На со значительными трудностями, так как очень тесно соприкасается

с понятием ≪норма≫, которое определяется, во-первых, как что-то

Среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых,

Как что-то наиболее приспособленное, адаптированное к окружа-

Ющей среде. В связи с этим любое поведение будет зависеть от стан-

Дартов, по которым будет оцениваться девиантное поведение, и тем со-

Циальным ожиданиям, которые сформировались в обществе.

Девиантное поведение имеет большое количество форм проявлений,

И одной из таких форм является аддиктивное поведение подростков.

Адциктивное поведение (от англ. addiction —пагубная привычка, склон-

Ность) —термин, обозначающий поведение человека, который зло-

Употребляет алкоголем или другими наркотическими (токсикомани-

Ческими) веществами.

Независимо от того, каким именно веществом злоупотребляет че-

Ловек, поведение его называется аддиктивным, поскольку в психоло-

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 259

Гическом смысле все это имеет единую природу. Обыденные представ-

ления о том, что пьянство ≪лучше≫, чем употребление наркотиков, яв-

Ляются заблуждением. В строго научном смысле употребление креп-

кого кофе, чая (тем более ≪чифиря≫), курение табака тоже являются

≪слабыми наркоманиями≫. Конечно, внешняя картина поведения, как

И субъективное состояние человека после приема того или иного

Вещества, различна, но суть их одна —изменение психического со-

Стояния.

Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила

Алкоголизм как одну из форм наркоманической зависимости и пред-

лагает использовать термин ≪зависимость≫ как в отношении алкоголя,

так и других наркотических средств. В 3-м издании справочника

По диагностике и статистике психических расстройств определяются

Видов веществ, употребляемых человеком для изменения своего

Психического состояния: алкоголь, барбитураты и седативные сред-

Ства с аналогичным действием; опиаты; амфетамин и психостимуля-

Торы с аналогичным действием; препараты индийской конопли (га-

шиш, марихуана).

Учитывая то, что употребление тех или иных из перечисленных ве-

Ществ во многом определяется степенью сформированности химиче-

Ской зависимости, зарубежные ученые предлагают рассматривать стадии

Развития наркомании в соответствии с тем, какое вещество принима-

ет человек:

•1-я стадия —курение табака (никотиномания);

•2-я стадия —употребление алкоголя;

•3-я стадия —курение марихуаны;

•4-я стадия —употребление собственно наркотических препара-

Тов, запрещенных для немедицинских целей.

Наркотик отличается от вещества, вызывающего токсикоманию,

Только с юридической точки зрения. Алкоголь отличается от нарко-

Тика и токсикоманического вещества в социальном смысле, т. е. про-

Сто более приемлем для нашего общества в силу сложившихся куль-

турно-исторических традиций (так, например, в мусульманских

Странах люди, придерживаясь запрета на алкоголь, считают вполне

Социально приемлемым умеренное употребление препаратов из ко-

Нопли). В психологическом же смысле все эти вещества фактически

Не отличаются. Поэтому вполне правомерно объединить их термина-

ми ≪психоактивные≫ или ≪психотропные≫, т. е. изменяющие психиче-

Ское состояние, вещества.

Основы специальной педагогики и психологии

Личностная предрасположенность

К аддиктивному поведению

Суть алкоголизма и наркомании состоит в том, что здесь целью че-

Ловека выступает стремление изменить свое психическое состояние.

Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркома-

Нии —это значит ответить на вопрос: почему человек хочет изменить

Свое психическое состояние именно искусственным (химическим)

Путем.

Психологические аспекты борьбы с алкоголизмом и наркоманией

Несовершеннолетних состоят прежде всего в выявлении психологи-

Ческой готовности к употреблению психотропных веществ, т. е. таких

Психологических особенностей подростков, которые являются своего

рода ≪слабым звеном≫ в процессе социализации личности. Именно эти

психологические особенности провоцируют ≪уход от реальности≫ при

Столкновении с жизненными трудностями.

Наши рекомендации