Нуса мышц в конечностях, патологические установки позы, а также
нарушение психоречевых функций. Характерными являются:
•двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олиго-
френии (умственное недоразвитие);
•спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтля);
•повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениями
и судорожными припадками;
•замедление роста и уменьшение длины конечностей;
•глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства.
Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких
Пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нару-
Шения, на другом —минимальные. Психические и речевые расстройства,
Основы специальной педагогики и психологии
Так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может
наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при гру-
Бых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства
Могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких
Двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и рече-
Вые расстройства.
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формиро-
Вание всех двигательных функций: с трудом и опозданием формиру-
Ется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы,
Манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ве-
Дущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают небла-
Гоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным па-
Раличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно свя-
Занных со спецификой самого заболевания.
Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности,
Гипотонии, дистонии). Мышечный тонус условно называют рефлек-
Сом на проприоцентию, ответом мышц на самоощущение. Для любого
Двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регу-
Лирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной рабо-
Той различных звеньев нервной системы.
Часто при детском церебральном параличе наблюдается повыше-
Ние мышечного тонуса —спастичностъ. Мышцы в этом случае на-
Пряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при
Попытках произвести то или иное движение (особенно при верти-
кальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги
Приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приве-
Дены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в ку-
Лак. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сги-
Бательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных
Движений в суставах), а также различные деформации конечностей.
При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тета-
нуса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются
Плавность и слаженность мышечного взаимодействия.
При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и ту-
Ловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных дви-
Жений значительно больше нормального.
Дистопия —меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный
Тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью.
В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко
Нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 213
При осложненных формах церебрального паралича может наблю-
даться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тону-
Са. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.
Ограничение или невозможность произвольных движений (паре-
Зы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может
Наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений.
Полное отсутствие движений, обусловленное поражением двигатель-
Ных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамид-
Ных) путей, называется церебральным параличом, а ограничение объема
Движений —центральным парезом. Ограничение объема произволь-
Ных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ре-
Бенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их
Вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги.
Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций
И прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы. При парезах