Известно, что страх у маленького здорового ребенка возникает то-

Гда, когда он сталкивается с незнакомыми явлениями. У ребенка с це-

Ребральным параличом представления об окружающем мире крайне

Ограниченны. Потому очень важно постепенно расширять его круго-

Зор, знакомить с различными предметами и явлениями, приучать к но-

Вым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Преж-

Де чем ребенку показать каких-либо домашних животных, необходимо

Рассказать о них, продемонстрировать их на картинках.

Особый подход требуется к ребенку, у которого болезненно вы-

Ражено чувство страха. Большое значение для предупреждения стра-

Ха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверен-

Ность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. В ходе

Деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его ин-

Теллект.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста,

Прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведе-

Ния. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким,

Каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отно-

Шение к своей болезни, к своим возможностям. Это даст ему способ-

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 233

Ность вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными

Переживаниями, полноценную жизнь.

Таким образом, анализ литературы по проблеме развития личности

детей с детскими церебральными параличами показал следующее:

•дети с церебральными параличами стойко психически истоща-

Емы, не способны к длительному интеллектуальному напряже-

Нию. Для них характерны расстройства эмоционально-волевой

Сферы, что проявляется чаще всего в плаксивости, раздражитель-

Ности, капризности. Им часто свойственна неуверенность в себе,

Часто проявляется наивность суждений, застенчивость, робость.

Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчиво-

стью, впечатлительностью, замкнутостью;

•отставание в развитии речи приводят к ограничению объема

Знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет об-

щение детей;

•наиболее характерной особенностью личности ребенка являются

Черты своеобразного психического инфантилизма, что проявля-

Ется в эгоцентризме, лабильности, повышенной внушаемости

И зависимости от окружающих. У детей с церебральными пара-

Личами могут отмечаться патологические черты характера: исте-

Роидные, тревожно-мнительные с фобическим синдромом, ипо-

хондрические, невротические;

•для большинства детей с церебральными параличами характерна

Пассивность, вялость, нерешительность, быстрая смена настро-

ения. Они боятся высоты, темноты, одиночества;

•в школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным

Ответом, нередко возникает заикание.

Рекомендации ПО На ранних этапах обучения и развития лично-

ПСИХОЛОГИЧескоЙ сти ребенка с церебральным параличом одной из

Коррекции основных задач является формирование пред-

АИЧНОСТНОЙ ставлений об окружающим мире, навыков само-

Сферы детей обслуживания. Большие возможности развития

С церебральным личности ребенка с церебральным параличом

Параличом открывает трудовое обучение, так как труд не

Только готовит к жизни и доступной профессии,

Но и способствует восстановлению нарушенных болезнью функций,

Ослаблению дефектов умственного и физического развития. Приобре-

Тая трудовые навыки и умения, дети получают возможность всесто-

Роннего развития.

9-2203

Основы специальной педагогики и психологии

Детям с церебральными параличами очень непросто заниматься

Трудовой деятельностью и особенно сложно доводить работу до кон-

Ца. Здесь огромное значение приобретает положительная мотивация

Деятельности ребенка. Однако мотив, желание трудиться и преодоле-

Вать себя остается достаточно серьезной проблемой для детей в возра-

Сте после 10 лет. К этому времени у детей с церебральными параличами

Часто формируется потребительское, индивидуалистическое отноше-

Ние к жизни, полное отсутствие интереса к какому-либо виду деятель-

Ности. И наоборот, дети 5-6 лет обычно с большим интересом вступа-

Ют в процесс трудовой деятельности.

В процессе трудовой терапии решаются специфические задачи:

•компенсация недостатков опорно-двигательного аппарата —укреп-

Наши рекомендации