Напряжению. Синдром раздражительной слабости обычно сочетается
У этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним
Раздражителям (громким звукам, яркому свету, различным прикосно-
Вениям и т. д.).
Астеноадинамический синдром по большей части отмечается у де-
Тей со спастической (поражение нижних и верхних конечностей, с от-
четливым преобладанием поражения ног), а также при атонически-
Астатической форме, когда у ребенка в первую очередь наблюдаются
Непроизвольные движения —гиперкинезы, часто наблюдается астено-
Гипердинамический синдром с. проявлением двигательного беспокой-
Ства, повышенной раздражительностью и суетливостью.
Специфические нарушения деятельности, движений и общения при
Детском церебральном параличе могут способствовать своеобразно-
Му формированию личности. Наиболее часто наблюдается диспропор-
циональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что
Достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием
уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью.
Личная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности сужде-
Ний, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
Жизни.
Таким образом, психоэмоциональные расстройства и особенности
Личности при детском церебральном параличе, формирующиеся в ре-
Зультате действия комплекса факторов, и в том числе вследствие
Основы специальной педагогики и психологии
Имеющихся разнообразных двигательных нарушений, играют важ-
Ную роль в расстройстве познавательной деятельности больных детей.
Особый интерес представляет характер активности ребенка, нали-
Чие у него мотиваций к действию, к общению с окружающими, к ис-
Пользованию имеющихся у него хотя бы минимальных возможностей
Движения, элементов предречевого и речевого развития при условии
Адекватности и силы его эмоциональных реакций.
Нарушение развития познавательной деятельности, как и всякой
Деятельности у детей с церебральными параличами, может быть свя-
Занно с быстрой истощаемостью, наклонностью к тормозным реакци-
Ям, замедленностью переключения умственных процессов, слабостью
Концентрации внимания, памяти.
А. И. Аксенова отмечает, что аномалии развития психики при дет-
Ском церебральном параличе характеризуются рядом специфических
Особенностей.
Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окру-
жающем мире. Это обусловлено несколькими причинами:
Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверст-
Никами и взрослыми людьми в связи с длительной обездвижен-
ностью или трудностями передвижения;
Затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-
Практической деятельности, связанное с проявлением двигатель-
ных расстройств;
Нарушение сенсорных функций.
При детском церебральном параличе отмечается нарушение коор-
Динированной деятельности различных анализаторных систем. Пато-
Логия зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно ска-
Зывается на восприятии в целом, ограничивает интеллектуальную
Деятельность детей с церебральными параличами. Ощупывание, ма-
Нипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при детском
Церебральном параличе существенно нарушены.
Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окру-
Жающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют
Представление лишь о том, что было в их практике.
Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недо-
Статочности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций, за-
Держка развития других и сохранение третьих. Мозаичный характер
Развития психики связан с ранним органическим поражением мозга
На ранних этапах его развития, причем преимущественно сдают паи-
Глава 9, Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 229
более ≪молодые≫ функциональные системы мозга, обеспечивающие
Сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятель-
Ности и формирование других высоких корковых функций. Несфор-
Мированность высших корковых функций является важным звеном
Нарушений познавательной деятельности при детском церебральном
Параличе. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции,
Т. е. характерна парциалыюсть их нарушений. У некоторых детей раз-