На со значительными трудностями, так как очень тесно соприкасается
с понятием ≪норма≫, которое определяется, во-первых, как что-то
Среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых,
Как что-то наиболее приспособленное, адаптированное к окружа-
Ющей среде. В связи с этим любое поведение будет зависеть от стан-
Дартов, по которым будет оцениваться девиантное поведение, и тем со-
Циальным ожиданиям, которые сформировались в обществе.
Девиантное поведение имеет большое количество форм проявлений,
И одной из таких форм является аддиктивное поведение подростков.
Адциктивное поведение (от англ. addiction —пагубная привычка, склон-
Ность) —термин, обозначающий поведение человека, который зло-
Употребляет алкоголем или другими наркотическими (токсикомани-
Ческими) веществами.
Независимо от того, каким именно веществом злоупотребляет че-
Ловек, поведение его называется аддиктивным, поскольку в психоло-
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 259
Гическом смысле все это имеет единую природу. Обыденные представ-
ления о том, что пьянство ≪лучше≫, чем употребление наркотиков, яв-
Ляются заблуждением. В строго научном смысле употребление креп-
кого кофе, чая (тем более ≪чифиря≫), курение табака тоже являются
≪слабыми наркоманиями≫. Конечно, внешняя картина поведения, как
И субъективное состояние человека после приема того или иного
Вещества, различна, но суть их одна —изменение психического со-
Стояния.
Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила
Алкоголизм как одну из форм наркоманической зависимости и пред-
лагает использовать термин ≪зависимость≫ как в отношении алкоголя,
так и других наркотических средств. В 3-м издании справочника
По диагностике и статистике психических расстройств определяются
Видов веществ, употребляемых человеком для изменения своего
Психического состояния: алкоголь, барбитураты и седативные сред-
Ства с аналогичным действием; опиаты; амфетамин и психостимуля-
Торы с аналогичным действием; препараты индийской конопли (га-
шиш, марихуана).
Учитывая то, что употребление тех или иных из перечисленных ве-
Ществ во многом определяется степенью сформированности химиче-
Ской зависимости, зарубежные ученые предлагают рассматривать стадии
Развития наркомании в соответствии с тем, какое вещество принима-
ет человек:
•1-я стадия —курение табака (никотиномания);
•2-я стадия —употребление алкоголя;
•3-я стадия —курение марихуаны;
•4-я стадия —употребление собственно наркотических препара-
Тов, запрещенных для немедицинских целей.
Наркотик отличается от вещества, вызывающего токсикоманию,
Только с юридической точки зрения. Алкоголь отличается от нарко-
Тика и токсикоманического вещества в социальном смысле, т. е. про-
Сто более приемлем для нашего общества в силу сложившихся куль-
турно-исторических традиций (так, например, в мусульманских
Странах люди, придерживаясь запрета на алкоголь, считают вполне
Социально приемлемым умеренное употребление препаратов из ко-
Нопли). В психологическом же смысле все эти вещества фактически
Не отличаются. Поэтому вполне правомерно объединить их термина-
ми ≪психоактивные≫ или ≪психотропные≫, т. е. изменяющие психиче-
Ское состояние, вещества.
Основы специальной педагогики и психологии
Личностная предрасположенность
К аддиктивному поведению
Суть алкоголизма и наркомании состоит в том, что здесь целью че-
Ловека выступает стремление изменить свое психическое состояние.
Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркома-
Нии —это значит ответить на вопрос: почему человек хочет изменить
Свое психическое состояние именно искусственным (химическим)
Путем.
Психологические аспекты борьбы с алкоголизмом и наркоманией
Несовершеннолетних состоят прежде всего в выявлении психологи-
Ческой готовности к употреблению психотропных веществ, т. е. таких
Психологических особенностей подростков, которые являются своего
рода ≪слабым звеном≫ в процессе социализации личности. Именно эти
психологические особенности провоцируют ≪уход от реальности≫ при
Столкновении с жизненными трудностями.