Ставляющим собой сочетание определенных личностных особенно-
Стей, актуализирующихся в ситуации затрудненности удовлетворения
Значимых социальных потребностей подростка.
Работа учителя с девиантными подростками
Наибольшую трудность в работе учителя и родители испытывают
С детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими
Нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны
С такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в обще-
Нии, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное
Сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках,
Ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так на-
Зываемых неблагополучных семей.
При работе необходимо включение трудных детей в работу спортив-
Ных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по
Интересам, должны быть разработаны специальные меры по включе-
Нию их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою
Инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые под этим под-
Разумеваются, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие
В уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы,
Работа в тренажерных залах. Эти формы деятельности стали уже тра-
Диционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они ста-
Ли привлекательными, особенно для девиантных детей, требует нема-
Лой изобретательности.
Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отсле-
живание состояния детей и подростков, выявление детей ≪группы рис-
ка≫, психологические консультации для детей и родителей, групповые
Занятия в форме тренингов, игр.
Менее распространенной формой является использование вариа-
Тивных форм обучения —классов коррекции, классов выравнивания,
обучения по индивидуальным планам. Практически, к сожалению, не
используется обучение ≪трудных детей≫ в разновозрастных группах,
Хотя, как показывают исследования, это весьма эффективный способ
Организации обучения именно для такой категории детей.
Основы специальной педагогики и психологии
И, наконец, скорее исключением, нежели правилом, является созда-
Ние групп взаимопомощи из самих подростков, широко используемых
В зарубежных школах и имеющих большой эффект.
Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по от-
Ношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему
Помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации
Его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для
Осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения.
При этом проявляется такая особенность социальных отношений
Детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего вос-
Принимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нрав-
Ственным позициям, с другой —всякую негативную оценку своих по-
Ступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.
Одной из главных задач воспитания девиантного ребенка является
Его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух
Важнейших условий.
Первым из них является обеспечение включенности детей в реаль-
Ные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного
Отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъектив-
Ный компонент. Вторым условием является самореализация детей
В процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает
Предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в от-
Ношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения
Деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым
ребенком своего ≪Я≫, наличие четких и ясных перспектив (ближних
И дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Воспитание девиантного ребенка совершается только на основе ак-
Тивности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей соци-
Альной средой. Фактически цель воспитания будет состоять в форми-
Ровании состояния самоперевоспитания.
Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она
Существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог
Должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка,
Определять, что является для ребенка главным на данный момент.