Деятельность детей с церебральным параличом.
Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное по-
Знание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным па-
Раличом не знают многих явлений окружающего предметного мира
И социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том,
Что было в их практике.
Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной
Недостаточности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций,
Задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный харак-
Тер развития психики связан с ранним органическим поражением моз-
Га на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают
наиболее ≪молодые≫ функциональные системы мозга, обеспечива-
Ющие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной де-
Ятельности и формирование других высших корковых функций. Не-
Сформированность высших корковых функций является важным
Звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем
Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т. е. характерна
Парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются пре-
Имущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, осо-
Бенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем разви-
Тии словесно-логического.
Выраженность психоорганических проявлений —замедлен-
Ность, истощаемость психических процессов, трудности переключе-
Ния на другие виды деятельности, недостаточность концентрации вни-
Мания, снижение объема механической памяти. Большое число детей
Отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в от-
сутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлитель-
Ности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая
Умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим
Синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением
При выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо оно
Проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных
Нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом пред-
Ставляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или
Близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка
Психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети
Без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) раз-
Основы специальной педагогики и психологии
Витии встречаются относительно редко. Основным нарушением по-
Знавательной деятельности является задержка психического развития
(церебрально-органического генеза).
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства
Эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде
Повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви-
Гательной расторможенности, у других —в виде заторможенности, за-
Стенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто со-
Четается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать
Или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоци-
Ональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражи-
Тельностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются
В новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается
Радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением кри-
Тики (эйфория).
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной рас-
Торможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружа-
Ющим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без-
Различия, равнодушия, безучастности.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура лично-
Сти. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсут-
ствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внуша-
Емостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,
Слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У де-
Тей и подростков легко формируются иждивенческие установки, не-
способность и нежелание к самостоятельной практической деятель-
Ности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют
Формированию таких черт личности, как робость, застенчивость,