Яния могут приводить к формированию патологических черт характе-
Ра и личности в целом. Реакции личности и реактивные состояния на
Свой дефект чаще всего выражаются в депрессивных состояниях, ино-
Гда с суицидальными высказываниями, реакциях негативизма. Поэто-
Му требуется особенно бережное отношение к личности больного ре-
Бенка. Очень важно, чтобы он почувствовал себя нужным и полезным
Человеком и мог освоить какие-то трудовые навыки.
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 231
Так, ребенок, способный самостоятельно, хотя и с патологией вы-
Полняемого движения, взять игрушку, произвести с ней то или иное
Действие, может, в связи с нарушениями эмоционально-волевой сфе-
Ры, сферы мотивации, не проявлять никаких попыток к ее захвату.
Другой ребенок, не владеющий этими движениями, может движени-
Ями глаз, головы, слабым движением рук или туловища по направле-
Нию к игрушке показывать свой интерес к ней.
Нередко слабая познавательная активность обусловлена недоста-
Точностью коммуникационных функций.
М. В. Ипполитова отмечает, что повышенная утомляемость также
Характерна для детей с церебральными параличами. Они быстро ста-
Новятся вялыми и раздражительными, плаксивыми, с трудом сосре-
дотачиваются на задание. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в резуль-
Тате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок на-
Чинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него
Усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение.
В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп
Речи убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих.
Организованность в трудовой деятельности формируется с большим
Трудом.
Поведение детей с детскими церебральными параличами бывает
Различным. Для большинства характерна пассивность, вялость, не-
Решительность, пугливость. Дети с трудом привыкают к новой об-
Становке, к новым людям, они боятся высоты, темноты, одиночества,
Закрытых дверей, всяких неожиданных раздражителей, уколов и т. д.
В момент страха у них учащается пульс, появляются пот, слюнотече-
Ние, усиливаются насильственные движения. Большое значение для
Преодоления страха имеют правильные условия воспитания таких
Детей.
У других детей отмечаются повышенная возбудимость, беспокой-
Ство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них
Характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шум-
Ны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании
Такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, прояв-
Лять доброжелательность и терпение.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезнен-
Но реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении
Матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Некоторым свойствен-
Но излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких.
Основы специальной педагогики и психологии
У детей наблюдаются частые расстройства сна: они плохо засыпа-
Ют, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем
И криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ре-
Бенок встает вялым, капризным, отказывается от занятий. Кроме того,
Для таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокой-
Ную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра видео-
И телепередач и различных резких раздражителей.
Дети с детскими церебральными параличами растут пугливыми,
Нерешительными и неуверенными в себе, они теряются в новых усло-
Виях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным
Ответом, нередко у них возникает заикание или появляются насиль-
Ственные движения. Они ничем не увлекаются, все свободное время
Тратят па приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть.
Все это препятствует развитию их интеллекта.
В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх'за свое
Здоровье, возможно неправильное развитие личности. Чаще это отме-
Чается у детей, которые воспитываются в семьях, где все внимание со-
Средоточено на болезни. В доме говорят только о болезни, малейшее
Изменение в состоянии ребенка вызывает у родителей не только тре-
Вогу, но и панику. Правильное воспитание в семье может предупре-
Дить подобное состояние.