная опасность девиаций заключается в их способ-

Ности создавать предпосылки для возникновения более серьезных

И вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случа-

Ев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат

Нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответ-

Ствующих отраслей законодательства.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави-

Ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой

Ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неус-

Тойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Ча-

Сто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений,

Не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искус-

Ственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные

Тенденции общественного развития.

Контрольные вопросы

Дайте определение девиантному поведению.

Назовите основные причины девиантного поведения.

Какие проявления девиантного поведения вы знаете?

Дайте определение аддиктивному поведению.

Какова специфика употребления алкоголя и наркотиков в под-

Ростковом возрасте?

Какова динамика злоупотребления психотропными веществами

В подростковом возрасте?

Перечислите причины, по которым подросток хочет изменить

Свое психическое состояние искусственным путем.

Какие принципы воспитания в работе с ребятами-девиантами вы

Знаете?

Перечислите основные методы работы со школьниками с деви-

Антным поведением.

Литература

Кондратенко В. Г. Девиантное поведение у подростков. —Минск,

1988.

10'

Основы специальной педагогики и психологии

Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской пато-

Психологии: Учебное пособие. —Ростов н/Д, 2000.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией

А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М., 2002.

Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста-

Дия алкоголизма. —М.,1988.

Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным

Поведением.

6. VIII Всероссийская научно-практическая конференция ≪Обра-

зование в России: медико-психологический аспект≫ // Материа-

Лы конференции. —Калуга, 2003.

Материалы для семинарского занятия

Основные ПОНЯТИЯ Девиантное поведение; девиации; аддиктивное

Поведение.

Методические На семинарском занятии предлагается обсу-

указания ДЛЯ дить со студентами основные приемы воспита-

ПОДГОТОВКИ ния девиантных подростков, а также привить

К семинарскому необходимые навыки практического их приме-

Занятию нения.

Приемы воспитания девиантных подрост-

Ков —это педагогически оформленные действия, посредством которых

Наши рекомендации