Реализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 255
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается
Отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных
Взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, соверша-
Емых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах
Нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературе девиантным называется поведение,
Отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм
(В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный обра-
Зец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно
Принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благо-
Получию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все
Авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, при-
Нятых в данном обществе.
Практическая потребность в изучении причин девиантного поведе-
Ния школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведе-
Ния велика. Рассмотрим основные из них.
Причины социального и психологического характера. Наиболее
Общей причиной социального характера, как ни странно, является от-
Ношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста
И трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало
Рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их
Особыми правами.
Среди причин психологического и социального характера традици-
онно выделяют:
1) дефекты правового и нравственного сознания;
2) содержание потребностей личности;
3) особенности характера;
Особенности эмоционально-волевой сферы.
Как правило, трудности в поведении подростка объясняются соче-
Танием результатов неправильного развития личности и неблагопри-
Ятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспи-
Тания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся
Причин девиантности ученые называют незавершенность процесса
Формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайше-
го окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценно-
Стей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся
От нормы поведение у подростков зачастую является средством са-
Моутверждения, протестом против действительности или требова-
Ний взрослых.
Основы специальной педагогики и психологии
В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены вли-
янию ≪своих≫ групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попро-
Бовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от ком-
Пании, быть как все. Одной из основных причин психологического
Характера многие исследователи называют низкую самоопенку детей,
Особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих воз-
Можностей, качеств и места среди других людей, является важным
Регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения
Человека с окружающими его людьми, его критичность, требователь-
Ность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Среди причин социального характера одной из самых распро-
Страненных является влияние социального окружения, в котором
Живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагопо-
Лучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если
Они противоречат принятым в обществе, для ребенка они —наибо-
Лее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной соци-
Альной среде.
Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по
Уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитан-
Ного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности,
навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить
Принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста про-
Тив своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения
Своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может
Быть и социально, и материально благополучная среда. При несфор-
Мированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах
Со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфе-
ре, может пуститься на ≪поиски приключений≫ или найти поддержку
В неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.
Причины, связанные с возрастными кризисами. Развитие ребенка