Веществ семья и ближайшее окружение подростка играют иногда фа-
Тальную роль. В ётом тоже проявляется качественное отличие подрост-
Кового алкоголизма или наркомании от взрослого. Так, если взрослый
Человек сам может выбрать свое микросоциальное окружение, проти-
Востоять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать,
Основы специальной педагогики и психологии
То для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.
Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле ее
алкогольных обычаев, т. е. пьет так, чтобы ≪не отстать от других≫, а не
В соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый че-
ловек. Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до ≪отклю-
чения≫, подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам,
Употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что кон-
Троль организма над количеством выпитого подавляется с самого на-
Чала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращают-
Ся, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни,
Причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь
Сформируется окончательно.
Употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тя-
Желые последствия для развития психики. Тем не менее до окончания
Подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об ин-
Токсикации организма, так называемой злокачественной алкоголи-
Зации.
Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы упо-
Требления наркотиков и других психотропных веществ. Поэтому мож-
Но сделать вывод, что и физиология подростка, и его психология, и со-
Циальный статус определяют иные, качественно отличные подходы
К проблеме предупреждения и преодоления употребления психотроп-
Ных веществ несовершеннолетними по сравнению со взрослыми.
Динамика злоупотребления психотропными
Веществами в подростковом возрасте
Хорошо, если ребенок, развитие которого в результате неблагопри-
Ятного влияния семьи либо особенностей функционирования высшей
Нервной деятельности протекает с осложнениями, окажется во внесе-
Мейных социальных условиях, способных компенсировать эти недо-
Статки, выровнять наметившиеся отклонения в его личности. Если же
Этого не происходит, дальнейшее его развитие идет стихийно, по линии
Наименьшего сопротивления: подросток не пытается путем самовос-
Питания выработать в себе качества, обеспечивающие успех и удов-
Летворенность жизнью, а выбирает более легкий и простой путь —сра-
Зу изменить свое психическое состояние, добиваясь тех же эмоций
Путем употребления психотропных веществ.
Являясь элементом девиантного поведения, злоупотребление алко-
Голем и наркотическими веществами, как правило, начинается в груп-
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 265
Пе. Обычно это та же асоциальная группировка, в которой берет нача-
Ло и криминальное поведение. Однако среди элитарной молодежи
Существуют свои группы, где употребление психотропных веществ (чаще
наркотиков) является элементом их субкультуры, неотъемлемой со-
Ставляющей жизненного стереотипа.
Как уже отмечалось, попадая в пьянствующую компанию, подро-
сток пьет так, чтобы ≪не отстать от других≫, и, подражая уже сформи-
Ровавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это
Приводит к тому, что контроль организма над количеством выпитого
Утрачивается, еще не успев сформироваться. Иными словами, влия-
Ние алкогольной группы на несовершеннолетнего приводит к извра-
Щению стадий опьянения, что ведет по кратчайшему пути от злоупот-
Ребления к болезни и даже опережая болезнь.
В асоциально направленной группе всегда имеет место злоупотреб-
Ление алкоголем, поскольку это обязательный атрибут преступного
Мира, которому подражают входящие сюда подростки. Превращение
Такой группы в криминальную или собственно наркоманическую про-
Исходит довольно часто. Обычно такое превращение связано с появ-
Лением лидера —взрослого или старшего по возрасту, часто уже судимо-
Го и имеющего опыт употребления наркотиков. Он начинает активно
Предлагать подросткам попробовать наркотик, красочно описывая его
≪чудодейственные≫ свойства и убеждая в безвредности наркотических
Веществ.
Приведем пример ≪рекламного текста≫, который произнес наркоман-
житель, уговаривая подростка впервые сделать инъекцию опиатов;
≪Ты не слушай тех, кто тебе рассказывает. Это холопы, и кайф у них хо-
лопский. Мы с тобой короли, и кайф у нас будет королевский. Кайф — это ты сам. Если ты не имел кайфа, ты не знаешь себя≫ (В. С. Битенский
И др., 1989).