Веществ семья и ближайшее окружение подростка играют иногда фа-

Тальную роль. В ётом тоже проявляется качественное отличие подрост-

Кового алкоголизма или наркомании от взрослого. Так, если взрослый

Человек сам может выбрать свое микросоциальное окружение, проти-

Востоять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать,

Основы специальной педагогики и психологии

То для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.

Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле ее

алкогольных обычаев, т. е. пьет так, чтобы ≪не отстать от других≫, а не

В соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый че-

ловек. Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до ≪отклю-

чения≫, подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам,

Употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что кон-

Троль организма над количеством выпитого подавляется с самого на-

Чала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращают-

Ся, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни,

Причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь

Сформируется окончательно.

Употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тя-

Желые последствия для развития психики. Тем не менее до окончания

Подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об ин-

Токсикации организма, так называемой злокачественной алкоголи-

Зации.

Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы упо-

Требления наркотиков и других психотропных веществ. Поэтому мож-

Но сделать вывод, что и физиология подростка, и его психология, и со-

Циальный статус определяют иные, качественно отличные подходы

К проблеме предупреждения и преодоления употребления психотроп-

Ных веществ несовершеннолетними по сравнению со взрослыми.

Динамика злоупотребления психотропными

Веществами в подростковом возрасте

Хорошо, если ребенок, развитие которого в результате неблагопри-

Ятного влияния семьи либо особенностей функционирования высшей

Нервной деятельности протекает с осложнениями, окажется во внесе-

Мейных социальных условиях, способных компенсировать эти недо-

Статки, выровнять наметившиеся отклонения в его личности. Если же

Этого не происходит, дальнейшее его развитие идет стихийно, по линии

Наименьшего сопротивления: подросток не пытается путем самовос-

Питания выработать в себе качества, обеспечивающие успех и удов-

Летворенность жизнью, а выбирает более легкий и простой путь —сра-

Зу изменить свое психическое состояние, добиваясь тех же эмоций

Путем употребления психотропных веществ.

Являясь элементом девиантного поведения, злоупотребление алко-

Голем и наркотическими веществами, как правило, начинается в груп-

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 265

Пе. Обычно это та же асоциальная группировка, в которой берет нача-

Ло и криминальное поведение. Однако среди элитарной молодежи

Существуют свои группы, где употребление психотропных веществ (чаще

наркотиков) является элементом их субкультуры, неотъемлемой со-

Ставляющей жизненного стереотипа.

Как уже отмечалось, попадая в пьянствующую компанию, подро-

сток пьет так, чтобы ≪не отстать от других≫, и, подражая уже сформи-

Ровавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это

Приводит к тому, что контроль организма над количеством выпитого

Утрачивается, еще не успев сформироваться. Иными словами, влия-

Ние алкогольной группы на несовершеннолетнего приводит к извра-

Щению стадий опьянения, что ведет по кратчайшему пути от злоупот-

Ребления к болезни и даже опережая болезнь.

В асоциально направленной группе всегда имеет место злоупотреб-

Ление алкоголем, поскольку это обязательный атрибут преступного

Мира, которому подражают входящие сюда подростки. Превращение

Такой группы в криминальную или собственно наркоманическую про-

Исходит довольно часто. Обычно такое превращение связано с появ-

Лением лидера —взрослого или старшего по возрасту, часто уже судимо-

Го и имеющего опыт употребления наркотиков. Он начинает активно

Предлагать подросткам попробовать наркотик, красочно описывая его

≪чудодейственные≫ свойства и убеждая в безвредности наркотических

Веществ.

Приведем пример ≪рекламного текста≫, который произнес наркоман-

житель, уговаривая подростка впервые сделать инъекцию опиатов;

≪Ты не слушай тех, кто тебе рассказывает. Это холопы, и кайф у них хо-

лопский. Мы с тобой короли, и кайф у нас будет королевский. Кайф — это ты сам. Если ты не имел кайфа, ты не знаешь себя≫ (В. С. Битенский

И др., 1989).

Наши рекомендации