Подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и употреб-

Ляют такие же наркотики, в психологическом смысле это разные яв-

Ления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом

Для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздей-

Ствия (причем в основном медицинские, юридические, пропаганди-

Стские), вряд ли даст положительный эффект. Это объясняется тем,

Что психика подростков отличается от психики взрослого человека.

Жизнедеятельность подростка во всех своих проявлениях (включая

употребление психотропных веществ) развивается по своим специфи:

Ческим закономерностям.

≪До эпохи Возрождения, —пишет И. В. Пятницкая (работы кото-

Рой занимают одно из ведущих мест в изучении проблем алкоголиз-

ма), —дети в изобразительном искусстве представлялись подобными

взрослым (мимика, пропорции тела), только меньшими. Сейчас во

Многих работах подростковый алкоголизм изображается подобно

Взрослому, только тяжелее. Но ранняя форма алкоголизма подростка

Отличается от алкоголизма, развивающегося у взрослого, качествен-

Но. Иное качество мы видим и в, предпосылках, и в клинике, и в по-

следствиях≫.

Систематическое употребление психотропных веществ несовер-

Шеннолетними следует рассматривать прежде всего как психолого-

Педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем,

Что пьянство подростков, наркомания или токсикомания всегда свя-

Заны с другими нарушениями поведения.

Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое вре-

Мя может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельно-

Сти, социальном статусе, у несовершеннолетних, наоборот, сначала

Происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется

Употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктив-

Ное поведение является составным элементом отклоняющегося пове-

Дения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.

Исключение составляют биологически предрасположенные к алко-

Голизму подростки, у которых болезнь может возникнуть в результате

Случайной пробы спиртного.

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 263

Факторами возникновения у несовершеннолетних потребности

В употреблении психотропных веществ являются: неблагоприятная

Микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционирова-

Нии высшей нервной деятельности, возрастные особенности. В том

Случае, когда неблагоприятное влияние указанных факторов, благо-

Даря вмешательству взрослых, устраняется или компенсируется, зло-

Употребление прекращается без традиционного лечения и примене-

Ния медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства,

Угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удов-

Летворения жизненно важных социальных потребностей подростка,

Фрустрированных указанными факторами.

Детские психиатры считают, что у подростков практически невоз-

Можно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявле-

Ния начинающегося заболевания. Типичная ситуация, когда подро-

сток ≪отбился от рук≫, перестал выполнять требования родителей,

Учителей, стал плохо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить

Все время с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки

Или экспериментировать с другими психотропными веществами, мо-

Жет быть следствием влияния одного из следующих факторов (или их

Сочетания). Во-первых, это может быть реакцией здорового под-

Ростка на сложную ситуацию в семье или школе. Во-вторых, про-

Явлением чисто возрастной особенности —негативизма как крайнего

Проявления реакции эмансипации или одной из форм поискового по-

Ведения. Все это чаще всего с возрастом проходит само собой, по мере

Общей стабилизации поведения. В-третьих, это может быть про-

Явлением психических расстройств или декомпенсацией акцентуа-

Ций характера подростка.

Исследования доказали, что пьянство и наркомания несовершен-

Нолетних —это прежде всего проявления нарушений поведения, кото-

рые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75 % подро-

стков росли в неблагополучных семьях; до 90 % правонарушителей — тоже выходцы из неблагополучных семей; 76 % пьющих подрост-

ков воспитывались в неблагополучных, а 50 % —в неполных семьях

(В. Т. Кондрашенко, 1988).

В плане возникновения и развития зависимости от психоактивных

Наши рекомендации