Виваются преимущественно наглядные формы мышления, у других
Наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при
Лучшем развитии словесно-логического.
Выраженность психоорганических проявлений —замедленность, ис-
Тощаемость психических процессов, трудности переключения на дру-
Гие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания,
Снижение объекта механической памяти. Большое число детей отли-
Чается низкой познавательной активностью, что проявляется в от-
сутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медли-
Тельности и пониженной переключаемости психических процессов.
Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрасте-
Ническим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.
Наиболее отчетливо оно проявляется в школьном возрасте при раз-
Личных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целе-
Направленная деятельность. Основным нарушением познавательной
Деятельности является задержка психического развития (церебраль-
но-органического генеза).
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства
Эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде
Повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви-
Гательной расторможенности, у других —в виде заторможенности, за-
Стенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто со-
Четается и с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать
Или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоци-
Ональность возбудимость нередко сочетается с плаксивость, раздражи-
Тельностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются
В новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается
Радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением кри-
Тики (эйфория).
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной рас-
Торможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружа-
Ющим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без-
Различия, равнодушия, безучастности.
Основы специальной педагогики и психологии
У детей с церебральным параличом своеобразная структура лично-
Сти. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсут-
ствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внуша-
Емостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,
Слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У де-
Тей и подростков легко формируются иждивенческие установки, не-
способность и нежелание к самостоятельной практической деятель-
Ности. Выраженные трудности социольной адаптации способствует
Формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, не-
Умение постоять за свои интересы. Это сочетание с повышенной чув-
Ствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Нужно отметить, что Е. М. Мастюкова и К. А. Семенова считают,
Что наиболее характерной особенностью личности ребенка с цереб-
Ральным параличом являются черты своеобразного психического ин-
Фантилизма. По своей структуре этот инфантилизм ближе всего к так
Называемому органическому наряду с чертами психики, свойственной
Детям более младшего возраста (эгоцентризм, лабильность, недоста-
Точная глубина эмоций, повышенная внушаемость и зависимость от
Окружающих), у этих детей обнаруживаются более выраженные нару-
Шения интеллектуальной деятельности с инертностью психических
Процессов и недостаточностью логического мышления. Наряду с чер-
Тами незрелости в отдельных суждениях и интересах могут отмечать-
Ся элементы солидности, рассудительности. Наряду с преобладанием
Игровых интересов могут иметь место расторможенность и патология
Влечений. Все это свидетельствует о своеобразном дисгармоничном
Психическом развитии.
Кроме проявлений органического инфантилизма, у детей с церебраль-
Ными параличами могут отмечаться патологические черты характера
И личности в целом (истероидные, тревожно-мнительные с фобическим
Синдромом, ипохондрические, невротические и т. д.). Характерны такие
Проявления различных реакций личности и возникновение затяжных
Реактивных состояний в связи с реакциями на свой дефект, свою фи-
Зическую неполноценность. Указанные затяжные реактивные состо-