Так же как филателист демонстрирует новую марку. Каждый участ-
ник группы стремится пополнить свою ≪коллекцию≫ ощущений от
Наркотиков, жадно усваивает информацию о действии психоактивных
Веществ, способах их получения и т. д. Среди интеллектуально разви-
тых подростков-наркоманов даже бытует такой афоризм: ≪Тот, кто
ищет свой наркотик, тот ищет самого себя≫.
Постепенно этап поискового полинаркотизма переходит в этап фо-
Нового полинаркотизма. Перепробовав многие психоактивные веще-
Ства, подросток определяет тот наркотик, который доставляет ему
Наибольшее удовольствие. Именно появление такой избирательно-
Сти, наличие предпочитаемого наркотика на фоне остальных является
Отличительной чертой этого этапа. При этом влечения даже к предпо-
Читаемому наркотику пока нет, психологическая зависимость отсут-
ствует. Да и выбирает ≪свой≫ наркотик подросток лишь в том случае,
Когда есть выбор. Каких-либо активных действий в поисках именно
Этого психоактивного вещества подросток не предпринимает.
Фоновый На этом этапе повышается толерантность к пси-
Полинаркотизм хоактивным веществам (чаще —к предпочи-
Таемому наркотику), снижаются или исчезают
Защитные рефлексы. Предпочитаемым обычно становится вещество
С наиболее высокой наркогенностью или препарат, к которому подро-
Сток оказался наиболее чувствителен в силу своих индивидуальных
Особенностей. Наиболее часто в качестве такого вещества выступают
Основы специальной педагогики и психологии
Опий (точнее, его суррогат) и снотворные препараты. Значительно
Реже —гашиш, эфедрин. Практически не встречается на этом этапе
употребление хинолитиков и летучих веществ (ингалянтов).
Продолжительность этапа фонового полинаркотизма невелика — от 3 недель до полугода. Этот этап как бы подготавливает становле-
Ние 1 стадии наркомании.
Таким образом, заболевание алкоголизмом и наркоманией никогда не
бывает случайным (≪из-за любопытства≫), внезапным. Заболеванию
Всегда предшествует довольно длительный период социальной де-
Задаптации ребенка (сначала дома, а потом и в школе), период первых
Проб психоактивных веществ, поисковый полинаркотизм, где основ-
Ную роль играют стандарты группового поведения; фоновый полинар-
Котизм, где все ярче проявляется мотив изменения своего психиче-
Ского состояния с помощью предпочитаемого наркотика.
В период употребления психотропных веществ, еще до формирова-
Ния влечения к ним, т. е. пока нет психической зависимости, подрост-
Ку вряд ли может помочь нарколог. Медикаментозное лечение еще
Применять рано, а убеждения в пагубном влиянии психотропных ве-
Ществ на организм не воспринимаются, поскольку у подростка уже
Сформировалась психологическая готовность к употреблению алкого-
Ля или наркотиков. Помочь может только воздействие, направленное
На разрушение этой готовности и исправление отклонений в развитии
Личности, детерминирующих стремление изменить свое психическое
Состояние искусственным путем. Наибольший эффект может дать
Психологическое (психотерапевтическое) воздействие, базирующееся
На знании психологических причин возникновения у подростка по-
Требности в употреблении психотропных веществ.
Итак, схема возникновения психической зависимости от алкоголя
и наркотиков состоит в следующем:
Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации
Затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных
Потребностей, возникающая вследствие определенного сочета-
ния личностных свойств (личностная предрасположенность);
Несформированность или неэффективность способов психологи-
Ческой защиты личности, превращающих личностную предрас-
Положенность в психологическую готовность к злоупотреблению
психотропными веществами;
Наличие фрустрирующей (психотравмирующей) ситуации, акту-
ализирующей проявление (≪включение≫) этой психологической
готовности;
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 269
Осведомленность подростка о свойствах психотропных веществ,
Позволяющих снять психическую напряженность, достичь эмо-
Ционального комфорта.
Психологическая готовность к злоупотреблению психотропными
Веществами является своего рода функциональным органом, пред-