Деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное по-

Знание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным па-

Раличом не знают многих явлений окружающего предметного мира

И социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том,

Что было в их практике.

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной

Недостаточности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций,

Задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный харак-

Тер развития психики связан с ранним органическим поражением моз-

Га на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают

наиболее ≪молодые≫ функциональные системы мозга, обеспечива-

Ющие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной де-

Ятельности и формирование других высших корковых функций. Не-

Сформированность высших корковых функций является важным

Звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем

Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна

Парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются пре-

Имущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, осо-

Бенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем разви-

Тии словесно-логического.

Выраженность психоорганических проявлений —замедлен-

Ность, истощаемость психических процессов, трудности переключе-

Ния на другие виды деятельности, недостаточность концентрации вни-

Мания, снижение объема механической памяти. Большое число детей

Отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в от-

сутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлитель-

Ности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая

Умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим

Синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением

При выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо оно

Проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных

Нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом пред-

Ставляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или

Близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка

Психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети

Без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) раз-

Основы специальной педагогики и психологии

Витии встречаются относительно редко. Основным нарушением по-

Знавательной деятельности является задержка психического развития

(церебрально-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства

Эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде

Повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви-

Гательной расторможенности, у других —в виде заторможенности, за-

Стенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто со-

Четается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать

Или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоци-

Ональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражи-

Тельностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются

В новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается

Радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением кри-

Тики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной рас-

Торможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружа-

Ющим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без-

Различия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура лично-

Сти. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсут-

ствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внуша-

Емостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,

Слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У де-

Тей и подростков легко формируются иждивенческие установки, не-

способность и нежелание к самостоятельной практической деятель-

Ности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют

Формированию таких черт личности, как робость, застенчивость,

Наши рекомендации