Ным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития
Становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нару-
Шения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного
С упущенными возможностями ранней компенсации дефекта.
Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений,
Единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двой-
Ном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психи-
Ческого развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную
Структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического
Подхода (исследования А. И. Мещерякова, Т. В. Розановой и др.). Так,
Слепоглухие дети в своем развитии существенно отличаются от дру-
Гих категорий аномальных детей (глухих, слепых и др.). Отсутствие
Зрения и слуха обрекает ребенка на значительную изоляцию от внеш-
Него мира, и его психика не получает должного развития. Такой ребенок
Нередко расценивается окружающими как глубоко умственно отста-
Лый: у него резко ограничено познание окружающей действительно-
Сти, нарушены возможности общения с людьми и формирования на-
Выков и норм поведения. Тем не менее, в отличие от действительно
Умственно отсталого ребенка, слепоглухой ребенок обладает значи-
Тельными потенциальными возможностями умственного развития.
Особенно велики эти возможности у детей и подростков с поздней
Слепоглухотой, избежавших влияния сенсорной депривации в раннем
Возрасте и сохранивших речь.
Характерным следствием сложных нарушений является уменьшение
Доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возмож-
Ного диапазона средств компенсации. Так, при слепоте компенсация
В восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значи-
Глава 10. Комплексные нарушения 243
Тельной мере через сохранные слух и осязание. При глухоте —че-
Рез зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие,
Однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте
Пути компенсации через слух и зрение оказываются перекрыты и лишь
В случае частичной сохранности этих функций могут быть исполь-
Зованы.
Таким образом, если в сложном бисенсорном дефекте мы имеем
Дело со сложением двух различных первичных нарушений и образо-
Ванием их сочетания, то в путях компенсации происходит как бы их
Вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использованы. Альтер-
Нативным является какой-то третий путь. Психологическая задача
Педагога-дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития
Ориентировочной деятельности ребенка, найти пусть и очень узкие,
Но реальные и перспективные пути компенсации сложного дефекта.
Так, для слепоглухого ребенка такую роль в его восприятии играют
Осязание и кинестетическое восприятие, кроме того, возможно значи-
Тельное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере
Заменяют утраченные зрение и слух.
Решающим фактором развития будет в любом случае включение
ребенка в процесс образования, или так называемого культурного
Развития, присвоения ему общественно выработанного историческо-
Го опыта человечества в процессе учения. Вывод ребенка из культур-
Ного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира — материально-предметного и социального —вот первейшая задача в по-
Исках путей компенсации сложного дефекта. В контексте культурно-
Го развития ведущее место занимает овладение ребенком языком. В этом
Смысле выход на компенсаторные сенсорные каналы приобретает до
Известной степени подчиненное значение. Возможности умственного
Развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не
Следует признавать ограниченными. В конце концов они зависят от
Состояния специальной педагогики как научно-практической дисцип-
Лины. По мере реального прогресса в области специальной психоло-
Гии и педагогики эти возможности существенно возрастают.
Поскольку важнейшим резервом, как это было показано Л. С. Вы-
Готским, является развитие высших психических функций ребенка,
Принципиально важным становится вопрос о степени сохранности
Интеллектуального развития. Умственная отсталость как возможный
Компонент сложного дефекта, безусловно, чрезвычайно снижает по-
Тенциал компенсаторного развития аномального ребенка, однако не