Известно, что страх у маленького здорового ребенка возникает то-
Гда, когда он сталкивается с незнакомыми явлениями. У ребенка с це-
Ребральным параличом представления об окружающем мире крайне
Ограниченны. Потому очень важно постепенно расширять его круго-
Зор, знакомить с различными предметами и явлениями, приучать к но-
Вым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Преж-
Де чем ребенку показать каких-либо домашних животных, необходимо
Рассказать о них, продемонстрировать их на картинках.
Особый подход требуется к ребенку, у которого болезненно вы-
Ражено чувство страха. Большое значение для предупреждения стра-
Ха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверен-
Ность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. В ходе
Деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его ин-
Теллект.
Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста,
Прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведе-
Ния. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким,
Каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отно-
Шение к своей болезни, к своим возможностям. Это даст ему способ-
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 233
Ность вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными
Переживаниями, полноценную жизнь.
Таким образом, анализ литературы по проблеме развития личности
детей с детскими церебральными параличами показал следующее:
•дети с церебральными параличами стойко психически истоща-
Емы, не способны к длительному интеллектуальному напряже-
Нию. Для них характерны расстройства эмоционально-волевой
Сферы, что проявляется чаще всего в плаксивости, раздражитель-
Ности, капризности. Им часто свойственна неуверенность в себе,
Часто проявляется наивность суждений, застенчивость, робость.
Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчиво-
стью, впечатлительностью, замкнутостью;
•отставание в развитии речи приводят к ограничению объема
Знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет об-
щение детей;
•наиболее характерной особенностью личности ребенка являются
Черты своеобразного психического инфантилизма, что проявля-
Ется в эгоцентризме, лабильности, повышенной внушаемости
И зависимости от окружающих. У детей с церебральными пара-
Личами могут отмечаться патологические черты характера: исте-
Роидные, тревожно-мнительные с фобическим синдромом, ипо-
хондрические, невротические;
•для большинства детей с церебральными параличами характерна
Пассивность, вялость, нерешительность, быстрая смена настро-
ения. Они боятся высоты, темноты, одиночества;
•в школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным
Ответом, нередко возникает заикание.
Рекомендации ПО На ранних этапах обучения и развития лично-
ПСИХОЛОГИЧескоЙ сти ребенка с церебральным параличом одной из
Коррекции основных задач является формирование пред-
АИЧНОСТНОЙ ставлений об окружающим мире, навыков само-
Сферы детей обслуживания. Большие возможности развития
С церебральным личности ребенка с церебральным параличом
Параличом открывает трудовое обучение, так как труд не
Только готовит к жизни и доступной профессии,
Но и способствует восстановлению нарушенных болезнью функций,
Ослаблению дефектов умственного и физического развития. Приобре-
Тая трудовые навыки и умения, дети получают возможность всесто-
Роннего развития.
9-2203
Основы специальной педагогики и психологии
Детям с церебральными параличами очень непросто заниматься
Трудовой деятельностью и особенно сложно доводить работу до кон-
Ца. Здесь огромное значение приобретает положительная мотивация
Деятельности ребенка. Однако мотив, желание трудиться и преодоле-
Вать себя остается достаточно серьезной проблемой для детей в возра-
Сте после 10 лет. К этому времени у детей с церебральными параличами
Часто формируется потребительское, индивидуалистическое отноше-
Ние к жизни, полное отсутствие интереса к какому-либо виду деятель-
Ности. И наоборот, дети 5-6 лет обычно с большим интересом вступа-
Ют в процесс трудовой деятельности.
В процессе трудовой терапии решаются специфические задачи:
•компенсация недостатков опорно-двигательного аппарата —укреп-