Ственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения
(гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справед-
Ливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за
Себя). Благодаря им корректируются и организуются поведение и де-
Ятельность личности.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу. Для формиро-
Вания взглядов, понятий, установок используются методы убеж-
Дения.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомер-
Ность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 273
отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов;
Стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жиз-
ни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в ≪дру-
гом≫, в контакте с себе подобными. Знать, что нужно делать, к чему
Следует стремиться, —не значит хотеть это делать, действительно к это-
му стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в про-
Цессе усвоения, а в результате переживания или проживания.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимули-
Рование —действия, в основе которых лежит формирование у уча-
Щихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике
Распространены такие компоненты метода стимулирования, как по-
Ощрение и наказание.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нрав-
Ственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от
Норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзыв-
Чивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.
Хотелось бы отметить, что воспитание личности приносит плоды
Только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональ-
Ном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.
Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно прино-
Сит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные
образования у ребенка не возникают, правильного воспитания лично-
Сти не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот спо-
Соб удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности,
Который соответствует ее жизненным ценностям.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка,
Является внушение, которое может осуществляться как вербальными,
Так и невербальными средствами. Внушать —это значит воздейство-
Вать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование это-
Го метода способствует переживанию детьми своих поступков и свя-
Занных с ними эмоциональных состояний.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устрем-
Ления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости,
Принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важ-
Но не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их ре-
Ализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие
Решений —это не только выбор альтернатив на рациональной осно-
Ве, но и волевое разрешение противоречий, способность осуществлять
Деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устой-
Чивость по отношению к трудностям.
10-2203
Основы специальной педагогики и психологии
Методы воздействия на волевую сферу предполагают:
•развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;
•развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для до-
стижения намеченной цели;
•формирование умения владеть собой (выдержка, самооблада-
ние); совершенствование навыков самостоятельного поведения
И т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы
могут оказать методы требования и упражнения.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную
Правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность,
Умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, са-
Моконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соот-
Ветствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении
Внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как си-
Стема внутреннего обеспечения направленности действия при нали-
Чии множества внешних условий, возможностей, задач.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на фор-
Мирование у детей навыков психических и физических саморегуля-
Ции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей