Витие фино- и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур
Развивающихся уже в постнатальном онтогенезе. У ребенка с цере-
Бральным параличом прежде всего в той или иной степени выключена из
Деятельности важнейшая функциональная система —двигательная. Вы-
Раженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной не-
Достаточностью, может быть одной из причин недоразвития познаватель-
Ной деятельности и интеллекта у детей с церебральными параличами.
я --г 2"?
Основы специальной педагогики и психологии
Большое значение в развитии восприятия и интеллекта ребенка
Придается деятельности. У ребенка с церебральным параличом в силу
Двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия
Может быть нарушено на самых ранних этапах его становления. Так,
Нарушение моторного аппарата глаза, а также недоразвитие стато-ки-
Нетических рефлексов способствуют ограничению поля зрения у та-
Ких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия у детей
С церебральными параличами может зависеть от отсутствия у них
Предметных действий. Известно, что эти действия у ребенка развива-
Ются по мере совершенствования его общей моторики. По мере ста-
Новления предметной деятельности происходит развитие активного
Осязания, т. е. формируются зрительно-кинестетические условные
Связи. Двигательная недостаточность препятствует не только разви-
Тию кинестетического и зрительного восприятия, но еще в большей
Степени мешает формированию интерсенсорных условных связей,
Особенно зрительно-моторных.
Патология двигательной функциональной системы у детей с цере-
Бральным параличом является одним из важных факторов, замедля-
Ющих и искажающих психическое развитие. Кроме того, патологическое
Состояние зрительного и слухового восприятия в результате пораже-
Ния рецепторных систем также может приводить к недоразвитию по-
Знавательной деятельности, речи и интеллекта этих детей.
Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова считают, что большую роль в не-
Доразвитии познавательной деятельности и интеллекта у детей с це-
Ребральным параличом могут играть речевые нарушения с недораз-
Витием коммуникативной, обобщающей и регулирующей функций
Речи. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практиче-
С'кую деятельность, что обуславливает недостаточное развитие пред-
Метного восприятия.
Отклонения в познавательной деятельности у детей с церебраль-
Ным параличом в значительной степени обусловлены недостаточно-
Стью их практической деятельности и социального опыта, коммуни-
Кативных связей с окружающими и невозможностью полноценной
Игровой деятельности.
По мнению Е. П. Мешениной, для детей с церебральным параличом
Характерны разнообразные психоэмоциональные расстройства, кото-
Рые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости,
Повышенной .чувствительности к обычным раздражителям окружа-
Ющей среды, склонности к колебаниям настроения.
Е. М. Мастюкова считает, что повышенная эмоциональная лабиль-
Ность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 227
Эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, припод-
Нятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением крити-
Ки. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно
Характерен страх высоты. Повышенная эмоциональная возбудимость
Может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной рас-
Торможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными про-
Явлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти
Проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обста-
Новке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадап-
Тации.
Нарушения в психоэмоциональной сфере у детей с церебральным
Параличом проявляются в виде синдрома раздражительной слабости.
Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны,
Это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость,
С другой —чрезвычайная раздражительность, плаксивость, каприз-
Ность.
Дети с церебральным параличом психически истощаемы, недоста-
Точно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному