Так же как филателист демонстрирует новую марку. Каждый участ-

ник группы стремится пополнить свою ≪коллекцию≫ ощущений от

Наркотиков, жадно усваивает информацию о действии психоактивных

Веществ, способах их получения и т. д. Среди интеллектуально разви-

тых подростков-наркоманов даже бытует такой афоризм: ≪Тот, кто

ищет свой наркотик, тот ищет самого себя≫.

Постепенно этап поискового полинаркотизма переходит в этап фо-

Нового полинаркотизма. Перепробовав многие психоактивные веще-

Ства, подросток определяет тот наркотик, который доставляет ему

Наибольшее удовольствие. Именно появление такой избирательно-

Сти, наличие предпочитаемого наркотика на фоне остальных является

Отличительной чертой этого этапа. При этом влечения даже к предпо-

Читаемому наркотику пока нет, психологическая зависимость отсут-

ствует. Да и выбирает ≪свой≫ наркотик подросток лишь в том случае,

Когда есть выбор. Каких-либо активных действий в поисках именно

Этого психоактивного вещества подросток не предпринимает.

Фоновый На этом этапе повышается толерантность к пси-

Полинаркотизм хоактивным веществам (чаще —к предпочи-

Таемому наркотику), снижаются или исчезают

Защитные рефлексы. Предпочитаемым обычно становится вещество

С наиболее высокой наркогенностью или препарат, к которому подро-

Сток оказался наиболее чувствителен в силу своих индивидуальных

Особенностей. Наиболее часто в качестве такого вещества выступают

Основы специальной педагогики и психологии

Опий (точнее, его суррогат) и снотворные препараты. Значительно

Реже —гашиш, эфедрин. Практически не встречается на этом этапе

употребление хинолитиков и летучих веществ (ингалянтов).

Продолжительность этапа фонового полинаркотизма невелика — от 3 недель до полугода. Этот этап как бы подготавливает становле-

Ние 1 стадии наркомании.

Таким образом, заболевание алкоголизмом и наркоманией никогда не

бывает случайным (≪из-за любопытства≫), внезапным. Заболеванию

Всегда предшествует довольно длительный период социальной де-

Задаптации ребенка (сначала дома, а потом и в школе), период первых

Проб психоактивных веществ, поисковый полинаркотизм, где основ-

Ную роль играют стандарты группового поведения; фоновый полинар-

Котизм, где все ярче проявляется мотив изменения своего психиче-

Ского состояния с помощью предпочитаемого наркотика.

В период употребления психотропных веществ, еще до формирова-

Ния влечения к ним, т. е. пока нет психической зависимости, подрост-

Ку вряд ли может помочь нарколог. Медикаментозное лечение еще

Применять рано, а убеждения в пагубном влиянии психотропных ве-

Ществ на организм не воспринимаются, поскольку у подростка уже

Сформировалась психологическая готовность к употреблению алкого-

Ля или наркотиков. Помочь может только воздействие, направленное

На разрушение этой готовности и исправление отклонений в развитии

Личности, детерминирующих стремление изменить свое психическое

Состояние искусственным путем. Наибольший эффект может дать

Психологическое (психотерапевтическое) воздействие, базирующееся

На знании психологических причин возникновения у подростка по-

Требности в употреблении психотропных веществ.

Итак, схема возникновения психической зависимости от алкоголя

и наркотиков состоит в следующем:

Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации

Затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных

Потребностей, возникающая вследствие определенного сочета-

ния личностных свойств (личностная предрасположенность);

Несформированность или неэффективность способов психологи-

Ческой защиты личности, превращающих личностную предрас-

Положенность в психологическую готовность к злоупотреблению

психотропными веществами;

Наличие фрустрирующей (психотравмирующей) ситуации, акту-

ализирующей проявление (≪включение≫) этой психологической

готовности;

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 269

Осведомленность подростка о свойствах психотропных веществ,

Позволяющих снять психическую напряженность, достичь эмо-

Ционального комфорта.

Психологическая готовность к злоупотреблению психотропными

Веществами является своего рода функциональным органом, пред-

Наши рекомендации